ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Что нужно знать, чтобы «подстраховаться»
24.02.2010 / Газета: Николаевские новости / № 23(2112) / Тираж: 11000

Есть всего три случая, когда водитель обязан предоставить для проверки автоинспектору полис автогражданки

Нынешний год обещает ознаменоваться новым витком борьбы за содержимое карманов водителей. А поэтому пришла пора браться за непристегнутые ремни, резговоры по телефону за рулем, а также за полисы «автогражданки». Причем, именно на последних намечено сделать основной акцент. Прежде всего, благодаря достаточно большой сумме штрафа, предусмотренного за отсутствие подобного полиса и, главное, возможности «развода» водителей на штрафплощадку. По словам Сергея Коломийца, инспектора ГАИ должны получить указание останавливать для проверки документов те автомобили, на которых отсутствует «стикер» (о том, насколько это законно, мы расскажем чуть ниже), а также в обязательном порядке проверять страховые полисы у нарушителей правил.

Впрочем, основное внимание все же обещано уделить полноценной проверке документов у нарушителей. Ведь в минувшем году было составлено около шести миллионов протоколов за нарушения ПДД, а к ответственности за отсутствие полиса «автогражданки» привлекли всего 110 тысяч водителей, или менее двух процентов от общего числа нарушителей, хотя соответствующие полисы приобрели только 70 процентов автовладельцев.

В то же время, только меньшая часть водителей знает, что закон не разрешает беспричинную остановку транспортных средств. И речь здесь идет, прежде всего, о Законе «О милиции», п. 21 статьи 11 которого прямо предусматривает, что работники милиции имеют право останавливать транспортные средства только в трех случаях. А именно: при нарушении правил дорожного движения; при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства или загрязнении им окружающей среды; а также при наличии данных о том, что оно используется с противоправной целью. Различные же надуманные причины, вроде проверки документов, в том числе и из-за отсутствия «стикера», проведения каких-то там «операций», «отработок района», «рейдов» и прочее, являются чистой воды самодеятельностью или, говоря языком закона, превышением служебных полномочий. Жаль только, что об этом не задумываются работники ГАИ, выполняющие указания своего руководства. Ведь наказание за подобное прямо предусмотрено ст. 365 Уголовного кодекса «Превышение власти или служебных полномочий» и, при правильных действиях водителя, может повлечь исправительные работы сроком до двух лет ограничение свободы сроком до пяти лет, или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. А для этого незаконно остановленный водитель должен всего лишь написать жалобу в прокуратуру. Ведь согласно ст. 19 Конституции, органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Кстати, даже пресловутый приказ №111, утверждающий инструкцию по работе подразделений ДПС, только намекает на возможность беспричинных остановок. Так, несмотря на то, что в его разделе «Основания для остановки транспортных средств» перечислена целая дюжина таких оснований, п. 7.3 этого же приказа дает работникам милиции право останавливать транспортные средства только в тех трех случаях, которые предусмотрены Законом «О милиции».

А поэтому есть все основания полагать, что одной из главных причин, а вернее, основным поводом для беспричинных остановок станет «непристегнутый ремень». И независимо от того, будет этот ремень пристегнут или нет, у водителя потребуют предъявить документы. Ведь за отсутствие полиса «автогражданки» можно выписать в десять раз больший штраф (425-850 грн.), чем за тот же непристегнутый ремень (85 грн.).

В то же время, водитель, не нарушивший правил, имеет все основания этот самый полис инспектору ГАИ не показывать. Ведь хотя ПДД и обязывают водителя предъявить сотруднику милиции все документы, которые должны быть у него при себе, ответственность за непредъявление полиса наступает только в определенных законом случаях. Так, в ст. 126 Админкодекса сказано, что ответственность водителей наступает в случае, если они не имеют при себе, не предъявили или не передали для проверки «права» и техпаспорт (доверенность), а в случаях, предусмотренных законодательством, полис «автогражданки». И здесь следует отметить, что данная формулировка перекочевала в Админкодекс из Закона «О дорожном движении», хотя правила об этом почему-то скромно умалчивают.

Что же касается конкретизации этих самых случаев, то их всего четыре и прописаны они в Законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Так, в ст. 21.2 данного закона сказано, что ГАИ контролирует наличие полисов «автогражданки» во время техосмотра, регистрации (перерегистрации) транспортных средств, а также при составлении протоколов о нарушении правил дорожного движения и оформлении материалов ДТП.

То есть, водитель, не нарушивший правил и не причастный к ДТП, имеет полное право не предъявлять инспектору ГАИ полис «автогражданки». В этом случае следует написать в протоколе: «полис ОСАГО есть, но показывать его я не обязан». А в идеальном случае, здесь же нужно указать и номер этого полиса (который можно, например, переписать со «стикера», находящегося на ветровом стекле). Кстати, как показывает практика рассмотрения подобной категории дел в суде, в подобных случаях обычно принимается решение в пользу водителя и суд отменяет наложенный штраф.

Конечно, для подобных споров необходимо определенное вдохновение и время, но в некоторых случаях победителя здесь ждет «бонус» в 850 грн., так что у водителя есть, за что бороться. Ведь отстаивать свои права можно не только для «спортивного интереса», но и решая сугубо практические проблемы: например, особо важное значение это принимает в том случае, когда полис у водителя (владельца) есть, но он забыл его дома.

И хотя особо ушлые оппоненты могут возразить, что, в соответствии со ст. 21.3 того же Закона «Об обязательном страховании...», водитель должен иметь при себе полис «автогражданки» и предъявлять его сотрудникам ГАИ по их требованию, мы уже приводили перечень случаев, в которых это следует делать обязательно.

Автор: Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту