Нынешняя зима побила все рекорды по количеству травмированных жителей Николаева. На скользких и не посыпанных песком тротуарах люди ломали руки-ноги, получали ушибы, вывихи, сотрясения мозга. Пик пришелся на пятницу, 12 февраля, когда после оттепели снова ударил мороз и николаевцы, выйдя утром из дома, просто не смогли передвигаться по городу — пешеходные и проезжие части городских дорог покрылись зеркальной гладью льда. На фоне информации об уличных травмах взрослого населения особо печально выглядит статистика по травмированным детям — чего стоит только сообщение о переломе позвоночника, полученного десятилетним школьником. Мальчик поступил в ортопедо-травматологическое отделение Николаевской областной больницы. Мы отправились туда узнать подробности происшествия и поговорить с профессионалами о детском травматизме.
Десятилетний Саша Киреев шел в школу с ранцем на плечах. Шел он по той же дорожке, что и всегда, с той лишь разницей, что в этот день — в пятницу, 12 февраля, — было необычайно скользко. Как водится в Николаеве, тротуары никто и не думал посыпать и мальчик, поскользнувшись на ледяном бордюре, упал навзничь. Уже через час он был в ортопедо-травматологическом отделении Николаевской областной детской больницы. Врачи диагностировали у Саши перелом тела 12-го грудного позвонка. Теперь месяц ребенку вообще нельзя вставать с кровати. Потом еще полгода мальчик будет постоянно находиться в специальном корсете.
- Было просто очень скользко, я на бордюре поскользнулся, — вспоминает Саша.
Лечащий врач мальчика — Сергей Трянов — говорит, что последствием подобной травмы может стать либо кифоз нижнего отдела позвоночника, либо посттравматический остеохондроз.
- Высота тела позвонка уменьшается, поэтому возможны такие последствия, — пояснил Сергей Васильевич.
В любом случае, кифоз, остеохондроз — это заболевания, которые способны всерьез осложнить будущее десятилетнего ребенка.
Илье Аракчееву 13 лет. Илья болен аутизмом — ему нужен постоянный уход. Поэтому его бабушка — Людмила Ивановна, сидит постоянно с внуком в палате ортопедо-травматологического отделения. Как рассказала Людмила Ивановна, внук поскользнулся прямо во дворе, и упал на бордюр. Результат — сломанная нога.
- Мы с 7-го февраля лежим. Еще месяц надо на вытяжке лежать, пока не образуется костная мозоль. А потом еще пару месяцев в гипсе, потому что у него какой-то винтовой перелом, — рассказала женщина. Последствия подобной травмы могут быть для Ильи очень печальными, вплоть до постоянной хромоты.
Этих переломов у мальчишек могло и не быть, если бы та скользкая дорожка, по которой они шли, была просто посыпана песочком. Это уже не говоря о том, что обязанность коммунальщиков расчистить тротуары и пешеходные дорожки в общем и целом, а задача мэра и городских властей эту работу организовать. А сколько еще деток, которые пострадали от гололеда? Кто в ответе за их переломы?
Все детские травмы подразделяются врачами на семь категорий: бытовая, уличная, школьная, детсадовская, автодорожная, спортивная и так называемая прочая (криминальная и т.д.).
Как рассказал нам заведующий ортопедо-травматологическим отделением Николаевской областной детской больницы, ортопед-травматолог высшей категории Юрий Максимейко, с начала 2010 года в отделение поступили 896 детей, из них 206 получили травмы на улице.
- Любая травма — это не случайность. Это ситуация, когда кто-то чего-то не учел, не досмотрел. В ситуации с детьми — не досмотрели взрослые, — считает Юрий Ильич. Врач Максимейко считает, что дети получают травмы в любую погоду и в любое время года.
- Сказать, что погода кардинально повлияла на количество травмированных детей, я не могу. Конечно, дети падают, дети травмируются. В основном дети ломают руки — при падении подставляют руки и ломают их, а вот взрослые чаще ломают ноги. Дети более гибкие — упал, перекувыркнулся и хохочет, — говорит врач.
Это связано с особенностями растущего детского организма. Кости у ребенка еще до конца не сформировались, в них много хрящевой ткани, поэтому, они довольно эластичны. К тому же, масса тела ребенка невелика. Если бы взрослый человек падал столько же, сколько падают дети, он просто не вылезал бы из гипса.
Сейчас в ортопедо — травматологическом отделении детской больницы лежит 50 человек. Из них 24 ребенка с ортопедическими заболеваниями, 10 детей с нейрохирургическими заболеваниями, и 16 — получившие травмы дети.
- За неделю наш травмпункт принимает порядка 200 детей. По абсолютным цифрам количество травм растет. Если в 2006 году детей, обратившихся в наше отделение травматологии, было около 7000, то в 2009 году — почти 9000. Стоит заметить, что раньше к нашему отделению относились дети до 14 лет, теперь — до 17. Могу озвучить и отрадный факт — в 2008 году в следствие ДТП получили травмы 135 детей, а в 2009 году — 100 человек.
Благо, что в этом году больнице удалось приобрести для отделения часть необходимого инструмента. Теперь деткам абсолютно бесплатно достаются металлоконструкции, имплантаты, — родители не тратят на это деньги.
- У нас то, что нужно, пока есть. Единственное — нам нужен ЭОП (электронный оптический преобразователь), при помощи которого мы можем во время операции видеть расположение фрагментов, еще не разрезая. Он дает возможность и сокращать время операции, и делать более сложные ортопедические операции — удлинение, вправление вывихов с лучшим эффектом и быстрее...
Юрий Ильич уверен, что все детки, которые проходят через его отделение — а это не только дети с травмами, но и с ортопедическими заболеваниями — попадают в больницу сугубо из-за недальновидности взрослых:
- Детей надо к травмам готовить. Почему-то чтобы ребенок не простужался, его обтирают холодной водой, закаляют. Но при этом ему покупают скейт и отправляют на улицу — иди, катайся!
Большой проблемой доктор считает то, что дети не занимаются спортом. В то же время Юрий Максимейко считает, что заниматься физкультурой на уроках в том виде, как это происходит сейчас — преступно. По его мнению, на уроках физкультуры дети должны заниматься подвижными играми на развитие реакции, координации — тогда и травм меньше будет.
- Вот дети часто падают с деревьев. Так научите их лазить по этим деревьям! Поставьте в спортзале макет этого дерева, помоги ребенку, объясни, что нужно — и он научится, и не будет падать с черешни. Но нет, вместо этого их учат лазить по канату!
Еще одна очень серьезная проблема, которую затронул в разговоре Юрий Ильич, это проблема укомплектованности врачебного штата. Если в Николаеве с этим проблем нет, и детскими ортопедами и травматологами больница укомплектована, то в области нет вообще ни одного детского травматолога. Чаще детьми занимаются взрослые травматологи, а они зачастую не видят тех нюансов травм или заболеваний, которые детский травматолог увидит всегда. Ведь у детей имеются зоны роста — это хрящевые участки кости, которыми растет сама кость. Зона роста чувствительна и к травме, и к вмешательствам. Если хирург не очень деликатно обходится с зоной роста у ребенка, то через несколько месяцев выявятся преждевременные закрытия зоны роста. Результат — деформация, укорочение. И поэтому необычайно важно, чтобы детям оказывали помощь именно детские травматологи. Но при этом, по словам Юрия Ильича, ни в одном районе нашей области подготовленных по детской ортопедии и травматологии специалистов нет.
- Мы получаем сейчас деток 12,13, 15-ти лет с третьей степенью сколиоза, которая впервые выявлена. А это практически инвалид. Таких детей быть не должно — 21 век на дворе. Та же история с травмами. Ну некому оказать помощь! Занимаются этими детьми люди, которые только приблизительно знают, о чем идет речь. Но этим должны заниматься профессионалы, потому что как ни банально это звучит, дети — наше будущее. Они должны будут потом принять эту страну и что-то с ней делать. А как же он с такими скрюченными руками, кривой спиной будет эту страну брать?
Если все же случилось несчастье и ваш малыш получил травму, то Юрий Максимейко подчеркнул: нужно незамедлительно вызвать врача. Юрий Ильич дал несколько советов по оказанию первой помощи до приезда «Скорой».
- Если случился перелом или вывих, место травмы нужно обездвижить с помощью наложения шины. Для этого можно использовать бинт и любой подручный предмет, например, широкую линейку или кусок плотного картона. Поврежденный сустав следует зафиксировать в положении деформации, плотно прибинтовав линейку. Нижняя конечность обычно шинируется в выпрямленном положении, но если имеется какая-то вынужденная деформация, то не нужно стараться насильственно ее устранить. Поэтому нужно зафиксировать конечность в том положении, в каком она лежит. Это очень важно, касается и рук, и ног, и шеи, и головы — фиксировать нужно в том положении, в котором обнаружили. Для руки — лучше всего это согнутая в локтевом суставе под 90 градусов рука, и ее подвесить на косыночной повязке или зафиксировать в таком положении.
Очень важно — травма позвоночника и таза. Ситуация: лежит ребенок на асфальте, и видно, что у него что-то повреждено — кости таза, позвоночник. Не нужно его переворачивать, присаживать, а надо оставить его в том положении, в каком он лежит, и просто придать более удобное положение и вызвать врача.
- После удара головой , нужно очень внимательно наблюдать за состоянием ребенка. Если в его поведении появилось что-то необычное — немедленно вызывать Скорую помощь. В первую очередь малыша надо уложить, желательно, набок, потому что может открыться рвота. В случае кровотечения приложить к ране что-нибудь холодное, — советует ортопед-травматолог высшей категории Юрий Максимейко.
И последнее. От травматологов зависит только одно — вовремя и качественно, своевременно оказать и первую, и последующую помощь. А вот вся профилактика детских травм — это организация, которая зависит от взрослых,окружающих ребенка. Правильно организовать уроки физкультуры, на которых дети бы учились правильно падать, лучше координировать движения — это обязанность учителей. Обязанность родителей — научить ребенка, как вести себя в той или иной ситуации, рассказать об опасности. Организация того, чтобы не было гололеда, не было сосулек, были посыпаны песочком и расчищены пешеходные дорожки — это обязанность городских властей.
В любом случае, покалеченные дети, будь то травмы от падения на скользком тротуаре или незамеченный родителями и врачами сколиоз — это всегда вина взрослых. Если взрослый попадает в опасную ситуацию, он может вовремя сориентироваться, защититься. Ребенок не умеет так, у детей снижено чувство опасности. И очень важно, чтобы взрослые научились брать на себя ответственность за все то, что происходит с детьми — только тогда есть шанс извлечь уроки из происходящего.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |