ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ВЕЧНОЕ КАК МИР: ЧТО ПОСЕЕШЬ...
04.03.2010 / Газета: Южная правда / № 25(22615) / Тираж: 24600

Не только в масштабе, но и по глубине, по новым требованиям решают сегодняшние проблемы специалисты Николаевской областной госсеминспекции

Что посеешь, то и пожнешь. Не насушишь семян — будешь сушить голову. От привозных семян урожай — часто лучше... Зернышко очень точно укладываетс я в философские категории в оболочке народной мудрости. Да и в исторической плоскости оно — не последний объект внимания. По «отцу истории» Геродоту: «Со времен Демосфена вывозили пшеницу из Босфора до греческой пристани Пирей, каждый год по 400000 медимнов (2360 тонн).

А другой путь украинской пшеницы — «шелковый», через Каспий, Амударью до Индии, через Урал и Иртыш — в Центральную Азию. До сих пор ученые изучают растущую на полях и дикую пшеницу вдоль этих путей. Если наши пращуры искали новые сорта, то другие народы пользовались только завезенными семенами, консервировали их в том виде, в каком получали. Отсюда — вырождение.

А какое нам, собственно, дело до того, что азийское племя, по незнанию своему, игнорировало селекцию, а давние предки наши вековым опытом улучшали вкус хлеба? Да, но люди бывалые сегодня отличают вкус хлеба из австрийской и из украинской пшеницы. В пользу родной буханки.

Но суть не в одной лишь селекции. Когда наблюдаешь отношение части отечественных фермеров к семенному делу, начинаешь понимать, почему у чужеземных племен не очень получилось с украинской пшеницей.

Это — как поведение варвара с микроскопом. Ни один ординец, вторгшийся в благодатные черноземы, не пожелал остаться на этой земле, возвращался в свои дикие степи. Тонкое и ответственное занятие — делать так, чтобы из зерна семя было.

В исторически не такие уж давние времена, полторы сотни лет назад, в силу невозможности инструментально определить пригодность посевного материала, частная торговля семенами руководствовалась своим родным: не обманешь — не продашь. Куда же тут без контроля... Пионером контрольно-семенного дела стал немецкий ученый-растениевод Фридрих Ноббе, создавший в 1869 году в саксонском городе Таранда первую в мире лабораторию по определению качества семян. В 70-е годы XIX столетия контрольно-семенные лаборатории создаются в Дании, Швейцарии, Австрии, США... А в конце столетия первая лаборатория появилась в Украине.

Все течет, но не все меняется. Оставим в покое остальной мир — речь идет об отечественных зернопроизводителях. К сожалению, и сегодня актуально: успехи в селекции заметно нивелируются «упрощенным» отношением к семенам в товарном зернопроизводстве. Из терминологии не изжито понятие так называемых серых семян, а проще говоря, «мусора», которым засевают свои нивы иные фермеры, единоличники. То ли нужда заставляет экономить, то ли (что еще хуже) недосуг вникать в такие «пустяки»... Следовательно, получается: урожай далеко не выдающийся, да и качество зерна явно не дотягивает до совершенства. Что посеешь...

Как и во всем мире, в Украине функционирует система контроля в сфере семеноводства. На вершине вертикали — Укргоссеминспекция, в регионах — областные государственные семенные инспекции, а основным исполнительским контролирующим звеном являются районные госсеминспекции. На Николаевщине контролю подлежат 434 сельхозпредприятия, независимо от форм собственности, фермерские хозяйства, единоличники. В прошлом году право на производство и реализацию репродуктивных семян получили 45 субъектов, в том числе элитно-семеноводческих — 20.

В любой сфере существует своя рейтинговая система, определяющая по различным параметрам, показателям, результатам деятельности позиции подразделений. Николаевская ОГСИ входит в пятерку лучших семенных инспекций Украины. Возглавляет ее ученый агроном, опытный руководитель сельхозпроизводства Владимир Петрович Олейник. Родился на Кировоградщине, окончил техникум, Николаевский сельскохозяйственный институт. Работал экономистом, заместителем председателя колхоза, руководителем спецхоза в Арбузинском районе, на Березнеговатской лесомелиоративной станции. В экономически сложное время создал в Снигиревском районе успешное разноотраслевое хозяйство «Васильки», где работал исполнительным директором. А несколько лет назад принял руководство областной госсеминспекцией.

Люди — те же, а работают — лучше. Новое дело?

- Да нет, — отвечает Владимир Петрович. — Мне как бывшему руководителю элитно-семеноводческого хозяйства эти проблемы знакомы, близки и понятны. Просто здесь все вопросы семеноводства, вообще, качественной и количественной сторон сельхозпроизводства видятся не только в масштабе, но и в глубине. На государственном уровне — более четкие критерии: через законы, постановления, нормативы... Должен сказать, регламентирующая база у нас вполне достаточна: Законы Украины «Про насіння і садивний матеріал», «Про охорону прав на сорти рослин», «Про карантин рослин», государственные стандарты — «Насіння сільськогосподарських культур», методы определения качества (ДСТУ 4138-2002), технические условия (ДСТУ 2240-93, ДСТУ-6006-2008), «Державний реєстр сортів рослин України», «Державний реєстр виробників насіння та садивного матеріалу». Думаю, многим руководителям сельхозпредприятий, фермерам, единоличникам следует внимательно проштудировать эти документы, многое станет яснее...

Ну а мы стоим на страже качества семян всей системой. Это — областная и 19 районных госсеминспекций.

Положение одной из ведущих инспекций Украины — красноречивый сегодняшний факт. Но к этой позиции нужно было идти и нужно будет ее удерживать. Даже медаль в спорте необходимо оправдывать следующими достижениями, а здесь просто нельзя работать хуже.

- Не могу сказать, что к моему приходу в инспекции был развал, — признается Владимир Петрович. — Но работали как-то тихо, спокойно, делали не менее, но и не более, чем требовало Минагрополитики. В перспективу особо не заглядывали. А материальная база в районных инспекциях требовала качественного улучшения. Да и, вообще, не все профессионально выполняли обязанности.

Обычно, в таких случаях кадровый вопрос аж пищит. Но Владимир Петрович решил обойтись без радикальной «хирургии». Свои должности оставили всего три — пять человек, остальные вполне нормально восприняли новую идеологию и в более сложных финансовых условиях начали работать лучше и эффективнее.

- Люди те же, а подход к делу совсем другой, — говорит В. П. Олейник. — Я здесь перебрасываю мостик и к другим, кого инспектируем. С ними нужно работать. Что еще? Ощутимо поправили материальную базу инспекций, улучшили условия труда. Есть такой очень важный показатель: привлечение внебюджетных средств. В прошлом работой с должниками никто особо не занимался. Мы же не только добились погашения долгов, но и направили дополнительные средства на развитие — государство на содержание материальной базы средств не выделяет.

Решив внутренние проблемы, можно эффективнее выполнять основные функции. Владимир Петрович, отбросив хронологию и план разговора, с самого начала говорит о наболевшем:

- В чем главный, скажем так, недостаток?

Производитель, семенное хозяйство определенной категории вкладывает средства в технологический процесс, даже будучи лидером в производстве семян не защищен от действий торговцев «серыми», сфальсифицированными семенами. В еще большей мере уязвимы хозяйства, занимающиеся товарным производством, фермерские хозяйства и единоличники. С одной стороны, «серые» семена дешевле, с другой, это удавка на шее производителя. Торгаши искушают: «Мы тебе в долг дадим». Урожай из таких семян — понятно какой. Экономика, естественно, идет вниз. А рассчитываться — надо! Удивительно, что многие наступают на одни и те же грабли по многу раз... Объективно далеко не все изменили свой менталитет по отношению к семеноводству, к тому, с чего надо начинать. Кто-то на этой основе получает 6 — 7 тонн зерна с гектара, а другой (кому проще купить «половину», скажем, в Кировоградской области, чем качественные кондиционные семена в николаевском семхозе довольствуется урожаем в 2,5 тонны.

Это — масштабный вопрос. Согласно выводам Академии аграрных наук, если мы решим вопрос семеноводства, будем использовать семена не ниже 1-й репродукции, можем получить прирост валового производства зерна 25 — 30 миллионов тонн. Да и факты — вещь упрямая. Сегодня производством руководит гривня: многие из тех, кто начинал с 80 гектаров, благодаря грамотному подходу к семенному делу вышел в лидеры, имеет крепкую материальную базу.

У семенных инспекций функции — контрольно-аналитические, регламентируемые законодательством, в частности, Законом Украины «Про насіння і садивний матеріал», нормативными документами. Если семена, по результатам лабораторных анализов, отвечают требованиям нормативных документов, их владельцу выдается сертификат. В противном случае, закон запрещает их использование для посева, а семенные инспекции наделены здесь достаточно солидными полномочиями.

- Но главное все же — изменить менталитет хозяйственников, — уверен Владимир Петрович Олейник. — Нам удалось нацелить работников районных инспекций на то, чтобы они доходили до каждого производителя. У нас — полная картина, информация, мы точно определяем, какого качества семена, есть ли право ими торговать, нет ли моментов фальсификации... Это очень серьезно, ведь ошибка в семеноводстве возвращается бумерангом, ощущается не один год.

У работников, специалистов семенных инспекций понятия «сезон» практически не существует. Они сопровождают процесс выращивания семян, проверяют качество, условия хранения, контролируют реализацию.

- В общем, функции инспекции не изменились, но они углубились, — рассказывает заместитель начальника областной государственной семенной инспекции Людмила Николаевна Бондарь. — Стали более жесткими требования, касающиеся начальных этапов производства семян. С самого начала нельзя допускать негативных моментов, последствия которых невозможно исправить. Поэтому, когда урожай еще дозревает в поле, идет проверка складских помещений на предмет дезинфекции, чтобы кондиционные семена не перешли в другое «качество». Подготовка семян после уборки к осеннему севу — там очень короткий период, а необходимо проконтролировать сотни субъектов хозяйствования. Зиму назвать каникулами весной сложно — опять же подготовка к весеннему севу целого комплекса сельхозкультур. А дальше — опять тот же цикл... Причем на этом фоне изменились качественные параметры. Скажем, один из главных показателей — жизнеспособность семян — увеличился на 3 пункта, до 95 процентов. То есть 95, не меньше, семян из 100 должны «доказать», что они выживут. А всхожесть должна быть не ниже 92 процентов (кстати, на Западе вообще не существует таких критериев — все семена должны быть всхожими).

В последнее время изменились условия апробации семян — Украина вступила в международную организацию ISTA, которая разрабатывает «Международные правила для обследования посевного материала».

- Нам всем нужно выходить на понимание иных, мировых стандартов, — говорит Людмила Николаевна. — И, прежде всего, изменять менталитет. По собственному опыту знаю, как сложно переключаться на другой масштаб, другое понимание. При том, что Николаевский район, где я возглавляла семенную госинспекцию, был лучшим в области. «Радсад», «Степовой», другие хозяйства, где семеноводству уделяли большое внимание. А ведь в некоторых районах рядом с вывесками хозяйств в пору цеплять лозунг: «Измените менталитет!»

С чем приходится сталкиваться и с чем приходится бороться? Самая большая ошибка — нарушения технологии выращивания семян, когда производитель, затратив по минимуму, пытается получить результат. Еще один момент. Некоторые хозяйственники несколько лет подряд сеют «свои» семена. Какая уж там репродукция, никто не знает, да и не очень интересуется. А ведь вопрос стоит так: семена нужно использовать не ниже первой репродукции. Если еще в хозяйствах придерживаются основных правил, то фермеры, единоличники зачастую имеют весьма смутное представление о том, что они бросают в землю. Статус семян такое зерно теряет из-за низкой всхожести, засоренности. А вообще, утверждают в госсеминспекции, прав народ: «От привозного семени урожай часто — лучший». Куда надежнее, с гарантией высокого и качественного урожая, закупить семена высокой репродукции, подтвержденные сертификатом. И, что абсолютно обязательно, прошедшие протравливание. А чтобы уберечься от «сырых» семян, достаточно обратиться в ближайшую райгосадминистрацию — там есть вся информация по данному рынку.

Нередко действует другой информационный механизм: кто-то кому-то посоветовал, что есть подешевле... Выгода — сомнительная, убыток — явный, а, кроме того, ведь действует законодательство о фермерстве, о земле. Областная госсеминспекция наделена санкционными полномочиями. Но все-таки, считают здесь, лучше «бить на сознательность». В некоторых хозяйствах работают свои лаборатории — в «Красной Баштанке», в Первомайском, Арбузинском районах... Но подавляющему большинству необходимо менять менталитет. И в этом направлении работники госсеминспекции уже многого добились. В том числе и недопущения сева сортами, которые не внесены в Государственный регистр.

А задачи на нынешний год в сфере семеноводства масштабны. Это — приближение системы к мировым стандартам, усиление контроля на всех этапах — от производства до реализации, расширение площадей под новыми высокорепродукционными сортами и гибридами... У специалистов Николаевской ОГСИ этому подчинен каждый рабочий день.

Человеческий фактор

- Есть одна закономерность, которая доказана самой жизнью, практикой, — говорит Владимир Петрович Олейник. — Кто сегодня вышел в лидеры? Тот, кто серьезно начал заниматься семеноводством. У них на данный момент солидные площади — по 4 — 5 тысяч гектаров земли, крепкая материальная база, умелые кадры, получающие приличную заработную плату. Ведь основа сельскохозяйственной экономики — растениеводство, а его эффективность базируется на правильном ведении семеноводства.

Ныне в области 22 элитных семеноводческие хозяйства и 46 — репродукционных. Среди ведущих: в Баштанском районе — МТС (руководитель Н. Н. Гончаренко), в Березнеговатском ФХ «Орбита (Г. П. Степанюк), в Жовтневом — ООО «Золотой колос» (Н. В. Иванова), в Новобугском — ЧСП «Красная Баштанка» (В. Н. Сербин), в Снигиревском — хозяйство «Веселый Кут» (А. Д. Бринюк), в Первомайском — ФХ МТД (О. Ю. Маляренко), ФХ «Оазис» (В. И. Колесниченко), опытное хозяйство «Зоряный» (И. М. Савченко), опытное хозяйство «Зеленые Кошары» (В. А. Чернецкий). А в целом, утверждают в ОГСИ, первомайцы — безусловные лидеры этой отрасли в области. Здесь успешно работают 8 семеноводческих хозяйств различного уровня, которые могут служить солидной базой опыта.

Профессионально относятся к своему делу коллективы большинства районных инспекций, в чем огромная заслуга их руководителей: в Арбузинской — Ольги Владимировны Чмырь, в Баштанской — Леонида Михайловича Федорчука, в Березнеговатской — Дмитрия Николаевича Заморий, в Братской — Тамары Алексеевны Кузнец, в Вознесенской — Виктора Дмитриевича Драгомирова, в Доманевской — Надежды Петровны Халаимовой, в Жовтневой — Оксаны Николаевны Курас, в Кривоозерской — Виктора Александровича Ефременко, в Новоодесской — Антонины Петровны Пуховой, в Первомайской — Анатолия Александровича Чеботаря... К ним подтягиваются Снигиревская, Новобугская, Врадиевская, Березанская инспекции.

Всегда в рабочем ритме — аппарат областной госсеминспекции. Здесь в порядке вещей частые командировки, динамика, тесные контакты с производителями. Тон в работе задают заместитель начальника ОГСИ Людмила Николаевна Бондарь, главный бухгалтер Лариса Григорьевна Швед, экономист Наталья Александровна Агеенко...

- У нас нет штатных «дыр», — говорит В. П. Олейник. — Когда я пришел в инспекцию, в районах подчас было проблемой заполнить вакансию. Теперь все понимают важность и значимость этой работы.

И через секунду:

- Теперь важно, чтобы поняли другие — сельхозпроизводители. Есть такая проблема: украинцев «жаба душит». Некоторые скорее купят «хлам» в другой области, чем у соседнего семенного хозяйства, за лесополосой. Но надо же понимать: никогда «серые» семена от посредников не дадут хороших результатов ни по урожайности, ни по качеству. Отсюда и уровень вашей экономики, не надо при этом кивать на государство. А ведь достаточно обратиться в ближайшую районную инспекцию или в областную — и вы получите ориентир, полную информацию. Повторяю, доказано: кто поднял экономику, сделал это благодаря профессиональному подходу к семенному делу.

И еще одним доказательством будет весенний сев. Он уже не за горами...

Автор: А. РОМАНЮК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту