Интригующе начался театральный сезон в Академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии — постановкой знаменитой пьесы «Чайка» классика русской и мировой драматургии А. П. Чехова.
Интрига заключалась в сценической редакции пьесы, приглашении постановочной группы со стороны: режиссер-постановщик С. Павлюк (г. Херсон), сценограф и художник по костюмам А. Локтионова (г. Ривное). Отметим, что чеховская «Чайка» довольно часто появляется на сценах как столичных, так и провинциальных театров стран СНГ. В 2009 году была отмечена в Москве на фестивале «Золотая маска» «Чайка» Красноярского театра драмы, а Днепропетровский молодежный театр «Верим» получил лестные отзывы театральной критики Санкт-Петербурга на фестивале «Встречи в России». Впервые на нашей памяти в Николаеве «Чайка» была поставлена режиссером Н. Ковалем в Русском художественном драматическом театре в 1986 году...
Но вернемся в наш украинский театр. Какова она, «Чайка», двадцать первого века? Какие акценты расставил режиссер? Проникнется ли современный зритель чувствами и судьбами русских интеллигентов, живших в конце девятнадцатого века в обедневшей усадьбе на берегу озера? Постановщики спектакля прочли пьесу как бы глазами молодого, никем не признанного драматурга-авангардиста Кости Треплева, превратив сцену в своеобразный водный мир, по которому передвигаются конструкции, в разных сочетаниях представляющие и дом, и мост, и пляж, и декорацию символистской пьесы, которую ставит Костя. И дождь, буквально падающий на персонажей спектакля, и лодка, и движущиеся по воде фигурки, вывозящие реквизит и героев, выбивают почву из-под ног уютно устроившегося в креслах зрителя, ожидавшего лирики и грусти, затаенного горя, прелести полутонов. Исчезли из этой «Чайки» и «чувства, похожие на нежные, изящные цветы», о которых вспоминает Нина в финале пьесы. Взамен пришли резкость и обнаженность чувств. Все проще и прагматичнее. Актеры безжалостно вскрывают личные проблемы и драмы своих персонажей как, например, Аркадина, в которой Н. Егорова исследовала психологический курьез стареющей женщины и актрисы, борющейся за своего талантливого молодого любовника — популярного беллетриста Тригорина — и теряющей сына. Роль сыграна актрисой на стыке фарса и драмы. Тригорин А. Щесняка — человек, который устал от назойливого внимания и хочет одного — покоя. Он позволяет себя любить и Аркадиной, и Нине Заречной, и Маше. Все это происходит в лодке под целомудренным прикрытием зонта. Нина Заречная в этом спектакле напоминает «звездочек» современного шоу-бизнеса, откровенничающих на TV-каналах о своих «историях любви». У Т. Марштупы Нину влечет к Тригорину его популярность. Он — ступенька на ее пути в мир театра. И его рассуждения об искусстве она прерывает поцелуем... Любовь настигнет ее позднее, как возмездие. В финале эта пережившая драму девочка появляется затаенно и искренне любящей Тригорина, с достоинством несущей «свой крест». Главным героем спектакля оказался Треплев. Энергичный, пластичный, влюбленный зовет он опаздывающую героиню своего символистского спектакля. Его крик: «Нина!!!», в котором явственно читается зов любви и надежды, повторится в финале с нотой горечи и безнадежности перед тем как после сожжения рукописи его унесет в небытие лодка. Артист П. Чирва проживает драму человека ослепленного любовью и погубленного равнодушием и ненамеренной жестокостью окружающих. В сущности, чайкой этого спектакля стал именно Константин Треплев — талантливое одиночество со сломанными крыльями. Хочется отметить органично сыгранную К. Бобух роль Маши, дочери управляющего имением Шамраева. В ее глазах, пластике, отношении к нелюбимому мужу — учителю Медведенко, в стремлении справиться с любовью к Треплеву и постепенно спивающейся, своя драма — драма безответной любви. В сущности, все персонажи спектакля одиноки. И доктор Дорн, циник и фат в трактовке В. Карпенчука, и Полина Андреевна, униженно вымаливающая у него хоть малость женского счастья (Л. Баранова), и это при живом, самодовольном муже, управляющем имением (А. Дерик), и хозяин имения Сорин, проживший жизнь в боязни совершить поступок (Е. Ушаков), и прибившийся к ним молоденький бедный учитель Медведенко (А. Маглеванный), безответно любящий Машу и не замечающий пропасти, растущей между ним и женой. А между ними всеми движется рослая фигура работника Якова, вывозящего на фурках самовар, реквизит, героев и т. д. В исполнении В. Маркитана очень органичен этот молчаливый демиург сцены.
Своеобразным камертоном спектакля стал романс «Не уходи», подчеркивающий атмосферу ожидания, надежды и несбывшегося счастья, которое было так близко, так возможно, но... Есть ли в спектакле недостатки? Наверное, есть. Но есть и главное. Режиссер С. Павлюк создал на академической сцене живой, динамичный, зрелищный спектакль, наполненный метафорами, тревожащий зрителя и позволяющий ему дополнять своими мыслями и эмоциями «театральные размышления» по поводу чеховской «Чайки». В сценической палитре театра появилась свежая краска. Он сделал еще один шаг навстречу признательности зрителей.
Спасибо!
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |