Они прошли испытание космосом и тикали после «купания» в банке с солеными огурцами
О долговечности советских часов слагают легенды. Я же вам расскажу реальную историю. Верить мне или нет, дело ваше. Но в любом случае не пытайтесь повторить это с современными часами — не пройдет!
Итак, первые часы у моей бабули появились в году так шестидесятом и назывались довольно поэтично — «Звезда». Она их берегла, носила только по праздникам. Остальное время часики мирно тикали на подоконнике. Даже когда часы вышли из моды и перестали быть «страшным» дефицитом, бабушка осталась верна своей «Звезде». Однажды, закатывая огурцы, засекала по ним время и случайно уронила в банку с огурцами, так и закрутила... Зимой, когда пришло время «пожинать плоды», мы открыли банку и на дне обнаружили пропажу. Бабуля их заботливо обсушила и дала любимой внучке (то есть, мне) поиграть. И не поверите: они снова пошли (!) и так ходили еще года два. Пока я, снедаемая вечным детским любопытством «что же там внутри?», их не разобрала. А собрать обратно, увы, не смогла... Советский Союз входил в мировую тройку часовых производителей-гигантов. Но мало кто знает, что создавалась отрасль стрелок и циферблатов с нуля. Всего за пару десятилетий ей удалось достичь невиданных высот. Даже сейчас советские механизмы с надписью «сделано в СССР» можно обнаружить в... швейцарских часах!
Вплоть до тридцатых годов СССР оставался страной часового голода. Предмета первой необходимости были лишены железные дороги и флот, авиация и армия, ученые и обычные граждане. Все, на что было способно советское государство, — сборка простых часов из импортных деталей.
Сделано в СССР
«В СССР нет собственного часового производства, — писали в «Огоньке» за 1928 год, — часы, вывозимые из Швейцарии и Франции, очень дороги. Некоторые кооперативные предприятия скупают старые часы, «освежают» их и продают по довольно высокой цене. Необходимо создать собственную часовую промышленность...»
Пытаясь спасти положение, правительство вело переговоры о сотрудничестве со швейцарскими часовыми компаниями, но безуспешно. Это был бойкот молодой Советской республики.
В 1929 году СССР покупает две обанкротившиеся часовые фабрики в Америке — «Дюбер Хэмпден» и «Ансония». На основе этих предприятий были запущены 1-й и 2-й государственные часовые заводы. А уже к 7 ноября 1930 г. выпущены первые 50 штук советских карманных часов из деталей собственного производства. Вслед за первой ласточкой появились первые женские наручные «ходики».
Долгое время часы оставались дефицитом. Наличие их на запястье свидетельствовало о статусе. Часы носили командиры и бойцы Красной Армии, передовики производства, отличники высших учебных заведений. Остальным приходилось выкручиваться.
- Слышал, что много карманных часов тех лет переделывались в наручные, — рассказывает Валерий Панченко. — По всей стране в ремонтные мастерские приносили карманные часы, и к их корпусам мастера приваривали дужки. В результате часы становились точь-в-точь, как заводские.
Швейцария с советским лицом
Несмотря на быстрый успех, по технологическому уровню советские заводы отставали от зарубежных на 50 лет! Но уже за первые две пятилетки часпрому СССР удалось сократить эту пропасть до 10 лет. В годы войны стрелка советского часпрома снова замерла. Однако сразу после Победы с конвейера сошли первые советские мужские наручные часы марки «Победа», которые утверждал лично Сталин. Также были запущены в производство «Звезда», «Салют», «Молния», «Москва», «Маяк», «Спортивные», «Родина», «Кировские».
В первые послевоенные годы переоснастили старые заводы, с нуля построили новые. Перед часовой отраслью стояла задача не только обеспечить население часами, но и «расширить ассортимент, улучшить внешний вид». К концу 50-х советская часовая отрасль была сопоставима по мощности со швейцарской. СССР стал одним из крупнейших импортеров оборудования для часовой промышленности, часовых механизмов и готовых «ходиков». В середине 70-х годов страна экспортировала механические наручные часы «Чайка», «Заря», «Слава», «Ракета», «Полет». Но, к сожалению, советские часы, имея колоссальный объем экспорта, так и остались неизвестны за рубежом. Ведь в основном Союз поставлял часовые механизмы, а не готовую продукцию. Поэтому мелкая надпись «сделано в СССР» так и осталась скрытой от глаз — под задней крышечкой. Авторитет надежности и престижа доставался фирме-заказчику.
«Поющие» часы
В 70-х на пятки «советской механике» наступали электронные часы, которые за рубежом штамповали уже вовсю. Они начали вытеснять отечественные механические. Перед СССР была поставлена задача — срочно разработать наручные электронные часы. Так появилась «Электроника».
- В продажу они поступили в середине 80-х. Я купил себе пятую модель, стоила она больше ста рублей, — вспоминает Андрей Куц. — Эх, чего только с ней не случалось, и под дождь попадала, и в воде мочил. И ведь ничего, работают! До сих пор их ношу.
Тем не менее «Электроника» не сумела справиться с китайским импортом, который был, к тому же, дешевле. В 80-х на СССР бурным потоком хлынули «часы без названия». Народ называл их: «монтана», «гонконговские», «часы мелодий», «музыкальные часы». Это чудо гонконгско-китайской электронной мысли было практически у половины мужского населения СССР, которое наивно верило, что они произведены в США. Да и по цене были доступны широкому советскому потребителю — стоили около 70 рублей. Купить их можно было в комиссионках либо с рук у спекулянтов. Отличительная их черта, с которой советская «Электроника» не смогла бороться, — это способность воспроизводить от восьми до 15 мелодий. К тому же, прилагались секундомер, календарь, индикация дня недели, будильник, ежечасный сигнал и даже подсветка.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |