Из истории хореографии нашего края
Николаевская область может гордиться своей школой хореографии. Она складывалась десятилетиями несколькими поколениями выдающихся мастеров танца, о некоторых из них хотелось бы вспомнить и рассказать...
Если заглянуть в историю поглубже, то в ней сам ой выдающейся фигурой выступает родоначальница классической школы хореографии, балетмейстер старой закалки Клеопатра Алексеевна Бернарская, которую помнят многие работники культуры и искусства Николаевщины старшего поколения, даже не связанные с танцем. С большим уважением вспоминают эту удивительную женщину ее ученики и передают из уст в уста рассказы и легенды о ней последующим поколениям танцоров.
Самая интересная и малоизвестная информация о жизни и деятельности Клеопатры Бернарской представлена в статье краеведа Вячеслава Чунихина («ЮП» за 8.11.1983 г.), которому посчастливилось листать страницы ее дневника. Известно, что К. Бернарская родилась в 1903 году в Николаеве и окончила Мариинскую женскую гимназию, где танцевальное искусство преподавали Мария Константиновна Лакс и Юлия Михайловна Селистранова. В начале ХХ века они вели в учебных заведениях Николаева большую работу, основывая свою деятельность на традициях русской балетной классики. Клеопатра Бернарская была их лучшей ученицей.
«Листая дневник Бернарской, — пишет Вячеслав Чунихин, — обращаешь внимание на переосмысливание роли искусства... Новое время ставит новые задачи. Искусство не для искусства, а для народа — вот итог, к которому пришла балерина. В 1924 году она создает в спортклубе «Унион» балетную группу. Сюда был широко открыт доступ выходцам из семей рабочих, крестьян, мелких служащих, всем, кто при старом режиме не смел и мечтать о хореографии. Время диктовало новое содержание. В «Унионе» идут репетиции, и К. Бернарской ставятся танцы «Вы жертвою пали...», «Стена коммунаров», «Даешь Европу!». В газетах 20-х годов находим объявления о выступлениях балетной группы «Унион». Они проходили в рабочих клубах, городском театре, перед сельскими тружениками.
Молодежь тянулась к известной танцовщице. Стройная, с большими серыми глазами и черными прядями волос, она, кроме яркой сценической внешности, обладала прекрасным музыкальным слухом, литературными способностями и большим трудолюбием. Сама писала музыку, написала несколько пьес, из которых в «Унионе» репетировали «Принцессу-капризницу», сама шила для своей группы костюмы и, конечно, много читала, изучая хореографию. Ею ставятся самые разнообразные танцы: венгерские пляски, менуэт, аргентинское танго, постановки — «Цыганский барон» и «Балетный дуэт». В них Бернарская выступала как балерина и как балетмейстер. Постепенно николаевские самодеятельные танцоры пришли к классическому балету. В 30-е годы выросло их мастерство, значительно расширились ряды. Клеопатра Алексеевна Бернарская начинает репетиции спектакля «Вальпургиева ночь». В 1933 году состоялась премьера балета. Надо сказать, что это было уникальное явление в жизни города. Дети рабочих и крестьян получили возможность войти в мир классического танца, участвуя в спектакле, который раньше считался духовной монополией «верхних десяти тысяч».
В 1935 году в Николаевском городском театре был поставлен балет «Щелкунчик». К этому времени некоторые ученики Клеопатры Алексеевны Бернарской достигли значительных успехов, что позволило им перейти на профессиональную сцену. В послевоенные годы К. А. Бернарская, вернувшись из эвакуации, собирает своих лучших учеников: Николая Ольховского, Александру Врублевскую, Аллу Потапову и других и ставит балеты «Снегурочка», «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов».
Послевоенная деятельность Клеопатры Алексеевны известна из рассказов ее учеников. В 50 — 60-х годах известная балерина руководила танцевальным коллективом в Доме культуры строителей, где ее ближайшей воспитанницей, а затем и помощницей, была Элеонора Михайловна Черникова-Гуголько. Основываясь на ее воспоминаниях, Н. А. Троянов один из разделов своей книги «Люди, которых я встретил», вышедшей недавно в издательстве Ирины Гудым, посвятил К. А. Бернарской. Он пишет: «Внешне Клеопатра Алексеевна была улыбчивой, тактичной, щедрой на любовь к своим ученикам, но не переносила двуличия и неправды, была резкой к ленивым. Репетиции она любила больше, чем сами спектакли. И вела их вдохновенно, изобретательно и весело. Все мелочное, бытовое отбрасывалось в сторону, главное — только поэзия и музыка!»
В последние годы своей трудовой жизни К. А. Бернарская руководила ансамблем «Сердце девичье» в клубе медработников. Об этом периоде вспоминает Светлана Михайловна Краснова, преподаватель Николаевского колледжа культуры и искусств: «Тогда, в 1974 году, Дом культуры медработников находился в помещении нынешней синагоги. Это были владения Клеопатры Алексеевны. Она была особенным человеком и особенным хореографом в городе Николаеве. И атмосфера в этом небольшом танцевальном коллективе, созданная этой удивительной женщиной, была такой же необыкновенной. Репетиции проходили на сцене. Сама Клеопатра Алексеевна, несмотря на преклонный возраст, всегда была элегантной и женственной, в неизменной шляпке с какими-то необычными украшениями на шее — воплощением театральной дивы. Даже когда сердилась, то высказывала свое недовольство литературным, театральным языком: «Дьявольщина, это кто там стоит на балконе? Немедленно покиньте репетицию!» Яркий свет сцены, запах кулис, полутемный зрительный зал — все создавало иллюзию настоящего театра. Репертуар был традиционно театральный — испанский, цыганский, русский, восточный танцы, концертные номера на музыку И. Штрауса, Ф. Шуберта, П. Чайковского.
Старшие девочки вызывали у нас, младших, восхищение. Любимой темой были рассказы о балетном спектакле П. Чайковского «Щелкунчик». По словам самой Клеопатры Алексеевны, роль Маши исполняла талантливая девочка Лариса Винник, ее призванием было искусство балета, а не медицина, постигать которую девушка уехала в Одесский мединститут.
Мы, начинающие, обожали Таню Титову, девочку с внешностью кинозвезды, которая уже училась в Днепропетровском театральном училище и в дни своих каникул приходила на репетиции и даже занималась с нами. Позднее Татьяна стала солисткой танцевальной группы Государственного Кубанского казачьего хора.
Однажды Клеопатра Алексеевна пригласила нас, трех подружек (со мной были Света Маховская, Рая Плоская), к себе домой. Ее дом находился на улице Адмиральской. Старый двор поразил нас буйно разросшейся зеленью, словно сад старой волшебницы из сказки «Снежная королева». Совсем неожиданным для нас оказалось, что во дворе обитают несколько кошек и котят. Клеопатра Алексеевна подбирала бездомных и несчастных животных и подкармливала их, постоянно покупая в магазине для них колбасу и рыбу. Был у нее любимчик — белый кот Макс, который вел себя как аристократ на приеме, но, судя по всему, обожал свою хозяйку. Поразила нас библиотека. Бернарская показала нам необычную книгу — эскизы театральных костюмов художника Л. Бакста, дореволюционное издание. Для нас это было открытием нового мира. Наверное, именно этот случай стал толчком к тому, что мы стали интересоваться театральной декорационной живописью и старались приобрести книги и журналы, все, что было связано с миром театра.
У Клеопатры Бернарской не было семьи, она была одиноким человеком. Наверное, весь смысл ее жизни заключался в работе. Сейчас я понимаю, что мы, ее ученики, не были в должной степени благодарными и внимательными к ней. А скольких же она воспитала! Вечная, добрая память и бесконечная благодарность этой необыкновенной женщине...»
К этим теплым воспоминаниям могут присоединиться многие ее воспитанники. А идею написания этой статьи подсказала Ольга Алексеевна Дорошина, которая постигала азы классического танца у Клеопатры Алексеевны, а затем в ансамбле «Судостроитель» под руководством Михаила Григорьевича Кизельмана, знаменитого ученика Бернарской. Его называли поэтом танца. Паренек из бедной многодетной семьи, плотник-паркетчик стал создателем коллектива, прославившего наш край, одним из самобытных и талантливейших хореографов, заслуженным работником культуры Украины и замечательным педагогом. Его бессмертные постановки «Корабельная сторона», «Матросский танец», «Гопак», «Улица», «Привітальний», «Солдатские вдовы» живут на сцене и сегодня благодаря его последователям — художественному руководителю «Судостроителя» О. А. Дорошиной, балетмейстерам В. А. Федченко и Т. Н. Котенко, Э. А. Акмановой.
Особо хочется отметить, что рядом с Михаилом Григорьевичем Кизельманом балетмейстерами-репетиторами работали Александр Одинцов и Олег Котенко. Имея опыт актера, Олег Котенко был основным помощником
М. Кизельмана, одновременно продолжая солировать в народном ансамбле танца «Судостроитель». После смерти М. Г. Кизельмана Олег Николаевич возглавил коллектив, сохранив высокое мастерство его участников, и по-прежнему оставался ведущим солистом. Зажигательный «Цыганский барон» в его исполнении запомнился николаевскому зрителю навсегда.
Многие ученики Кизельмана создали свои коллективы, продолжая и бережно храня традиции своего учителя: Валентина Александровна Беличко — «Юность Прибужья», Татьяна Юрьевна Смыкова — «Дивертисмент», Татьяна Ивановна Даниленко (начинала еще у Э. М. Черниковой-Гуголько) — «Зорянка», Людмила Викторовна Капустян — «Надія» и многие другие, разъехавшиеся по городам и весям...
Главный балетмейстер Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии Александр Иванович Леоненко, автор хореографии ко многим музыкально-драматическим спектаклям, свои первые шаги на сцене делал под руководством Элеоноры Михайловны Черниковой-Гуголько. И, как оказалось, его восхождение не обошлось без участия К. А. Бернарской.
«Я начал заниматься танцами с третьего класса, — вспоминает А. И. Леоненко, — у Элеоноры Михайловны и прошел солидную подготовку. Это были в основном народные танцы, а вот азы классической школы танца я получил у Клеопатры Алексеевны, которая замещала свою ученицу во время декретного отпуска. За этот год
К. Бернарская поставила с нами балет «Кот в сапогах», где я исполнял главную партию. Это была необыкновенная женщина и великолепный человек. Она смогла в нас, мальчишках (мои друзья — Михаил Кизельман, Олег Котенко, Александр Шевляков), зажечь огонь любви к искусству танца на всю жизнь. Все мы впоследствии окончили Днепропетровское театральное училище (хореографическое отделение).
У А. И. Леоненко за плечами большой профессиональный опыт — балетмейстерско-педагогический факультет Московского государственного института культуры, доцент хореографии Восточно-Сибирского института культуры в Улан-Удэ, заслуженный работник культуры Бурятии. Но ностальгия по родным местам, теплые воспоминания детства и юности вернули его в Николаев, где с 1991 года А. И. Леоненко дарит землякам великолепное мастерство хореографа.
Продолжает плеяду выдающихся учеников К. А. Бернарской и Э. М. Черниковой-Гуголько бессменный руководитель народного танца «Калинонька» Алла Николаевна Потапова. С семи лет девочка из рабочей семьи танцевала в Доме культуры строителей. А в 1952 году была отобрана на республиканском фестивале самодеятельности для учебы в экспериментальном классе Киевского хореографического училища. Проучилась четыре года и вернулась в Николаев как руководитель танцевального коллектива. Созданный ею ансамбль танца «Калинонька» более тридцати лет блистал своим мастерством на различных фестивалях и конкурсах по стране и за рубежом, прославляя корабельный край. Целые семейные династии обучались в коллективе танцевальному искусству.
Сегодня в Доме культуры ПО «Экватор», где работал этот коллектив, ученики Аллы Николаевны продолжают давние традиции, сохраняя репертуар и преемственность поколений танцоров. Любовь к хореографии передается от учителя к ученику, от родителей к детям в детском образцовом ансамбле танца «Счастливое детство», которым руководит Светлана Андреевна Горшкова. Во главе старшей группы девочек, сохранившей название ансамбля «Калинонька», Татьяна Георгиевна Луговенко. Костюмер этого коллектива Ольга Дмитренко тоже бывшая участница ансамбля, ученица А. Н. Потаповой. А сколько воспитанников Аллы Николаевны работают в знаменитых профессиональных коллективах — всех не перечесть! На Николаевщине руководят самодеятельными коллективами многие ее ученики — О. Горбаль («Солнышко»), А. Макарова («Джерельце»), Н. Каменева («Барвинок») и другие. Воспитанница Потаповой Людмила Кирова основала в Николаеве школу аэробики.
Ряд известных учеников и последователей воспитанников К. А. Бернарской можно продолжать до бесконечности. Например, известный в Николаеве народный ансамбль танца «Грация» многие годы возглавляет Владимир Почтаренко, который тоже начинал у нее свой путь танцора и хореографа.
Сегодня, действительно, трудно вспомнить и перечислить всех учеников К. А. Бернарской, людей, в душе которых она зажгла божью искру таланта. Невозможно в одной публикации вспомнить всех. Нужны долгие исследования архивов и документов. Я попыталась затронуть только лишь пласт имен, связанных с деятельностью известной балерины из Николаева, оставившей заметный след в истории хореографии нашего края. Думаю, имя этой женщины достойно того, чтобы быть увековеченным мемориальной табличкой на доме № 7 по улице Адмиральской, где прошла ее жизнь...
Рассказ же о многих выдающихся хореографах Николаевщины, упомянутых и не упомянутых в этой публикации, заслуживает написания книги, об издании которой следует подумать всем — и управлению культуры, и Николаевскому отделению Национального союза хореографов Украины, который возглавляет профессор танца
М. В. Мерлянов. Конечно, это большой и кропотливый труд. Но люди, отдавшие себя служению самому прекрасному виду искусства — танцу, безусловно, достойны внимания, похвалы и памяти потомков. И все они на этой земле посланники Терпсихоры.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.035Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |