ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Самоуправство или Как руководитель предприятия перехитрил самого себя
03.03.2010 / Газета: Николаевский бизнес / № 9(313) / Тираж: 5100

Производителя обидеть может всякий. Особенно докучают различные контролирующие органы, которые претензиями и проверками просто-таки губят бизнес на корню. Такое мнение часто можно услышать от самих производителей.

Только вот всегда ли стоит безоговорочно верить бизнесменам? Ведь не секрет, что среди них встречаются и недобросовестные. Именно поэтому мы, потребители, довольно часто сталкиваемся с некачественными товарами — будь то колбаса, в которой и в помине нет мяса, напитки с непонятным осадком или косметика с недопустимыми добавками.

Опасный прецедент

Директор предприятия «Амальгама Люкс» Олег Валентинович Ярмощук пришел в редакцию е сообщением о сенсации: он один среди всех рискнул пойти против Госстандарта — душителя производственной мысли! Представители этой организации, как он считает, давят на его бизнес, но при этом, как оказывается, не имеют законных оснований проводить проверки на предприятиях. Взаимные претензии сторон уже несколько раз рассматривались в суде, слушания продолжаются, однако, когда «Амальгама» окончательно докажет свою правоту, это будет прецедентом — тогда любое предприятие сможет не пускать к себе проверяющих!

«Амальгама Люкс» — такое название сегодня носит широко известный когда-то по всему Советскому Союзу парфюмерно-косметический комбинат «Алые паруса». Его ПРОДУКЦИЯ всегда славилась качеством и была любимой не только у женщин, но и у мужчин. Помните? Духи, кремы, шампуни были наилучшим подарком для родственников и коллег из других городов, а мыло оригинальной, невиданной до того овальной формы, которое мягко укладывалось в ладонях, казалось эдаким маленьким чудом современных технологий.

Без преувеличения, у николаевцев был повод гордиться таким предприятием.

Предприятие «Амальгама Люкс», которое является правопреемником «Алых парусов», работает на собственных производственных мощностях с 2007 года. Его название известно немногим, но здесь по-прежнему выпускается хорошо известный ассортимент косметических товаров, и, к тому же, создаются новые их виды. Сейчас производится более 40 видов продукции. Можно ли представить, что выпускаться они будут без всякого контроля со стороны государства?

Олег Ярмощук уверен, что следить за качеством продукции обязан...рядовой потребитель, который «не должен перекладывать на государственные органы контроль за качеством». Обнаружив некачественный товар, покупатель должен идти в суд, доказывая свою правоту и требуя наказать нарушителя.

Похоже, что при нынешнем уровне отечественного производства, да и качества многих импортных товаров, ходить по судам придется много и довольно безуспешно, ведь никакой суд не заменит знаний специалиста-контролера.

Долой Госнадзор?

Недовольство деятельностью сотрудников госпредприятия «Николаевский центр стандартизации, метрологии и сертификации» началось с того, что, по мнению руководителя «Амальгамы Люкс», необоснованно затягивались сроки выдачи сертификатов соответствия при сертификации продукции, которую нужно проводить раз в год-два. В некоторых случаях сертификатов приходилось ожидать по 2, 4, а то и 10 месяцев. Все это время изготовленную продукцию приходилось держать на складе, не реализовывая до тех пор, пока не будут закончены все испытания и не будет получен новый документ, подтверждающий ее качество. Предприятие при этом несет убытки, не имея возможности пополнять оборотные средства. Уменьшается срок годности продукта. А если в нарушение предписаний продукция будет продана, а после проверки окажется, что что-то не так, — не миновать штрафа. А его размер для предприятия — «удар под дых»: стараниями контролеров в бюджет попадет до 25% выручки от продажи! Что же это, как не наступление на бизнес?

Инспекторы могут по нескольку раз требовать вносить изменения в технические условия уже сертифицированной продукции, придираясь к каждой запятой или другой мелочи, считают на предприятии.

Кроме того, по словам Олега Ярмощука, в договорах о сотрудничестве, которые «Амальгама» подписывает с «Николаевстандартметрология», не указывается срок завершения сертификации. «Указать срок — это значит, взять на себя ответственность, а им выгодно затягивать работы как можно дольше, — считает руководитель предприятия. — Производитель оказывается в полной зависимости от проверяющих, срабатывает четкая коррупционная схема. Зачем это делается, могу только предполагать».

Олег Ярмощук уверен, что скрытая цель контролеров — не способствовать бизнесу, а, наоборот, мешать, монопольно диктуя правила игры производителям. «Они хотят командовать бизнесом, а не обслуживать его, как это должно быть, -уверен предприниматель. — И вообще орган госнадзора за качеством продукции — лишний, ведь есть и другие способы контролирования качества.

С нашим Госнадзором никогда нет уверенности в том,

что все правильно. В любой момент они могут что-то выявить и выписать штрафные санкции за реализацию продукции, которая не соответствует нормативной документации.

А о качестве заботится, прежде всего, производитель, потому что покупателя можно обмануть только один раз. Подстраховывая самих себя, мы проверяем свою продукцию в лаборатории областного общества защиты прав потребителя».

Есть ли разница?

Руководитель предприятия заинтересован, в первую очередь, не в качестве, а в прибыли, — уверена главный государственный инспектор Николаевской области по государственному надзору за качеством продукции, соблюдением стандартов, норм и правил и государственного метрологического надзора, директор ГП «Николаевский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Ирина Михайловна Романенко.

В «Николаевстандартметрологии» считают, что в затягивании сертификации виноваты сами работники «Амальгамы», не предоставляя вовремя необходимые документы, не оплачивая лабораторные исследования. Упреки в затягивании сроков инспекторы считают необоснованными, поскольку по положению только на рассмотрения заявок отводится месяц, а сертификация может длиться столько, сколько времени требуется для изучения всей документации. Зато и результат такой кропотливой работы налицо: в конце концов предприятие выполняет предписания контролеров, а продукция соответствует необходимым требованиям. Впрочем, не так давно было исключение из этого правила.

В 2008 году обнаружилось расхождение между рецептурой и реальным составом продукта: вместо утвержденного Минздравом спирта этилового в лечебном и лечебно-профилактическом средствах «Сульсена» оказался растворитель органический. Вот тогда и начались все недоразумения между «Амальгамой» и«Николаевстандартметрологией». С тех самых пор на предприятие стараются не допускать никаких проверяющих.

В рецептуре Минздрава рядом со спиртом указывался (а фактически был дописан производителем, как установили потом контролеры) в качестве аналога растворитель. «Амальгаму» обвинили в подделке рецептуры.

Обнаружив фальсификацию, инспекторы... «схватились за голову». Ведь по инструкции потребители должны втирать средство именно в кожу головы и оставлять на 20 минут в непосредственном контакте с кожей! И что же они втирают?

Согласно техническим условиям, растворитель «предназначен для использования в качестве сырья в производстве растворов душистых веществ для товаров бытовой химии, лакокрасочных изделий и смол, растворов для дефектоскопии, в качестве обезжиривателя в полиграфии, полуфабриката в производстве товаров бытовой химии, в различных отраслях промышленности — легкой, металлообрабатывающей, бумажной, а также в оптике и электронной технике». Косметика в этот перечень явно не входит.

Однако представители «Амальгамы» настаивают на том, что растворитель и спирт -аналоги, и растворитель, который был выбран ...с целью улучшения качества продукции, можно применять в косметической продукции, поскольку косметика ... входит в товары бытовой химии.

Между тем, в государственном классификаторе продукции и услуг товары бытовой химии имеют код 24.51, а косметическая продукция значится под совершенно другим кодом -24.52. Специалисты центра, основываясь на документах, доказывают, что между этими веществами нет ничего общего, а значит, спирт и растворитель -две большие разницы.

Возникает вопрос: для чего производителю понадобилось использовать именно растворитель, а не утвержденный и апробированный спирт? Очевидно, дело здесь совсем не в совершенствовании продукта, считают в «Николаевстандартметрологии». Использование спирта, как подакцизного товара, влечет за собой дополнительные затраты, и, к тому же, его нельзя будет расходовать бесконтрольно. Похоже, что именно это и не устраивало производителей. Впрочем, история с растворителем — дело прошлое. Сейчас, по словам Ярмощука, не используется ни спирт, ни растворитель. Его заменили импортным компонентом. Определить, стал ли продукт от этого лучше, да и вообще убедиться в качестве выпускаемой продукции и соответствии ее стандартам у контролеров сейчас нет никакой возможности.

А «Амальгама» против!

Очередную ежегодную плановую проверку предприятия «Амальгама Люкс» сотрудники отдела госнадзора «Николаевского регионального центра стандартизации, метрологии и сертификации» не могут провести вот уже четвертый месяц. Инспекторов упорно не пускают за проходную, а тем временем руководство «Амальгамы» один за другим пишет иски в суды, обращается в областную администрацию, Комитет по предпринимательству, Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Госстандарт Украины.

На сегодня главной претензией «Амальгамы» является утверждение, что «Николаевстандартметрология» не имеет законных оснований для проведения проверок. На том основании, что «исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности», а полномочия контролеров определяются Декретом Кабинета министров Украины от 1993 года.

Документ этот принимался в переходный период в 1993 году, когда Верховная Рада на полгода был лишена права издавать законы, а Кабинет министров на это время был уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона. После того, как была принята Конституция Украины, изменения в Декрет вносятся только Верховной Радой. На сегодня Декрет действует в редакции закона 2006 года и фактически предусматривает полномочия для проведения проверок.

Так, в статье 2 Декрета сказано: «Государственный надзор за соблюдением технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов, стандартов, норм и правил, за состоянием средств измерения, а также других требований, связанных с качеством продукции, осуществляют центральный орган исполнительной власти в сфере технического регулирования и потребительской политики и его территориальные органы — государственные центры стандартизации, метрологии и сертификации (органы государственного надзора).

Статьей 5 этого же Декрета определяется, что «органы государственного надзора в соответствии с возложенными на них задачами, среди прочего, ocуществляют проверку соблюдения стандартов, норм и правил».

Следует отметить, что функции государственных контролеров — надзор за соблюдением стандартов, норм и правил при производстве продукции — не выполняет ни одно другое учреждение, а значит, заменить работу «Николаевстандартметрологии» никто не сможет.

Несмотря на разъяснения прокуратуры, сотрудников самого центра, предприниматель все равно не признает за Декретом законной силы и решительно не желает ему подчиняться.

Впрочем, как видно, «Амальгаме люкс» уже удалось добиться прецедента, правда, не того, на какой был расчет поначалу: предприятие оказалось единственным в области, которое не позволяет контролировать свою продукцию органам госнадзора.

«Наша позиция очень ровная, — говорит Олег Валентинович. — Мы считаем, что Госнадзор должен осуществлять контроль. Мы не против этого. Но есть неурегулированность в законе. Как нам кажется, Госпотребстандарту нужно обратиться в свой вышестоящий орган и скорейшим образом урегулировать эту проблему. Она не нужна ни нам, ни им».

А пока этот вопрос не решен и, по всей видимости, решен будет не скоро, проверять работу его предприятия ...не будет никто! Так сам для себя решил производитель.

Автор: Татьяна ФИЛИППОВА.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту