ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
НИНА КОЛЕЧКО: «ЖАЛКО, ЧТО в сутках ВСЕГО 24 ЧАСА»
27.02.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 24-25(2887-88) / Тираж: 7500

Номинация: Средняя школа

Иногда диву даешься, как Нина Константиновна Колечко все успевает: руководство школой №18 совмещать с активной депутатской деятельностью, а ведь есть еще и семья, которой тоже надо уделить внимание, и, несмотря на занятость, хобби. Как выяснилось, объять необъятное Нине Константиновне удается благодаря неиссякаемому оптимизму, целеустремленности и хорошим помощникам.

О директорстве в школе, признается Нина Константиновна, она никогда не мечтала — не мечтала быть даже учителем, хотя хороших примеров — учителей, которые могли бы «заразить» своей любовью к педагогике, — перед глазами было много. Но, как показывает опыт, мы не всегда можем объективно оценить свои способности: директор из Нины Колечко получился отменный.

Когда она приняла школу (произошло это в 1994 году — 1 марта исполнится 16 лет, как Нина Константиновна стала директором в школе №18), в здании рушилась крыша, а в туалете на первом этаже был только один унитаз. Сейчас не только ничего не капает, ничего на голову не падает, и канализация работает — не очень молодая школа активно омолаживается. За последних два года удалось поменять почти все окна на металлопластиковые (осталось заменить 24 окна в коридорах на втором и третьем этажах), отремонтировать абсолютно все туалеты, кабинеты химии, физики, информатики и английского языка. Так что с блоком хозяйственных вопросов директору школы справляться удается.

- Все можно объять, если у тебя хорошие помощники. Конечно, огромное спасибо родителям — им надо в ножки поклониться, потому что ремонт в классах всегда на их плечах. Но не только родителей я считаю своими хорошими помощниками. В школе работают люди, на которых можно опереться в любых вопросах — хозяйственных, учебных, воспитательных. Один учитель заболел, второй учитель это заметил — и тут же заменяет его, не спрашивая, как это финансово ему «зачтется». У нас дружный коллектив, и это очень помогает, — говорит Нина Константиновна.

Конечно, важность решения хозяйственных вопросов никто не умаляет, но каждый из нас понимает, что не столько это важно, — важны знания, которые дают в школе. Николаевская школа №18 известна в городе своей уникальной программой, и с 2000 года она стала экспериментальной площадкой Министерства образования и науки Украины по всем вопросам, связанным с экологическим образованием и воспитанием.

Как рассказала Нина Константиновна, эта программа, в соответствии с которой в школе построен учебный и воспитательный процесс, начала разрабатываться двумя творческими учеными — доктором педагогических наук Людмилой Петерсон (Москва) и кандидатом педагогических наук, сотрудником Института инновационных технологий Тамарой Пушкаревой (Киев), которые в ходе создания программы для работы привлекали педагогов-практиков из Сум, Херсона и Николаева. Но была разработана только программа для начальных классов, а что же дальше — идти по общеукраинской? В 18-й школе решили продолжить начатое и взялись за разработку собственных программ, которые бы органично вписывались в избранное направление экологического воспитания и образования. Так, программу по физике для 7-9 класса (и уже есть учебники по этой программе для 7-го класса) написала Нина Колечко Программа по экологии тоже разрабатывалась в недрах школы -Светланой Лебедь, которая сейчас является деканом факультета экологии ЧГУ им. П. Могилы. Программу по информатике с 6 по 11 класс разработала преподаватель 18-й школы Татьяна Завадская.

Такой мощный педагогический и научный потенциал не мог остаться незамеченным в Николаеве. Хотя микрорайон, в котором расположена школа, не может дать ей больше 10-15 первоклашек ежегодно, желающих хватает — сюда идут для получения знаний по конкретной программе у определенного учителя. Но, как говорит Нина Константиновна, педагогический коллектив принял решение не перегружать школу. Ведь здесь внедрен деятельностный подход: каждый ученик вовлечен в процесс обучения — он должен настолько понять учебный материал, чтобы суметь самостоятельно вывести формулу или прийти к выводу, к которому его подталкивают полученные знания. А при перегруженности класса и школы детьми, согласитесь, воплотить такой подход крайне сложно. Кстати, неперегруженность школы и детей, обучение по уникальной программе дает еще один положительный результат — ученики 18-й школы болеют меньше, чем учащиеся из близлежащих школ, с гордостью говорит Нина Константиновна.

На этом необычность школы не заканчивается: с начала этого года в 18-й школе стартовал международный проект «Один ученик — один компьютер», который воплощается в жизнь благодаря поддержке компании «Intel». У каждого из 60 третьеклассников появился собственный нетбук, с которым осваиваются новые знания по различным предметам. Как рассказывает Нина Константиновна, третьеклассникам очень нравится работать с нетбуками на уроках русского и украинского языков и литературы, труда и рисования. Нет, не думайте, что дети разучатся писать, коль будут работать на компьютерах, — вместе с нетбуками компания «Intel» предоставила и специальные световые перья, с помощью которых дети пишут на уроках. И каллиграфия, отмечает директор школы, моментально улучшается — ребята сами видят, что учитель прав, когда критикует их за плохой почерк, и исправляются.

Но передовые технологии не уводят школу от избранного направления — экологического образования и воспитания. Почти три года назад в школе появился «зеленый кабинет» — дендропарк во внутреннем дворике школы с двумя небольшими озерцами, 50 различными видами деревьев и кустарников и порядка сотни травянистых растений. Этот «зеленый кабинет» совершенно неожиданно для Нины Константиновны отвоевал в ее душе значительный уголок — наравне с книгами и театром стал ее хобби. Поэтому она с нетерпением ждет прихода весны, а пока смотрит из окна на дендропарк и с нежностью рассказывает:

- Вот там у нас образовался уголок Крыма — там растут ленкаранская и белая акации, можжевельник, лаванда, розмарин, инжир, кизил, мне пообещали саженец граната. Вон видите: из-под снега проглядывает голубая крымская сосна? Ее вырастили дети из шишки. А еще дети прорастили из желудей 15 дубов, теперь думаем, куда их посадить. Никогда не думала, что буду этим заниматься. А теперь в теплое время года стараюсь каждый день выкроить хотя бы час — просто травку порвать, полить цветы, посадить или пересадить что-то. И уже всем сказала: все, что в «зеленом кабинете», сажаем вместе со мной, без меня ничего не сажаем.

Вот так и живет директор 18-й школы — оптимистично смотря в будущее и планируя новые достижения. Если перспективный план школы составляется коллективом на пятилетку (и он, как говорит Нина Константиновна, выполнен на 70%), то личный перспективный план Нины Колечко охватывает 10 лет. «Жалко, что в сутках всего 24 часа -хотелось бы больше», — говорит она. Среди ее близлежащих задач — утепление школьных стен (чтобы поменьше зависеть от капризов погоды и коммунальных служб), обязательно будут сделаны хорошие ремонты в кабинетах. А отдыхать директор школы будет потом.

- Думаю, лет через 25 уйду на пенсию — как раз к тому времени правнуки появятся. И начну заниматься шитьем, вязанием, бисероплетением, чтением книг, воспитанием правнуков — в общем, всем тем, чем и должна заниматься женщина, — с улыбкой говорит Нина Константиновна.

Автор: Виктория Тонковид,


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту