«Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день»... 8 Марта все дети с самого утра спешат поздравить самого родного и близкого человека на земле — МАМУ. Поблагодарить за любовь и терпение, за доброту и ласку, ведь быть мамой — непросто. Быть мамой — тяжелый труд, жертвенный и иногда — увы! — неблагодарный. И если быть хорошей мамой своему собственному ребенку женщину учит природа и материнский инстинкт, то стать настоящей матерью, всем сердцем полюбить приемных детей как родных — это и вовсе задача не из легких.
Почему-то всегда люди думают, что из детского дома деток берут семьи, которые сами не могут иметь детей. Или очень богатые люди, которые таким образом занимаются благотворительностью. Семья ДЯТЛОВЫХ не относится ни к тем, ни к другим. Наталья — врач, ее муж Роман — работник государственного предприятия, живут они в небольшой двухкомнатной квартире.
Вот уже несколько лет Наталья Ренажановна ведет курсы для беременных при женской консультации № 4, где и работает. За это время курсы стали лучшими в городе — к доктору Дятловой едут на занятия со всего города, независимо от того, в какой консультации наблюдаются по беременности и к какому роддому относятся по месту прописки. В чем секрет этой молодой и невероятно приятной в общении женщины? Все просто: она мама четырех сыновей. Так она говорит сама, и только при достаточно близком общении можно узнать, что трое из ее мальчишек — приемные.
Как вспоминает сама Наталья Ренажановна, она вместе со своим двухлетним сыном Данилой попала в детскую инфекционную больницу с отравлением. Все время, пока они там находились, к ним в палату то и дело забегал маленький мальчик, примерно такого же возраста, как и Даня.
- Беленькое пушистенькое голубоглазое создание заглядывало к нам в палату, и говорило: «ку-ку!», — с улыбкой рассказывает Наталья. — Я была удивлена, почему малыш ходит сам, без мамы. Я спросила о нем у медсестры, и она мне сказала, что он — «детдомовский». Мальчика звали Богдан. По приходу домой Наталья все время думала о нем, и неожиданно для себя предложила мужу: «Я в больнице встретила мальчика из детского дома, я бы хотела его усыновить». Сказала — и сама испугалась. Но утром Роман сам начал разговор: «Знаешь, я думал всю ночь об этом мальчике. Нужно его усыновить». Что было потом? Потом были долгие два года оформления бумаг, поездки к Богдану в гости, слезы и разочарования. «Когда мы впервые приехали навестить Богдана, он сразу меня узнал, я его взяла на руки и почувствовала запах — запах детского дома. Когда от ребенка пахнет не мамой, не жареными пирожками, а чем-то... казенным. Мы привозили Богданчику сладости и одежду, а когда приезжали в следующий раз, он был опять в своей старой пижаме. Я у него спросила, где его обновки, он сказал, что вечером все дети снимают одежду и складывают в большой мешок, а утром, кто что из него вытянет ,то и надевает», — вспоминает Наталья. Запали в душу и выставленные в один ряд одинаковые ботиночки, и на дверях шкафчиков одинаковые шубки...
Когда уже практически все бумаги были готовы, как гром среди ясного неба — «Богдана усыновить нельзя, выберите себе другого мальчика». Оказалось, что у Богдана есть родной брат, и по закону их разлучать нельзя.
- Я помню, как мы с мужем ехали в область, в детский дом смотреть на Назара, я по дороге так возмущалась, что не нужно мне столько мужиков в доме — муж, Даня, Богдан, а еще и Назар?! Ни за что! — с улыбкой вспоминает Наталья Ренажановна.
Нужно ли говорить, что совсем скоро и Богдан, и Назар уже жили в семье Дятловых? Еще спустя немного времени нашелся еще один брат Богдана и Назара — Миша. И он присоединился к дружной семье.
Нельзя сказать, что с первого дня была семейная идиллия, и все было легко и хорошо.
- Когда мы брали мальчишек в семью, нам посоветовали оформлять опекунство, потому что тогда их можно вернуть обратно. Я сначала возмутилась — как это: вернуть? Это что, товар, брак? Но когда мы привезли их домой, я даже поняла, почему люди возвращают деток обратно. Они круглосуточно все спрашивали, докладывали о любом своем действии, не знали элементарного — что такое розетки, что сковородка горячая, что вещи есть у каждого свои, что игрушками нужно играть, а не рвать... Полгода длилась моя адаптация, пока я действительно не ощутила себя матерью для этих мальчишек.
Первым испытанием для мамы Наташи было то, как правильно объяснить родному сыну Данилу, откуда у него появилось сразу так много братьев.
- Он говорил мне «Мама, они ведь чужие». Тогда я ему сказала, что они нам самые родные. Ведь когда-то и мы с папой были чужие, а потом встретились, полюбили друг друга и стали самые родные. Так и с Богданом, и с Мишей, и с Назаром — мы просто нашли друг друга, — рассказывает Наталья Дятлова.
Но и это не было самым сложным. Приемные сыновья абсолютно всех знакомых женщин называли «мамами», тащили со стола и прятали под подушку шоколадные конфеты, в детском саду со стола забирали хлеб и аккуратно складывали его в свои шкафчики. На вопрос о том, что они будут на завтрак, обед или ужин, мальчишки дружно отвечали: «манную кашу», и напоминали просто закрытых в своем панцире черепашек.
- Правда, было очень тяжело. И я не могла пересилить себя. Пока однажды, собирая их в садик так легко и просто, от самого сердца не сказала Богдану «Ну, давай, сынок!» Тогда ко мне пришло осознание, что это — мои сыновья, самые что ни на есть родные.
Нельзя сказать, что все с пониманием отнеслись к поступку семьи Дятловых, многие знакомые просто отвернулись. Одни считали, что таким образом Наталья пытается заработать на социальных выплатах, другие просто не понимали, как можно в двухкомнатную квартиру поселить еще троих приемных детей. Но, скорее всего, эти люди просто завидовали и той семейной идиллии, и огромной жизненной силе и красоте души Дятловых. Наталья Ренажановна обо всех трудностях и неприятностях говорит с таким оптимизмом и добротой, что невольно ловишь себя на мысли: «этой женщине можно позавидовать».
- Нас сейчас редко приглашают в гости — слишком уж мы шумные и беспокойные, — смеется Наталья. — Мы сейчас с мужем приловчились, и делимся — ходим в гости по очереди. Один из нас идет в гости и берет с собой двоих мальчишек, а второй остается с двумя дома. На следующий раз — наоборот.
Сейчас Богдану 9 лет, Дане и Назару — 8, а Мише — 6 лет. Представьте: если болеют — то это сопли из четырех носов, если кашель — то в четыре голоса. И все это в двухкомнатной квартире. Наталья и Роман спят на кухне, в одной комнате — детская, во второй тоже детская, но стоят письменные столы для выполнения уроков. Кладовку тоже оборудовали под комнату для компьютера. Стало ли легче? Наталья с улыбкой говорит: «Хлеба хватит всем ,солнца хватит всем»...
- Что нам в жизни дает душевное тепло? Когда ребенок, который еще три месяца назад прятал по подушку сладости, с дня рождения в детском саду приносит домой конфету, чтобы разделить ее на всех — это уже моя победа, — говорит Наталья Дятлова.
Мы всегда ищем повод, чтобы оправдать свое бездействие: «Я бы помог, если бы...» Пример этой дружной и счастливой семьи как раз и есть подтверждение того, что все эти «бы» — просто отговорки. А делая жизнь брошенного ребенка светлой и полноценной, мы и сами становимся чуть-чуть счастливее.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |