ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
На страже чистоты
18.03.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 32(2895) / Тираж: 7500

Одна из традиционных проблем Николаева, как, впрочем и множества других городов Украины, — санитарное состояние придомовых территорий, контейнерных площадок, многочисленные несанкционированные свалки, особенно в местах расположения частных домовладений, на берегах рек. В самом крупном — Центральном районе города — эти проблемы традиционно особо актуальны для Ракетного Урочища, Варваровки, Терновки, Матвеевки. Не многие спешат задуматься над тем, что мы оставим своим детям и внукам. К счастью, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Отчасти это заслуга абонентской службы «Центральная», которая была создана решением городских властей в марте 2008 г., а с июня 2009 г. действует как дочернее предприятие КП «Николаевкоммунтранс».

Решение о создании абонентских служб в районах Николаева не было случайным. По мнению мэра города В.Д. Чайки, это прообраз санитарной милиции, успешно действующей во многих странах мира, в задачи которой входит централизованное заключение договоров на вывоз мусора и контроль за платежами. Ведь прежде, по большому счету, у нас эту работу никто не выполнял.

Основной задачей абонслужбы является выполнение принятой городским советом программы «Чистый город». В первую очередь это — предоставление услуг как жителям частного сектора, так и предприятиям всех форм собственности. Во-вторых, проведение разъяснительной работы среди жильцов частного сектора. Конечный результат — все отходы и предметы, образующиеся в процессе человеческой деятельности и в дальнейшем не используемые, должны утилизиороваться или перерабатываться.

В Центральном районе проживают 153 тыс. человек, в том числе 62 тыс. — в частном секторе. Только в частных домовладениях за месяц накапливается свыше 10 тыс. кубометров твердых бытовых отходов. При этом к началу 2008 г. только каждое десятое домовладение имело договоры на вывоз ТБО, а малым бизнесом вообще никто толком не занимался. В районе не было и единого реестра производителей ТБО. Неразбериха и отсутствие договоров с производителями ТБО вели к тому, что в итоге этот мусор оказывался на стихийных свалках, густо усеявших территорию района. Все это тяжелой ношей ложилось на местный бюджет, причем ношей бессмысленной: сколько стихийные свалки ни убирали, а они появлялись вновь и вновь.

И вот за дело взялась абонентская служба, на которую возложили задачу заключения договоров на вывоз бытовых отходов и контроля оплаты оказанных услуг. Первым микрорайоном, с которого она начала свою работу, стала Варваровка, за ней последовали другие микрорайоны. Сегодня среди частного сектора именно в Варваровке и достигнут максимальный процент охвата договорами, а в целом договоры на вывоз ТБО заключили уже до 85% хозяев частных домовладений, что в 8,5 раза больше, чем два года назад. Стремительно вырос и процент оплат. Если раньше он составлял в лучшем случае 60%, то в последние месяцы — 102%, а по Варваровке доходил даже до 117%. Иными словами не только оплачивается текущее потребление, но и погашаются старые долги. За время работы предприятия заключено более 11,5 тыс. договоров с физическими и юридическими лицами, по которым вывезено 180 тыс. кубометров бытовых отходов, выручено около 4 млн. грн., которые пошли на оплату услуг перевозчиков, содержание службы и уплату налогов. И это несмотря на то, что работают в абонентской службе района всего 15 сотрудников, включая начальника и бухгалтерию. Представляете, каково им обойти десятки тысяч домов!

За период работы абонентская служба не получила ни копейки бюджетных средств, хотя в начальный период ее становления объем вывозимых ТБО намного превышал охват абонированием частного сектора и местного бизнеса, из-за чего предприятие не могло вовремя расплатиться с возчиками. Да и ЖЭКи добавляли проблем, поскольку не всегда вовремя и не в полном объеме оплачивали предоставляемые услуги. Несмотря на это возчики — ООО «ВалАн» и ООО «Стэфи» — добросовестно выполняют свои обязательства, обеспечивая чистоту и порядок в районе. Помогает и администрация Центрального района, ее глава Владимир Рыжик и его первый заместитель Александр Косьянов всегда интересуются ситуацией с вывозом мусора, оказывают зависящую от них поддержку.

Продуктивная работа абонентской службы «Центральный» позволила существенно улучшить ситуацию с вывозом мусора. Спала острота проблемы стихийных свалок (правда, до ее полного решения еще очень далеко), в частном секторе устанавливаются контейнеры, их становится все больше. Там, где невозможно обеспечить контейнерный сбор (тупиковые улицы, аварийное состояние проездов и т.д.), ТБО вывозят так называемые «звонковые» машины, которые работают по графику, доведенному до сведения потребителей услуги — не менее двух раз в неделю. Да и тариф невелик — 7,38 грн. в месяц с человека. Думается, это не ахти какая плата за чистоту.

Кстати, о тарифе. Из всех абонентских служб города у «Центрального» заложен самый малый процент, остающийся на содержание и развитие самой службы. Так за кубометр мусора предприятие берет 24,61 грн., а возчику платит около 23 грн. Посредничество? — возмутится кто-то. Возможно. Но польза от такого «посредничества» очевидна — город становится чище, население привыкает к качественной услуге, а если и остаются какие проблемы (нехватка контейнеров, необходимость их ремонта и т.д.), они связаны лишь с тем, что в тарифах не предусмотрены такие затраты, да и не все вовремя оплачивают услуги.

В отличие от других коммунальных предприятий, «Центральный» еще ни разу не судился с неплательщиками. Да, таковые есть. С ними проводится серьезная работа, служба с каждым случаем разбирается индивидуально, входит в положение, если у кого возникают финансовые проблемы, что случается в наше кризисное время, идет на уступки, максимально используя механизм реструктуризации при условии оплаты текущего вывоза мусора. А если кто хочет погасить долг на месте, он может это сделать по квитанции: деньги будут оприходованы и поступят на счет предприятия.

Согласно «Правилам благоустройства» и решению горисполкома №1631 от 24.07.09, не только частники и ЖЭКи, но и предприятия, предприниматели района обязаны заключать договоры на вывоз ТБО через абонентскую службу. За отказ от заключения договора на вывоз ТБО согласно ст. 152 Административного кодекса Украины в последней редакции предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 340 грн. до 1360 грн., а на должностных лиц — от 850 грн. до 1700 грн. Вот и подумайте, что дешевле: заключить договор, который для жителя частного сектора обойдется примерно в 90 грн. в год, или заплатить штраф?

Правда, были отдельные случаи недовольства по поводу заключения договоров, жалобы в антимонопольные органы. Но у них-то как раз претензий к работе «Центрального» нет. И в самом деле — если предприятие добросовестно выполняет свои функции, пусть называют как хотят, хоть монополистом, лишь бы дело делалось. Тем более что возчиков определяет не сам «Центральный», а администрация района по условиям открытого конкурса. Между тем в плане работы абонслужбы на текущий год — заключение договоров на вывоз мусора с предприятиями, организациями и жителями частного сектора со 100%-ным охватом.

- Последняя зима была очень суровой, — говорит начальник абонентской службы «Центральный» Вячеслав Стрельчук. — Но ни одного дня мы не допустили срыва графика вывоза ТБО. Контейнерные площадки и подъезды к ним очищались от снега и льда даже там, где это не предусматривалось договорами. Просто здесь работают люди, которые живут в этом городе, болеют за свое дело и понимают, что, кроме них, эту работу никто не выполнит. Я хочу поблагодарить всех жителей за поддержку начатого нами дела, за своевременную оплату услуг. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем жителям Центрального района, которые еще не заключили договоры. Не отставайте от жизни, давайте сотрудничать, ведь все мы хотим жить комфортно, в чистоте и уюте. А этого мы сможем добиться только совместными усилиями.

Автор: Станислав Козлов.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту