У каждого в жизни была своя река — большая или малая, но всегда притягивающая к себе то ли шепотом тихих вод, то ли шелестом прибрежных камышей и трав, то ли возможностью освежить в ней от палящего солнца свое бренное тело, закалить мышцы и волю. А если вы еще и страстный рыбак, то вам уже никогда н е обойтись без облюбованных на ней заводей. Река поила и кормила людей, а они проделывали с ней все, что им заблагорассудится. В лучшем случае использовали реку для строительства водяной мельницы, орошения полей, в худшем — распахивали ее берега, засоряли промышленными и сельскохозяйственными стоками и доводили до полного изнеможения.
«Текут реки издалека, из древности, текут они в будущее», — слова с таким философским подтекстом написаны доктором географических наук, профессором, писателем Владимиром Пащенко в предисловии к сборнику научно-художественных очерков Вячеслава Кулакова «Річка, річка, яку маєш назву?» Автор книги участвовал во многих научных экспедициях, исследуя проблемы экологического, гидрологического, ихтиологического, археологического направлений, гуманистический ресурсный потенциал природы, в частности ландшафт Николаевской области. Его очерки о реках региона — это лирическая исповедь человека, глубоко проникшегося их удивительной судьбой, сумевшего найти и пересказать легенды, раскрывающие смысл их названий, и одновременно с болью воспринявшего потерю многих бывших водных артерий черноморской степи.
Одна из легенд, услышанная в Баштанском крае, рассказывает о происхождении названия реки Громоклеи, впадающей в Ингул. Давным-давно жили на нашей земле кочевые племена. И правили ними мудрые вожди, которые вели свой народ только им известным путем и никогда не ошибались в самых сложных ситуациях. Но однажды племена начали враждовать. В одном из них рос юноша по имени Ин, в другом подрастала девушка Клея. Молодые, встретившись, полюбили друг друга. Отец Ина — вождь и жрец, — увидев их за сбором цветов недалеко от степной рощицы, в которой находился источник прохладной и целебной воды, решил наказать влюбленных. Подняв вверх руки и обращаясь к небу, к богам, он проклял Ина и Клею. Громовой гул прокатился по окрестностям, и исчезли молодые. Только две реки появились из того целебного источника и уже навсегда остались рядом — Ингул и Громоклея. А старый вождь, убитый горем, наложил на себя божьи силы и превратился в скалу, которая и теперь стоит на месте соединения двух рек.
Какой бы красивой ни была легенда, утверждает автор, но исследовать географическое название, в частности водоемов, можно только тогда, когда будет найдена закономерность образования имени определенной местности, определенного места в пространстве, чем и занимается наука топонимика. Кочевники-угры еще задолго до татаро-монгольского нашествия на Киевскую Русь осваивали степные просторы Днепро-Бугского межречья, где удобно было выпасать скот. Речки, которые встречались на их пути, они называли по-своему: Сугоклея, Громоклея, Чичиклея. Общий для всех этих наименований корень «клея» на угро-финских языках означал воду или реку. Та же Громоклея при уграх называлась Аргамаклея, где первая часть слова «аргамаки» определяла название коней ценной породы. В наименовании Сугоклея «сугаки» переводилось как сайгаки — дикие козы, которые до самого XVII столетия населяли южноукраинские степи. В наименовании Чичиклея определяющим было «чичек» — цветок, что переводилось в целом как «река с цветущими берегами».
Итак, делает вывод Вячеслав Кулаков, подобраться к тайне гидронимов помогли три науки: языкознание, история и география.
Рекой, пишет автор, считается водный поток длиной не менее 10 километров. Таких рек на Николаевщине 102. И половина из них такие узкие, а некоторые летом и высохшие, что через них и перепрыгнуть можно. В Житомирском Полесье, например, рек до 10 тысяч. В духовной сокровищнице людей, которые населяют тот или иной край, река является еще и течением истории. Это помогает человеку, который формирует свой внутренний мир всегда помнить, какого он рода-племени.
Главная река области — это, конечно, Южный Буг. «Я стою на склонах Лагерного Поля, — пишет В. Кулаков, — где Буг и Ингул сливаются в одно целое... Перекресток путей... Перекресток истории. И главным регулировщиком человеческих отношений был Южный Буг — река с наименованием неимоверно древним». По мнению автора, племена Поднестровья, Побужья формировали Трипольскую культуру, которая была составной частью индоевропейского человеческого сообщества, еще со времен неолита. Наиболее известными памятками этой культуры на территории Николаевщины являются урочище Гард возле с. Богдановки, урочище Кременчук возле хутора Бугского Доманевского района, правый берег реги Ингулец возле Снигиревки. В бывших трипольских поселениях находили многочисленные фигурки Быка, образ которого в те далекие времена воплощал в себе синтез неба и земли, неба и воды, воды и земли. Земледельческие культы ассоциировали Быка с водой — рекой. Да и византийское название Южного Буга — Куву. Основа та же самая, что и в английском языке — cow — корова. Итак, в названии реки соединяются мужское и женское начало.
С большим интересом читаются изложенные Вячеславом Кулаковым версии относительно названий Ингула, Ингульца, Синюхи, Мертвовода, Гнилого Еланца, Ташлыка, Висуни, Кодымы и других. Пересказывать их можно, но при этом потеряются колорит и сочность повествования, глубокое проникновение в тему, характерное для этого научно-популярного издания. Добавим к этому только короткий монолог автора: «Реки в степи — это жизнь для степи как природного образования. Высохнут реки — и своеобразная черноморская степь станет пустынным и неприветливым геопростором... Я грущу по рекам, которых уже нет: Терновой, Коренихе, Аджиголу, Каменке, многим другим. Я грущу о том, что жители Петрово-Солонихи остались без реки Солонихи. Я грущу потому, что, идя по «следам Аркаса», не смогу окунуться в Дереклею. Я грущу по ручейку Рыбальскому возле села Воеводского Арбузинского района, который вряд ли станет речкой. Я грущу о том, что ребята из Великовки и Семихаток не окунутся в Колобатинку...
Я только надеюсь, что общество все-таки встанет на защиту природы...»
Ради такой надежды и написана эта прекрасная книга.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |