«Быть или не быть? — вот в чем вопрос» — сказал однажды шекспировский герой. Уходят эпохи, а на подмостках театра, именуемого жизнью, появляются новые герои. И только вопрос, рожденный среди возникающих проблем, остается бессмертно-актуальным. Он, правда, разрастается уточнениями, приобретая таким образом более четкие очертания нашего с вами бытия, но от этого ни в коей мере не теряется ни его актуальность, ни философское значение.
На этот раз вопрос ставят автоперевозчики — аргументированно и решительно: будет ли государственная политика в сфере автотранспортных услуг, четко прописанная в нормативно-правовой базе, успешно функционировать и на просторах Николаевщины? Но обо всем — по порядку.
Украина — европейское государство по ее территориальному расположению. Дело за малым: стать европейским по сути. То есть, жить, как в передовых высокоразвитых странах Европы. Цели поставлены, задачи ясны. По крайней мере, для автоперевозчиков Николаевской областной ассоциации. Предоставляя автотранспортные услуги, они с каждым годом улучшают их качество, расширяют автопарк, пополняя его новой техникой. При этом, прошу заметить, заказчик, коим является государство, уже изначально в проигрышной ситуации, потому что далеко не всегда обеспечивает перевозчика надлежащими условиями для выполнения поставленных задач по предоставлению автотранспортных услуг. Речь идет о дорогах. Но чтобы выехать на те самые дороги, надо сначала выиграть конкурс.
Условия его организации, а также проведения четко прописаны в постановлении Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2008 года № 1081 — «Про затвердження Порядку проведення конкурсу з перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування» с имеющимися изменениями, внесенными согласно постановлениям Кабмина за № 525 (525-2009-П), № 776 (776-2009-П), № 1310 (1310-2009-П). Для пассажира важно, чтобы именно благодаря конкурсу маршрут доставался самому достойному, кто обеспечит безопасность пользователя автотранспортными услугами, создаст комфорт для пассажиров.
Казалось бы: есть Закон — выполняйте! Так что же так взволновало наших автоперевозчиков, почему они обратились к журналисту, надеясь на силу слова и роль средства информации в поиске истины? Оказывается, конкурс. Тот самый конкурс, на котором честно, исходя только из буквы Закона, автоперевозчик выиграет право обслуживать тот или иной маршрут.
Взволновала и фантастически завышенная, на их взгляд, сумма за участие в конкурсе. Ведь не каждый из тех, кто участвует в конкурсе, может заплатить за каждый заявленный маршрут. Как быть частному предпринимателю, взявшему в кредит, к примеру, пару автобусов и обслуживающему далеко не прибыльные рейсы? Ведь его заработка в столь трудное время экономического кризиса хватит только на то, чтобы гасить кредиты, платить налоги и содержать водителей.
Заботясь о пассажирах, власть обязана создавать нормальные условия для перевозчиков. Аргументируя свое мнение, собранием Николаевской областной ассоциации автомобильных перевозчиков, состоявшемся в январе с. г., было принято решение обратиться к Алексею Гаркуше — председателю Николаевской облгосадминистрации. В письме-обращении, в частности, говорилось, что плата за участие в конкурсе значительно завышена и многократно превышает расходы на организацию и проведение конкурса. В обращении к Алексею Николаевичу Ассоциацией было указано на такие вопиющие факты: ...Несмотря на то, что почти у всех перевозчиков-претендентов имеются в наличии утвержденные заказчиком перевозок паспорта маршрутов, организатором конкурса в смете предусматривается их (паспортов — авт.) изготовление, что составляет половину сметы, причем не на отдельный маршрут, как того требует действующее законодательство, а на каждый рейс маршрута».
Не может не вызвать праведный гнев у перевозчиков и тот факт, что по причине низкого пассажиропотока по просьбе жителей и по согласованию с заказчиком перевозок, автобусы в отдельные населенные пункты осуществляют рейсы 2-3 раза в неделю в разное время, а плата за право работать на этих маршрутах, как ни странно, бывает значительно выше, чем на маршрутах со стойкими пассажиропотоками, на которых автобусы работают ежедневно. Только за то, что из рук в руки возьмут запечатанный конверт, в котором находятся документы перевозчика для участия в конкурсе, последний должен заплатить ни много ни мало, а 137,40 гривень. Причем эта плата берется за каждый рейс. И так по каждому пункту сметы, который организаторы держат почему-то в большом секрете. Ни о какой открытости, прозрачности деятельности на этой, с позволения сказать, фирме речь не идет.
Ларчик, как показалось ассоциации автоперевозчиков, обратившихся с этим вопросом к губернатору, открывается просто: плата за участие в конкурсе изымается в том числе и на содержание государственного предприятия «Николаевавтотранссервис», выступающего по чьему-то велению и хотению в ранге «рабочего органа», которое, вероятно, поставило целью содержать себя не за счет хозяйственной деятельности, а на средства, поступающие от участников конкурсов для автоперевозчиков. Мотивация ясна, просьба автоперевозчиков более чем скромная: ...взять под личный контроль приведения сметы за участие в конкурсе до уровня реальных расходов на его подготовку и проведение».
Обращение к губернатору от имени автоперевозчиков подписал генеральный директор Николаевской областной ассоциации автомобильных перевозчиков Виктор Здоровец. До этого, правда, автоперевозчиками было направлено обращение Наталье Бракован, первому заместителю председателя облгосадминистрации. И снова, как набат, тревожное и вполне мотивированное послание, в котором говорится, что ...на основании многочисленных обращений перевозчиков — членов ассоциации необходимо рассмотреть правомерность чрезвычайно завышенной оплаты за участие в конкурсе, которая значительно увеличивает затраты перевозчиков и не соответствует затратам, которые необходимы для организации и проведения конкурса».
Казалось бы, лед тронулся. Наталья Владимировна по материалам рассмотрения обращения ответила буквально следующее: «С целью объективного рассмотрения данного вопроса... в к. 805 управления промышленности и развития инфраструктуры было проведено совещание с участием автотранспортных предприятий и Николаевской областной ассоциации автомобильных перевозчиков. По итогам совещания было принято решение не включать в смету затрат оплаты... за изготовление паспортов маршрутов, на которые перевозчик-претендент подает заявку. Также было принято решение насчет уменьшения платы за отдельные объекты (чит. маршруты. — Авт.) конкурса, которые обслуживаются факультативно и сезонно, о чем было официально сообщено через средства массовой информации, а именно 16.01.2010 года в газете «Южная правда».
То, что происходит на самом деле, напоминает манипуляционные действия ловкого наперсточника: используется себе во благо даже постановление Кабмина от 03.12.2008 года
№ 1081, о котором уже говорилось выше, ...финансирование проведения конкурса осуществляется органами исполнительной власти за счет средств, внесенных перевозчиком-претендентом как плату за участие в конкурсе. Размер платы за участие в конкурсе устанавливается организатором на основании сметы и не может превышать сто необлагаемых минимумов граждан на дату подачи заявки для участия в конкурсе». Это уже из ответа М. Максимчука, начальника управления промышленности и развития инфраструктуры гендиректору Виктору Здоровцу.
О том, чтобы представители ассоциации автоперевозчиков увидели наконец-то таинственную смету организации и проведения конкурса, как я понимаю, не может быть и речи. Иначе, как понять то, что ассоциацию было названо третьей стороной, то есть — посторонними? Так что же мешает открытости? Кто-то, по всей вероятности, побаивается: вдруг станет автоперевозчикам известно что-то такое, что... Не будем гадать! Наша задача — помочь расставить все точки над і в столь ответственном деле: организации и проведении конкурсов для автоперевозчиков. На одном из них я, как журналист, и побывала недавно.
Сразу оговорюсь, что мое появление в арендованом классе помещения учебно-курсового комбината, где проходил конкурс, привело в откровенное замешательство и недоумение Алексея Стасюка, председателя конкурсного комитета, начальника отдела транспорта, связи и развития инфраструктуры облгосадминистрации. Прояви я меньшую настойчивость и Алексей Федорович (с его слов. — Авт.) «попросил» бы меня из помещения во время работы конкурсной комиссии. Той самой, которая, согласно Закону (часть 2 пункт 24 действующего порядка проведения конкурса. — Авт.), в своем составе должна объединить в равном соотношении (50% х 50%. — Авт.) как представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и представителей общественных организаций.
Но не тут-то было! В нарушение указанной нормы из тринадцати человек, которые распоряжением облгосадминистрации № 176-р от 07.05.09 года являются членами конкурсного комитета (для определения перевозчиков на автобусных маршрутах общего пользования. — Авт.), заказчик которых — облгосадминистрация, фактически только треть состава комиссии — представители общественных организаций. Так, Т. Гонца в упомянутом распоряжении названа как председатель местного центра Всеукраинской общественной организации «Громадський комітет транспортної безпеки», а фактически работает главным бухгалтером ГП «Николаевавтотранссервис». И этот список можно уверенно продолжить.
Опять возникает вопрос: не слишком ли перегибают палку организаторы конкурса, вводя в его состав даже 50% представителей от власти? Почему никто не удосужился задать вопрос, где в этом составе нардепы, работники СМИ, медицины? Той самой общественности, которая стоит на страже здоровья, законности и предоставления качественных информационных услуг? Тогда у господ Шпиля и Стасюка (это произошло уже во время второго тура конкурса. — Авт.) не было бы возмущения по поводу моего очередного присутствия на их вовсе «не тайном» мероприятии. И снова непонятно: почему из состава конкурсного комитета были исключены представители профсоюза и руководитель ассоциации? Возникает закономерный вопрос: под кого «подганялся» конкурсный комитет? Ведь такую «оплошность» нельзя, как мне кажется, допустить случайно. Возможно, в этом частично кроется ответ на вопрос, почему председатель конкурсного комитета так отреагировал на представителя СМИ. Но самое интересное было потом. Участники конкурса, уплатившие немалые деньги, приглашались комиссией в, мягко говоря, убогое холодное помещение, где по принципу провинившихся двоечников становились у стены и «отчитывались» о том, какое они представляют предприятие.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Судите сами: баллы выставлены, и это законно, еще до начала конкурса. Все пункты учтены. Так неужели в столь прогрессивное время научно-технических технологий было сложно организатору конкурса, используя хотя бы проэктор, вывести на экран сравнительные таблицы, чтобы все присутствующие могли видеть, какие пункты кого из конкурсантов-перевозчиков привели на победное первое место? И почему участники конкурса не получили на руки таблицы с выведенными баллами — и свои, и претендента, чтобы исключить всякие сомнения? Что это: неуважение к перевозчику, заплатившему деньги за участие в конкурсе, или экономия средств с целью использования... не по назначению?
Вопросов и впрямь значительно больше, чем ответов. Особенно нелепым выглядел так называемый «перенос» голосования, когда рассматривали заявку претендентов в лице ЧП Кулачинского, ОАО «Автотранс-Голта», ОАО «Орион-Авто». Почему нелепо? Потому что ОАО «Автотранс-Голта», во-первых, предоставило недостоверную информацию, завысив уровень средней зарплаты водителей своего предприятия, о чем тут же его представитель сознался, устно «исправив» указанные ранее сведения, а, во-вторых, долг по зарплате, согласно документу, предоставленному управлением юстиции, на момент рассмотрения автопредприятия, как участника конкурса автоперевозчиков составлял более 300 тысяч гривень (или 250-ти тысяч, но это уже со слов автоперевозчика Голты. — Авт.). При этом, как ни странно, участник конкурса — претендент Кулачинский «отстал» от своего конкурента на целых три балла, а Буркун, который руководит сертифицированным автопредприятием, где исправно получают зарплату, где солидные отчисления идут в бюджет, так вот количество баллов, как ни странно, эти предприятия набрали одинаковые — девяносто. Вот уж и впрямь чудеса твои, Господи!
Вольно или невольно возникла эта коллизия, но с уверенностью могу сказать, что те, кто «недосмотрел» столь вопиющие факты, точно ведают, что творят. А ведь автоперевозчики, как мне кажется, могут выразить недоверие такому составу конкурсного комитета, который, скажем так, ловко «жонглирует» баллами.
Тема работы автоперевозчиков для меня, как для журналиста, не нова. Готовя декабрьский выпуск журнала, я брала интервью у одного из них — Юрия Кулачинского. И вот что он мне сказал: «Бизнес по-украински зачастую выходит за рамки здравого смысла. Примером тому могут служить конкурсы автоперевозчиков. Сколько неясности, уловок, лазеек! Такое иногда возникает впечатление, что до проведения конкурса практически все решено! Бывает, конкурс выиграл по всем статьям, а маршрут отдают другому перевозчику. Я привык действовать цивилизованно: обращаюсь в суды». Не кажется ли это гласом вопиющего в пустыне? Зачем автоперевозчику Кулачинскому нужны были бы суды, если бы конкурсный комитет придерживался буквы закона?
После окончания второй части конкурса, состоявшегося 16 февраля с. г. и проходившего уже в директорском кабинете «рабочего органа», я снова пообщалась с Юрием Анатольевичем. Я понимаю и разделяю возмущение этого перевозчика. Но были и другие проигравшие. Мне многое не понятно: как так могло случиться, что у перевозчика Сергея Михайлова, что называется, из-под носа увели наработанный и обслуживаемый им маршрут «Вознесенск — Жовтневое»? Неужели сработал принцип «ловкость рук и никакого мошенничества»? Как оказалось, Михайлов не сможет получить ни копии тех самых документов, где выставлены баллы, ни уже тем более протокол, который, как сказал господин Стасюк, будет готов только через десять дней. Во как! За это время, как мне кажется, можно не только протокол состряпать, но целую повесть на заданную тему. Впрочем, это только мое мнение. Но тот факт, что во время конкурса по-разному рассматривались документы претендентов, — вещь неопровержимая. Как может быть, что один и тот же участник конкурса получает во время рассмотрения его заявки на разные маршруты разные баллы? Нонсенс! Почему справка из ГАИ о нарушениях водителей «всплывает» с подачи господина Стасюка в отдельно взятых случаях, а не конкретно к каждому претенденту — участнику конкурса?
Я убеждена, что в устоявшиеся «традиции» работы конкурсного комитета надо вносить серьезные коррективы. Но это — не в моей компетенции. А вот донести проблему огромному числу участников дорожного движения — пассажирам — как журналист я обязана. Слегка перефразировав высказывание Ильфа и Петрова — авторов бессмертного литературного героя Остапа Бендера о пешеходах, скажу так: пассажиров надо любить. Пассажиры составляют большую часть человечества. То есть конкурсы автоперевозчиков тоже должны проходить с огромной любовью к пассажиру. Чтобы ему — лучший сервис, чтобы о нем — забота и чтобы не на «автоконсервной» банке ехал пассажир из пункта «А» в пункт «Б», а на автобусе, который вышел на линию по всем правилам. И это — не творческое отступление, которым зачастую грешит наша журналистская братия. Это не пожелание, а требование, которое исходит из буквы Закона, из наших гражданских прав, из высоких побуждений страны и ее граждан, которые хотят жить по европейским стандартам. Но всякий раз нам кто-то или что-то мешает приблизиться к столь заветной цели. А все потому, что слишком много желающих то погреться в лучах чужой славы, то отщипнуть от чужого пирога, а то и вовсе на правах кума, брата или свата «порулить» там, где раздают коврижки с маком. Вот и автоперевозчики, забившие в колокола, усмотрели, на их взгляд, неправедные и неправильные деяния «семейного подряда» — отца и сына с такой знакомой фамилией Стасюк.
Скажете, какое отношение это имеет к явно завышенным, по утверждениям самих автоперевозчиков, ценам на участие в конкурсе? Пока не знаю! Но то, что организатор конкурса передал функции рабочему органу устанавливать цены на участие в конкурсе — это ясно как Божий день. А вот отсюда — более подробно: организатора представляет Алексей Федорович Стасюк. Вы не ошиблись: тот самый Стасюк, председатель конкурсного комитета Николаевской облгосадминистрации, начальник отдела транспорта, связи и развития инфраструктуры.
Организатор, по всей вероятности, на правах отца передал ответственную миссию самого организатора, если следовать букве закона: организовывать и проводить конкурс. И вот тут всплывает второе имя с той же фамилией — Максим Алексеевич Стасюк, руководитель государственного предприятия «Николаевавтотранссервис» и по всем данным — сын организатора конкурса.
Нельзя объять необъятное, это — истина. И вряд ли кто-нибудь сомневается, что истина — одна. И коль статья 62 Порядка проведения конкурса перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1081 от 03.12.08 г. гласит, что плата за участие в конкурсе вносится перевозчиком-претендентом на счет организатора. Впрочем, не так давно было принято дополнение к вышеупомянутому постановлению, которое разрешает перечислять средства за участие в конкурсе на счет рабочего органа.
А как же тогда понять, что «семейный подряд» действовал по недавно разрешенной схеме и ранее? И почему столь ответственная миссия предоставлять «рабочий орган» выпала на долю Стасюка-младшего? То ли попирался закон, то ли не выполнялось одно из главных условий: работник госструктуры обязан заботиться о государстве, которое делегировало ему соответствующие полномочия! И помнить, что только в случае беспрекословного выполнения закона цены за услуги будут соизмеримы вкладу каждого, кто их предоставляет. За участие в конкурсе — в том числе. Это, бесспорно, касается и того руководителя, кто так тщательно скрывает смету подготовки и проведения конкурса.
Убеждена, что дело — за малым и свое веское слово на все вопросы ассоциации скажут те, кто стоит на страже закона. А чтобы столь длительное повествование закончить на литературной ноте, с которой я и начала этот разговор, позволю напомнить читателю, кроме высказывания шекспировского героя, известное произведение Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», в котором говорится, что кораблекрушение, вследствие которого главный герой был выброшен на необитаемый остров, произошло по воле темных неорганизованных сил. Прошу заметить: неорганизованных.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |