ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ЧЕЛОВЕК ГОДА-2099
27.02.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 24-25(2887-88) / Тираж: 7500

Вехи биографии: Митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим (в миру -Николай Петрович Старинский) родился 6 марта 1944 года в с.Червоные Яры Таращанского р-на Киевской области в семье священника. В 1964 году окончил Киевский строительный техникум.

В 1965 году поступил в Московскую Духовную семинарию, а в 1968-м — в Московскую Духовную академию, которую окончил со ! степенью кандидата богословия. В 1969 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. В 1974 году рукоположен в сан иеромонаха.

С 1972-го по 1992-й годы был насельником Свято-Успенской Почаевской лавры.

23 января 1992 года назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

25 августа 1992 года решением Священного синода Украинской православной церкви определено быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, управляющим Хмельницкой епархией. 26 августа 1992 года в Трапезном храме святых преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры состоялась хиротония архимандрита Питирима во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.

22 июля 1993 года назначен епископом Николаевским и Вознесенским, управляющим Николаевской епархией. 23 ноября 2000 года возведен в сан архиепископа. 27 июля 2009 года возведен в сан митрополита.

Награжден орденом РПЦ прп. Сергия Радонежского II ст., орденами УПЦ: прп. Нестора Летописца I ст., «Рождество Христово — 2000» I ст., «1020 лет Крещения Киевской Руси».

Государственные награды: орден «За заслуги» III ст., Почетная грамота Николаевской облгосадминистрации (2003г., 2008г.)

***

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ людей лучше

Человеку без веры трудно оставаться человеком. Так же, как и без любви и надежды.

Это только говорится просто и красиво; «Надо уметь опираться на собственные силы». Что скрывать, мы привыкли в труде, в делах бытовых и производственных надеяться на себя, на свои силы, но о Боге забываем, а кто-то, может, Его и не знает. Но в душевных сомнениях и терзаниях, в ситуации мучительного выбора, перед которым нас то и дело ставит жизнь, человек нуждается в мощной, несокрушимой опоре, которая находится вне нас.

Вне слабого сознания, ежечасно попадающего в цепкие капканы соблазнов. Вне собственной телесной оболочки — такой уязвимой, подверженной человеческим слабостям. Такой опорой является вера в Высшую Силу. Вера в Бога. Она способна делать людей лучше. Вера наполняет сердца любовью духовной всеобъемлющей и вечной.

В нашем городе есть человек, исполненный крепкой веры, посвятивший всю

свою жизнь возрождению и укреплению веры отцов и дедов. Этот человек скромен и немногословен в разговорах, касающихся его лично. Но, исполненный высоким одухотворенным словом о Едином Боге, он просвещает и вдохновляет тысячи людей своей живой проповедью. Этот человек обладает удивительной способностью — соединять и сплачивать вокруг себя людей. И люди тянутся к нему... Я говорю о правящем архиерее Николаевской епархии — митрополите Николаевском и Вознесенском Питириме.

Будучи воспитан на родной Киевщине среди простых сельских людей, он видел их бесхитростную жизнь. Но довелось Владыке видеть и жизнь других людей — в исправительной колонии, куда в позднесоветские годы по доносу злопыхателя-коллеги власть водворила его «за антисоветскую агитацию и пропаганду».

В книге митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима «О переплетении судеб людских» я прочитал подробный рассказ о злоключениях и тяжких испытаниях, выпавших на долю игумена Питирима. «Заботясь о духовном просвещении паломников, приходящих в лавру. — пишет Владыка Никодим, -игумен Питирим дарил тем из них, кому он доверял, доставаемые им тайным образом святые Библии... А надо заметить, что в то время закон, расценивал распространение святой Библии как антисоветскую агитацию и пропаганду». Тогдашний наместник Почаевской лавры, ставший впоследствии одним из приближенных главы УПЦ Киевского патриархата Филарета, написал на неугодного ему священнослужителя элементарный донос в «органы». «Дух злобы поднебесной творит свои козни и в святых обителях», — скорбно вздыхает по этому поводу автор воспоминаний. Немало усилий довелось приложить Владыке Никодиму, ставшему Архиепископом Львовским и Тернопольским и узнавшему о постигшей игумена Питирима беде, чтобы досрочно вызволить ревностного инока из колонии. Однако пережитое не ожесточило и не очерствило сердце монаха Питирима.

Владыка не идеализирует людей, но и не судит их свысока. Ибо знает, что каждый человек с его судьбой и внутренним миром — это высшая ценность и целая вселенная. Его пастырская забота -просвещать души светом Христовой истины, возвратить человеку утраченный им духовно-нравственный стержень — тот универсальный регулятор, помогающий отделять добро от зла, понуждающий, даже вопреки низменным побуждениям и, казалось бы, всесильным соблазнам, делать праведный выбор, направляющий душу в сторону добра и света. Устремлять взор к небесам. Соизмерять свои поступки с той ответственностью, которую рано или поздно придется нести перед Господом.

Уже семнадцать лет, с 22 июля 1993 года, высокое служение Владыки Питирима связано с нашим краем, Николаевщиной. За эти годы епископ Николаевский и Вознесенский Питирим был возведен в сан архиепископа, а в 2009 году стал митрополитом. Трудно перечислить все его труды и дела на посту управляющего Николаевской епархией, которая насчитывает 18 благочинии (в 1993 году их было 11). По сравнению с 1993 годом количество приходов возросло с 97 до 280, в них несут службу более 160 священнослужителей. Многие из них прошли школу Киево-Печерской лавры, Свято-Успенской Почаевской лавры. По инициативе Владыки Питирима было открыто два монастыря (ранее на территории Николаевщины не было ни одного). В 1994 году было открыто

Николаевское епархиальное училище, которое окончили 129 воспитанников. Можно упомянуть и летние детско-юношеские православные лагеря, которые действуют в Рыбаковке и Покровке (на Кинбурнской косе, где молодежь не только отдыхает и духовно просвещается, но и помогает в восстановлении Свято-Покровской церкви, заложенной еще А В. Суворовым). Необходимо упомянуть и значительные усилия Владыки Питирима по восстановлению церковной собственности, проведению ремонтно-реставрационных работ в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в -Свято-Михайловском женском монастыре (с.Пелагеевка Новобугского района), в мужском монастыре святых равноапостольных Константина и Елены (с. Константиновка Жовтневого района). Еще более впечатляющие результаты подвижнической деятельности правящего архиерея на нашей николаевской земле, по которой, как и по всей стране, омертвляющим катком прокатились десятилетия безбожия, видны в возведении новых храмов: за годы его служения на Николаевщине освящены 24 вновь построенные церкви, освящено 32 места под строительство новых храмов.

Настоящим подвигом Владыки Питирима стало побуждение к возрождению Свято-Михайловского храма, прозванного в народе Пелагеевским, создание там женского монастыря, его личное участие в этом великом деле. Пелагеевка — истинная жемчужина нашего Приингуйья — по красоте, «намоленности» и высокому духовному смыслу.

Мне доводилось там бывать, любоваться Софиевским водохранилищем во время фотосъемок с высоты птичьего полета, обозревать с моторной лодки великолепные берега, где ныне создан региональный ландшафтный парк «Приингуль-ский». дышать целебными травами на целинных лугах и в ковыльной степи в окрестностях монастыря. И всякий раз обнаруживал в себе ощущение не просто природной уникальности этого места, но его удивительного духовного наполнения, поистине горнего смысла. Как будто именно здесь, под этими равнинами и холмами, выходами на поверхность, гранитных глыб, -таится некий священный узел, накрепко привязывающий душу человеческую к небу, очищающий ее от грязных помыслов и суетных желаний, напоминающий, что, покидая земную жизнь, злато и серебро, славу и ордена, виллы и мерседесы человек с собою не заберет.

На Николаевщине возрождается вера, закладываются и возводятся новые храмы. Все больше и больше людей возвращаются в лоно православной церкви, испытывая необходимость в традиционных для нашего народа Священных Таинствах венчания, крещения и других Таинствах. Оживает традиция испрашивать пастырское благословение на добрые дела.

Наш город был и остается городом кораблестроителей и моряков. Символично, что в Николаеве естественно возродилась традиция освящать новопостроенные суда при их спуске на воду и крестом благословлять их морской путь, снабжать Божьим напутствием. Показательно и то, что все больше земляков — в том числе и нерядовых николаевцев, руководителей разного уровня, «силовиков», увенчанных крупными звездами на погонах военачальников — тянутся к Владыке Питириму. Видимо, испытывают потребность поверять свои действия и поступки той высокой мерой нравственного эталона, который олицетворяет Владыка. Потому что для человека совестливого тяжко нести груз ответственности в одиночку, мучительны сомнения при принятии решений, касающихся жизней и судеб других людей. Потому и идут к Владыке, и он делит с собеседником этот порой непосильный духовно-нравственный груз, взваливая его на свои, не такие уж могучие, человеческие плечи и на свою израненную, но могучую в вере душу.

... Несколько лет назад, в разговоре с известным российским литератором, в безбожные годы — диссидентом и политэмигрантом, а ныне лауреатом Пушкинской премии Юрием Кублановским, узнал об одном эпизоде из жизнитонимого и преследуемого тоталитарным режимом поэта.

- Был момент, когда надо мной в очередной раз сгустились тучи, пахло арестом, мордовскими политлагерями и прочими «прелестями» системы. Друзья посоветовали на некоторое время исчезнуть, скрыться, затаиться и переждать ненастье. Но куда скроешься в полицейском государстве, где не только человек на виду, но и его «несогласные» мысли просвечивают рентгеном сыска! И я нашел такое укрытие. Почти полгода прожил у друзей-художников, которые работали над реставрацией росписей в Почаевской лавре. И никто меня там не обнаружил, не выдал милиции, хотя, думаю, многие понимали, что никакой я не богомаз-реставратор, а просто гонимый властями человек.

Я сопоставил даты и понял: это было время, когда насельником Свято-Успенской Почаевской лавры был Владыка Питирим.

Признание городской общины, назвавшей Владыку Питирима «Человеком года-2009», -ему, монаху, увенчанному митрополичьим саном и высокими наградами Украинской православной церкви, не повод для тщеславного ликования. Он мудрый человек и знает, что мирская слава — Gloria mundi — изменчива и быстротечна. Но, думаю, что по-человечески решение оргкомитета традиционной общегородской программы «Человек года» Владыке приятно. Значит, николаевцы действительно ценят его усилия и признают не формальным, но бесспорным духовным авторитетом для людей, живущих в городе, который наречен в честь святого Николая Чудотворца, и все чаще вспоминающих и о небесном покровителе нашего города, и о необходимости соизмерять свои мысли и шаги с Божьими заповедями.

- Зачем человеку вера, Владыка? — спрашиваю его. — Зачем Ваша подвижническая деятельность?

- Чтобы сделать людей лучше.

Автор: Владимир Пучков.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту