Этот год будет нелегким и для страны, и для Николаева. Уже апрель, а бюджета — ни Государственного, ни городского — нет. А проблем, которые нужно решать уже сегодня, а по-хорошему — еще вчера, больше, чем хотелось бы. О текущих городских планах и долгосрочных перспективах — интервью «ВН» с городским головой Владимиром Чайкой.
- Владимир Дмитриевич, вы обещали, что к 9 Мая основные николаевские дороги будут отремонтированы. Город без бюджета на текущий год сможет взять кредит?
- Могу повторить: к 9 Мая мы основные городские дороги сделаем. Начали с пр. Героев Сталинграда, выйдем на Пушкинскую, потом на проспект Ленина, определились уже с работами по проспекту Октябрьскому, по Скороходова нужно сделать заплаточный ремонт, такой же в сторону Лесков — по ул.Карпенко, и еще — ул.Кирова по кольцу в сторону кладбища и со стороны Баштанки. Это мы обязуемся сделать ко Дню Победы. Кроме того, меня очень волнует участок намывной территории в районе «Амстора», там просто невозможно проехать, нужно срезать старый асфальт и стелить новый. Теперь начнем делать проезжую часть Варваровского моста, а вот с Ингульским сложнее — разводную часть до устойчивого тепла трогать нельзя. Там старое покрытие будем убирать, «потарахтим» какое-то время, для моста это лучше, чем сегодняшние разрушающие его вибрации, а потом постелим новое покрытие. Когда будет принят бюджет, еще раз посмотрим и все просчитаем. Может, тех 25 млн. грн., которые мы хотим взять в кредит на ремонт дорог, на такие масштабные планы и не хватит. Пока мы провели переговоры с банками. Банки знают, что кредитора определит конкурс. Банкиров сейчас больше интересует вопрос гарантий по кредиту. У нас есть два пути: первый длинный и сложный — получить гарантию Минфина. Тогда кредитор будет спокоен, потому что если мы не будем выполнять свои обязательства по договору, то средства, которые государство должно отдать городу, пойдут на выплату затрат по кредиту. Второй вариант — получение кредита под залог городского имущества, а сегодня банки хотят, чтобы залоговое имущество в 2-3 раза перекрывало сумму самого кредита. Мы, например, можем предложить в качестве залогового имущества здание горисполкома, которое оценивается в 50-70 млн. грн.
В любом случае без этого кредита и ремонта дорог дальнейшее развитие Николаева будет сложным, это понимают и депутаты горсовета. На 22 апреля мы наметили сессию, и я думаю, по ее итогам у нас будет документ о том, что горсовет берет на себя обязательства по выплате кредита и поручает мэру провести переговоры с последующим подписанием кредитного договора.
- На когда намечено воплощение вашей идеи ввести комендантский час для несовершеннолетних?
- «Комендантский час» — это условное название. Но пришло время вернуться к соблюдению закона об ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей. Мы хотим, чтобы после 22.00 детей на улицах или в увеселительных заведениях не было (речь идет о детях до 16 лет), чтобы в ночные клубы пускали только тех, кому исполнилось 18. И мы хотим, чтобы родители нас поддержали, чтобы с такой инициативой к городским властям обратились родительские комитеты, службы по делам несовершеннолетних, общественные организации. В Луцке, Виннице, Житомире патрульно-постовая служба после 22.00 останавливает несовершеннолетних на улице, звонит дежурным, те вызывают родителей, родители забирают детей и платят административные штрафы — за то, что допускают ошибки в воспитании своих детей. И это правильно.
- «Зона особого внимания» для «Делериума» — это разовая акция, или других ночных клубов она тоже коснется?
- Мы разослали ночным клубам свои рекомендации — и по наружному освещению, и по организационной работе. Кроме того, список несовершеннолетних, которые уже «проявили себя», будет у служб охраны всех клубов, чтобы они знали, чего от кого можно ждать, и не проще ли вообще отказаться от подобных посетителей. Я хочу, чтобы покой был и в городе, и в семьях. К сожалению, жизнь настолько усложнилась в связи с экономическим кризисом, и родители зачастую настолько заняты добыванием хлеба насущного, что не могут уследить за детьми. Но меня радует, что в течение последних 7 лет в Николаеве не снижается количество отличников и тех, кто поступает в вузы. То есть часть молодежи, настроенная на позитив, на то, чтобы устроить свою жизнь и добиться в ней каких-то результатов, у нас стабильна.
- До местных выборов будут какие-то изменения в вашей команде?
- Я думаю, будут. У нас есть вопросы по районным администрациям, есть вопросы по кадрам внутри нашего аппарата, по отделам, по управлениям. Это не значит, что нужно убрать первых лиц и на этом успокоиться. Нужно укрепить многие звенья, потому что в отдельных моментах и мэр не может решить то, что нужно решать оперативно или даже реактивно. Это работа начальников отделов, управлений, заместителей городского головы, заместителей глав администраций районов города. Мы это все с вами увидим.
- Губернатор, комментируя кадровые вопросы, сказал, что все его заместители перед назначением проходят комплексную проверку правоохранительных органов. А ваших заместителей перед назначением правоохранители проверяют?
- Когда я кого-то назначаю, всегда интересуюсь в милиции или СБУ: вот такого человека я назначаю, вопросы есть к нему? Нет вопросов.
- С новым начальником милиции области вы уже общались?
- Нет, видел его только при назначении.
- Начальник городской милиции ушел на пенсию, а кто будет на его месте, еще не знаете?
- Нет. Евгений Суреев был у меня, попрощался. Как и начальники ГАИ и облУВД. У меня с ними каких-то особых вопросов не было, как и с начальником управления СБУ. Когда нужно было советоваться — советовался. В частности, перед встречами с иностранными делегациями, чтобы быть во всеоружии.
- Такое обилие донецких в Николаеве вас не смущает?
- Это право Президента, но, конечно, хотелось бы, чтобы больше было николаевцев. У нас разве нет профессионалов, которые ничем себя не замарали, честно выполняли свой долг? Хотелось бы, чтобы при таких назначениях к губернатору прислушивались в первую очередь. Да, раньше нас информировали заранее, теперь ставят перед фактом. Наверное, это следствие построения новой вертикали власти, которая направлена на сохранение стабильности. Я могу внутри себя это принимать или не принимать, но это право Президента, поэтому нужно работать с теми, кто назначен.
- Как в этом году предполагается отмечать юбилей — 65-летие Победы?
- Мы учли все просчеты, которые были допущены во время празднования Дня города, предусмотрели движение колонн не по одной улице, а сразу по трем — по Московской, по Советской и по Лягина. В рамках празднования будет подведен конкурс поисковых отрядов, в конце апреля в школах города пройдет Урок мужества. У нас ветеранов осталось — 1 495 человек. Вдумайтесь только! В живых осталось всего 12 участников освобождения Николаева, чуть больше 30 участников освобождения области, которые живут в Николаеве. А ведь я помню, когда молодым работал на 61-м заводе, ветеранам войны было по 48-50 лет, на День Победы на Адмиральской стоял звон от орденов и медалей. А сегодня? Поэтому мы хотим не просто стулья для них расставить, мы хотим соорудить амфитеатр, чтобы те, кто хотел бы пройти пешком в колонне — прошли бы, кто захочет проехать на спецтехнике — проедет, а кто не хочет или не может — чтобы все смогли увидеть, и чтобы их все видели. Мы хотим привести в порядок к этому дню сквер 68-ми десантников, привести в порядок памятник десантникам-ольшанцам — с использованием новых технологий и новых материалов. Будет облагорожена и территория вокруг — площадь выложена новой плиткой. Под эти работы мы, как и положено, проведем тендер, но с учетом нынешней бюджетной ситуации, поставим условие: начало работ должно осуществляться за счет собственных оборотных средств того предприятия, которое за это возьмется. Потом мы эти затраты компенсируем. Я накануне собрал совет ветеранов города с привлечением активистов, это человек 40, и рассказал о том, что мы планируем сделать. В целом, половину работ по реконструкции сквера десантников мы сделаем ко Дню Победы, а вторую половину — ко Дню города.
- Летом прошлого года сессия горсовета приняла решение о реконструкции площади Ленина. Что предполагает эта реконструкция?
- Предполагается сделать на площади Ленина большой фонтан — поющий.
Мы хотим переделать саму площадь, чтобы она перестала быть административно-советско-партийной. Хотелось бы сделать ее более человечной, со скамейками для отдыха.
- Она уже не будет площадкой для массовых мероприятий?
- Нет, зона в районе спуска так и останется зоной массовых мероприятий. А что, на остальной площади можно было собрать людей? Так, потоптаться.
- Сложности бюджета не воспрепятствуют реконструкции?
- Может быть, нам удастся только «отбить» основные проектные моменты, заложить изменения, которые переориентируют площадь Ленина с административной зоны на прогулочную. Потому что реконструкция задумана масштабная, она включает замену дорожного покрытия на современное, поющий фонтан, я видел такой в Батуми. Понимаю, что это дорого, но в городе должны же быть места, где можно не просто поесть-попить, и не только ночные клубы. Город должен быть и красивым, и комфортным. В этой связи меня волнуют многие здания в центре города, собственники которых, кажется, забыли, что центр — это лицо города. В частности, здание «Укртелекома» — облупленное и страшное, без подсветки. Да, у нас нет такой площади, как в Харькове, как в Луганске. Но будем делать из того, что есть. И Набережную будем делать, и лестницу. Есть эскизные разработки, но каждый говорит: мы сделаем это, но можно мы тут поставим киоск? Или, а можно вот тут будет базар? Я говорю — нет. Теперь главное — принять бюджет, который даст нам возможность рассчитать свои силы.
- А проект с утеплением Намыва еще не потерян, не пропал в связи с экономическими сложностями?
- Нет, он не пропал. Этот проект в прошлом году был направлен в Министерство ЖКХ и получил там высокую оценку. В том числе и потому, что мы работаем с немцами из расчета затрат 50 на 50. То есть половину мы получаем со стороны ЕС, а за вторую половину отвечает горсовет и государство. Этот проект сейчас проходит государственную экспертизу. Он предусматривает не только утепление домов, но и их внутреннее переоснащение, замену всех коммуникаций на современные, включая индивидуальное отопление. Мы в этом году планируем взять в разработку один дом по этому проекту, стоимость его переделки — больше 10 млн. грн., но мы начнем эту работу. На первом этапе вырежем все внутреннее оснащение, текущие трубы, заменим их пластиковыми. А дальше будем работать с немцами. Но они не могут понять: как такое может быть, что у нас половина жильцов дома не платит за квартиру. А ведь участие каждого жильца дома в его санации и утеплении — до 15% затрат. Будут жильцы использовать свои сбережения или брать кредит — это их дело. Вторая часть утепления и санации — за счет государства, а третья — за счет инвестиций.
- Надеемся, до взламывания квартир должников с помощью ЖЭКовских слесарей все же не дойдет?
- Если будет решение суда, будем вскрывать. Процедура выписана: понятые, участковый, государственный исполнитель. В законе все предусмотрено, ничего придумывать не надо.
- А до железнодорожного вокзала «Николаев» реконструкция когда-нибудь доберется?
- Я уже пятый год этого добиваюсь. Министры транспорта — и Кирпа, и Винский — каждый в свое время обещали обновить вокзал. Проект реконструкции мы согласовали, я снова обращаюсь к министру, прошу губернатора нас поддержать.
Мы также хотим, чтобы в коммунальную собственность было передано «Николаевоблтеплоэнерго», чтобы был один централизованный источник подачи тепла в Николаеве, а не три, как сегодня. Мы тогда могли бы под многие проекты найти инвесторов, а сегодня они не могут разобраться, где чья труба. Я с этим предложением не раз обращался к экс-губернатору Алексею Гаркуше, а он всегда говорил: давай меняться, как будто речь шла о каком-то прибыльном предприятии. А там оборотных средств нет, поэтому мы вынуждены брать кредит под запуск тепла. Зато есть сумасшедшие долги, которые нужно погасить до 15 октября, иначе тепла не будет.
- Есть еще варианты имущественного обмена с областью?
- ДОФ — Дом офицеров флота передан из областной коммунальной собственности в городскую, и теперь я в некоторой растерянности. Предварительно мы посчитали, что на его ремонт и реставрацию потребуется 13 млн. грн. За несколько лет эту сумму можно было бы осилить. Сегодня пересчитали — оказывается, нужно 21,8 млн. грн. А нам еще нужно закончить ремонт муниципального коллегиума, детский садик, в котором какое-то время размещались службы управления юстиции, на все это тоже нужны немалые средства. В то же время в зданиях городской коммунальной собственности размещены службы областного подчинения, которые за аренду платят символическую гривню. Считайте: управление ЖКХ на ул.Шевченко, служба по делам несовершеннолетних в Доме творчества учащихся, правое крыло горисполкома занято — там и областное управление по делам молодежи и спорта, и редакции газет, служба по делам инвалидов на Спасской, 46, управление культуры на Советской и так далее и тому подобное. И везде плата — 1 гривня. Чего вдруг? Почему мы такие добрые? Извините, сейчас уже другое время. «Забивайте» средства на оплату занимаемой площади в бюджет и платите, почему город должен терять миллионы?
Я огорчен и возмущен тем, что ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» должен за аренду земельного участка 17 млн. грн. а его руководитель Козырев говорит: мы сейчас продадим санаторий-профилакторий «Ингул» за 22 млн. грн., но нам главное зарплату выплатить, а город — это потом. Так считает руководитель, горожанин, который завтра выйдет на пенсию и ничего хорошего после себя не оставит. Посмотрите, сколько мы боремся за сохранение санатория-профилактория «Ингул». Сегодня говорят, что санаторий-профилакторий, государственную собственность, нельзя передавать в коммунальную собственность, можно только продавать. Так сделайте так, чтобы было можно. Примите такой закон, измените прежний, если он не отвечает требованиям времени и людей. Нам надо, чтобы «Ингул» работал для Николаевской области, чтобы по-прежнему предоставлял комплекс медицинских услуг инвалидам, чернобыльцам, больным детям и т.д. Я понимаю, что нужно решать проблему ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» комплексно, как и в целом проблемы украинского судостроения. И я предлагал губернатору готовить в Николаеве совещание по судостроению на государственном уровне. Мы же понимаем, что желание строить корветы — это пока только желание. В одиночку мы этот проект не осилим. Хотя для Николаева важен любой судостроительный проект, потому что это — работа для горожан, которым нужно кормить свои семьи. А мы со своей стороны готовы сделать все, чтобы наш город не пропал с экономической карты страны и мира.
- Так что будет с ДОФом?
- В этом году мы его «накроем», чтобы потолки не падали. Я сейчас еду в Москву, хочу встретиться с Лужковым или с его первым замом. У нас есть предложение: коль сегодня у нас нормальные отношения между Россией и Украиной, пусть они нам подсобят восстановить Дом офицеров флота как историческую ценность времен Российской империи. Там есть земля, можно построить гостевой дом, написать на нем «Москва», например. Мы готовы поделиться землей. Там можно построить спортивно-развлекательный комплекс без водки и пива, есть возможность построить два теннисных корта и еще много чего. А в самом здании нужно создать культурный центр, проект есть. Вот выиграем выборы и года за три сделаем.
- Спасибо за интервью.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |