ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ХЛЕБ ОТ ЛУКАВОГО
17.04.2010 / Газета: Южная правда / № 42(22632) / Тираж: 24600

Мария Ивановна, по ее словам, еле добралась домой после всенощной: душа пела от радости и умиротворения, а ноги «выли от боли»: 73 года и полиартрит на долгое время стояния в храме отреагировали соответственно. Она долго не могла уснуть и наконец после процедур, мазей и растирок провалилась в крепкий сон. Ей казалось, что она только смежила веки, как в окно настойчиво постучали. Почти на автомате накинула на себя пальто, открыла дверь и с удивлением увидела молоденькую соседку Лидочку.

- Христос воскрес! Тетя Маша, я принесла вам хлеб от Почаевского монастыря, здесь и инструкция, как и что с ним делать, потом прочтете. Пусть он принесет вам радость и чтоб у вас не болели ножки! — затараторила Лидочка.

Мария Ивановна, хотя и «спала внутри», но поняла, что Лидочку надо отблагодарить и одарила ее пасхальными гостинцами. Лидочка спешила уйти к оставшемуся дома малышу. Мария Ивановна не задерживала ее — непреодолимо хотелось возвратиться в постель, так что принесенный соседкой презент она стала разглядывать позже. Открыла пакет — в нем оказался стакан от йогурта, заполненный чем-то белым с резким запахом перекисшего теста и задохнувшегося молока. Отставила его подальше, завязала — содержимое распространяло далеко не приятный запах — и стала читать инструкцию. Чем дальше читала, тем больше сомневалась в святости «хлеба» и в его выдающихся качествах приносить счастье, снимать порчу и т. д. Ей вспомнились «письма счастья» — апокрифические послания, которые пересылали разные люди. В письмах этих «если задержите пересылку дальше» обещались различного рода кары, в инструкции же этого не было. Хочешь быть счастливым (желай все, кроме денег), добавляй в эту дурно пахнущую закваску по стакану молока, сахара и муки три дня, затем раздели полученное тесто на четыре части, три раздай хорошим людям, а четвертую испеки и раздели только с теми, кто живет в твоем доме, не вздумай отдать никому чужому. Все это вызвало недоумение и протест у Марии Ивановны. К тому же печь этот хлеб разрешалось только один раз в жизни.

Мария Ивановна решила поговорить о хлебе с одной из женщин, по отзывам знающих ее — «очень продвинутой в вере». Та выслушала Марию Ивановну (по ее словам) «как доктор бестолкового больного» и тоном, не допускающим возражений, сказала:

- Моей куме привозили такой хлеб из самого Почаева, я пекла «хлеб счастья», и мы его ели.

У Марии Ивановны больше не оказалось никого, с кем она могла бы поделиться сомнениями относительно «почаевского хлеба» (священник приезжает в ее село по большим церковным праздникам), и она позвонила в редакцию, попросив при публикации не указывать ее настоящего имени и адреса.

Искать ответ долго не пришлось: на официальном сайте Свято-Успенской Почаевской Лавры (г. Почаев Тернопольской области, www.pochaev.org.ua) обнаружилось весьма красноречивое послание братии монастыря, которое приводим полностью:

«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас...» (Мф. 24:4)

Дорогие братья и сестры!

Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый «хлеб (закваску) из Почаевской Лавры». Братия Почаевской Лавры доводит до Вашего сведения, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни.

Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому просим Вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на все брать благословение у местных священников.

«Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию; это сыны проклятия» (2 Петр. 2:14).

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).

С уважением братия Свято-Успенской Почаевской Лавры».

Таким образом, сами насельники монастыря развенчивают миф о «хлебе счастья». К слову, кроме «почаевского» лет 20 бродят уже сказки об «иерусалимском хлебе» из храма Гроба Господня и др. Надо ли говорить, что все это фальшивки, авторы которых используют авторитет православных святынь в неблаговидных целях — распространение духовной заразы, которая соблазняет легковерных, обещая им блага без особого труда.

Права Мария Ивановна и в сомнениях относительно вкуса хлеба и его содержания — в плане гигиены. По отзывам тех, кто его пробовал, вкус до того специфический, что требует немалых усилий, чтобы его проглотить. О гигиене же можете судить сами: закваска переходит через разной степени чистые руки, несколько дней стоит открытой (таково условие) в домах разной степени чистоты...

- И кто же придумал и распространяет все это? — интересуется Мария Ивановна.

С тем, кто распространяет, яснее ясного — наше невежество, духовная безграмотность. Вы передаете часть закваски знакомому, он польщен, еще бы! Вы же считаете его хорошим человеком. Отказаться вроде неудобно, предлагает тоже человек хороший, ну как ему сказать, что он, сам того не понимая, распространяет скверну, соблазн: не надо особо напрягать себя — испеки хлеб от лукавого и будешь счастлив. А вот назвать поименно авторов фальшивки труднее — они предпочитают оставаться в тени. Их задача — одурманить людей призрачными, лживыми обещаниями легкого счастья.

В Евангелии есть предупреждение Иисуса Христа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Мф. 18,7). А теперь решайте сами, стоит ли рисковать здоровьем души и тела хороших людей и своим, распространяя закваску от лукавого?

P. S. Пока материал готовился к печати, на пороге уже моего дома появилась хорошая знакомая с подобным стаканом «почаевской закваски». Понадобилось немало усилий и времени, чтобы переубедить женщину, при этом не обидев ее, ведь она действовала из добрых побуждений. Едва ли не самым убедительным стало предложение обратиться за советом к священнику храма, прихожанкой которого она является. После этого вопрос о «святости» хлеба отпал сам собой.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту