Под председательством заместителя городского головы Раисы Вдовиченко состоялось очередное заседание городской комиссии по погашению задолженности по зарплате, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. Вопросы социальных выплат на заседании не поднимались, видимо, с этим в городе проблем нет. Зато с зарплатами их «выше крыши». Об этом ярко свидетельствуют данные, приведенные на заседании.
На 1 марта задолженность на 49 экономически активных предприятиях города составила 32,8 млн. грн., что на 5 млн. грн. больше, чем месяцем раньше. На 30 марта эта сумма снизилась до 27 млн. грн., тем не менее по сравнению с началом года ситуация ухудшилась. Правда, есть и позитивные примеры. Полностью погасил свой долг перед работниками мостоотряд №73, Черноморский судостроительный завод уменьшил долг по зарплате на 18%, а КП «Николаевэлектротранс» снизил его на 42%. Однако появились и новые должники. Всем им Р. Вдовиченко напомнила, что несвоевременная выплата является нарушением законодательства и влечет за собой ответственность вплоть до уголовной, ведь по закону выплата зарплаты — первоочередной платеж для любого субъекта хозяйствования. И еще одна цифра — 86% долгов приходится на долю госпредприятий либо вызваны несвоевременными расчетами государства по своим обязательствам перед предприятиями.
Первым на комиссии заслушали руководителя ДП «Николаевский облавтодор» Владимира Махонько. Хотя в документах, которые раздали участникам, значилось, что облавтодор должен филиалам, расположенным в Николаеве, почти 300 тыс. грн., В.Махонько заявил, что в течение 30 — 31 марта получены необходимые платежи для полной выплаты долгов. Теперь нужно решать вопрос с мартовским авансом и зарплатой. Он пояснил, что облавтодор — предприятие особое, и в основном существует за счет бюджетных заказов. Но оплачивать его работу государство не торопится, денег катастрофически не хватает. Итог — нынешнее состояние государственных и прочих дорог общего пользования в Николаевской области.
Критической является ситуация на ГП «Завод им. 61 коммунара», где с учетом марта долг по зарплате превышает 12 млн. грн. Вдобавок у предприятия накопилось 16 млн. грн. задолженности перед Пенсионным фондом. По признанию гендиректора завода Игоря Козырева видимая перспектива погашения этих долгов сегодня отсутствует. Предприятие, по сути, является банкротом, и погасить долги может только за счет отчуждения основных фондов. Вместе с тем он опроверг слова губернатора Н.Круглова, будто бы на заводе почти не осталось рабочих. Сегодня здесь числится 280 основных производственных и 500 вспомогательных рабочих плюс более тысячи ИТР и непромышленного персонала. В силу ряда причин завод не может привлечь новые заказы и рассчитывает погасить долги по зарплате за счет продажи цеха-23 и санатория-профилактория «Ингул». Последний вроде бы за 22 млн. грн. собирался приобрести ЦК профсоюза работников судостроения, но окончательное решение так и не было принято. Передавать же «Ингул» городу руководство завода не желает.
Возникли проблемы с заплатой у Николаевского машиностроительного завода, находящегося на территории ЧСЗ. Решить их здесь надеются за счет взыскания долгов с дебиторов, в том числе и с помощью судебных решений. Ждет денег от заказчиков и завод «Лиман», где долги по зарплате надеются погасить за счет платежей за ремонт лоцманского судна. Зато в Пенсионный фонд предприятие платит вовремя. Это, кстати, не «лимановский» феномен». Так поступают многие предприятия. И на упреки со стороны прокуратуры (ведь по закону, прежде всего, нужно выплатить зарплату) и других структур они дружно отвечают, что если хоть на день просрочить выплаты в ПФ, тут же выставляется пеня в 50% от суммы долга, и тогда надежд погасить долг по зарплате становится еще меньше. Иными словами, если при дефиците средств в первую очередь платить зарплату, то долги по ПФ могут привести к еще большим финансовым сложностям вплоть до банкротства предприятия.
Никакого оптимизма члены комиссии не испытывают по поводу НИИ «Центр», где сумма долгов по зарплате приблизилась к 900 тыс. грн. И это при численности персонала всего в 76 человек! Надежды этого судостроительного НИИ на российские заказы не оправдались, сейчас здесь выживают в основном за счет арендной платы, благо пустующие площади института можно сдавать в аренду. Р. Вдовиченко и другие члены комиссии напомнили, что проблемы с зарплатой в НИИ носят хронический характер и предложили решить проблему «хирургическим путем», уволив часть коллектива. Но администрация НИИ «Центр» с этим не соглашается, считая, что в противном случае предприятие попросту погибнет.
Помимо предприятий судостроения в критическом положении находятся и многие строители. Отрасль больше других пострадала от кризиса, здесь произошел ощутимый спад. Теперь предприятия страдают от государства, которое не рассчиталось за выполненные по результатам тендеров работы и других заказчиков, которые для финансирования строительства привлекали кредиты и сегодня сами находятся на грани банкротства. И речь не только о самих строителях, но и об изготовителях железобетонных изделий, таких как «Николаевжелезобетон-1» . При этом «дебиторка» многих предприятий стройиндустрии в разы превышает кредиторскую задолженность, и если хотя бы часть должников рассчитается со строительными фирмами, они тут же смогут выплатить долги по зарплате своим трудовым коллективам. Но в том-то и дело, что дебиторы не торопятся и в большинстве по объективным причинам, связанным с экономическим кризисом.
Сложнейшая ситуация сложилась и с Николаевским ремонтно-механическим заводом. Долги предприятия продолжают расти, по оценке Минобороны, которое контролирует предприятие, у его руководства нет стратегии развития, здесь постоянно ждут помощи от государства, и потому вновь замаячила перспектива о присоединении завода к аналогичному предприятию в другом регионе страны. Для Николаева это плохо тем, что и налоги пойдут в чужой бюджет. Но и пообщаться с руководством НРМЗ сложно: телефоны там не работают, руководство на больничном, на заседания комиссии никто не приходит.
Своеобразным курьезом можно признать ситуацию с офисом областной организации «Народный союз «Наша Украина». По месту юридического адреса найти ее чиновники горисполкома не смогли, созвониться с руководством — тоже. Между тем, известный комиссии долг партии перед функционерами областной НСНУ составляет 756 тыс. грн., а, возможно, и больше. И это притом, что в штате офиса числится всего 10 человек (хотя и эта информация может оказаться устаревшей). Непонятно, как при таких финансовых и организационных проблемах НСНУ вообще собиралась на выборах бороться за власть.
Под занавес члены комиссии констатировали, что помимо администраций предприятий, упор в борьбе с долгами по зарплате должен делаться на трудовые коллективы и профсоюзы. Эра «ручных профкомов» давно прошла, и сегодня они должны горой стоять за наемный персонал. Но в том-то и беда, что на ряде проблемных предприятий профорганизации полностью пляшут под дудку администрации, а на других — их нет вообще.
Со своей стороны, вице-мэр Р. Вдовиченко выразила надежду, что с формированием новой коалиции и Кабмина удастся принять Госбюджет-2010, и тогда часть финансовых проблем, в том числе и с зарплатой, будет решена.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |