Само название этой профессии скоро станет архаизмом
В советское время профессия инженера была едва ли не самой распространенной среди работников умственного труда. Существовали множество крупных предприятий, сотни НИИ и КБ, где трудились тысячи инженеров. Сегодня о представителях этой профессии практически не слышно. Конечно, многие их обязанности сегодня возложили на себя компьютеры — составление смет, создание чертежей. Но ведь создать что-либо машины не могут, тут нужны человеческие мозги. Куда же подевались инженеры?
Инженер — когда-то это звучало гордо
В самом начале своего существования профессия инженера была символом материального благополучия и предметом гордости. Таблички «инженер» прикрепляли к дверям своих квартир с не меньшей гордостью, чем таблички «врач», «профессор» или «министр». Эти люди считались «покорителями машин». Вспомните жюль-верновских Сайреса Смита и капитана Немо — они ведь были инженерами. Или героев Чехова.
Вот только в советские времена эта профессия престижность порастеряла. В 80-е годы минувшего века слово «инженер» воспринималось уже, скорее, как клеймо неудачника. Вспомните героя рязановского «Служебного романа» или героев фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Зарплата ниже, чем у рабочего, «сто двадцать рэ», без перспектив роста, скромная внешность и неуверенность в себе — вот «особые приметы» большинства советских инженеров.
Может, именно поэтому сегодня об инженерах не слышно? Они замаскировались
Но ведь вузы продолжают выпускать этих специалистов. А 5-7 лет назад их выпускали на четверть больше, чем в советские времена и чем теперь. Теперь набор сократили, в том числе из-за демографической ситуации: в 90-е годы упала рождаемость, и теперь выпускников с каждым годом будет становиться все меньше.
Куда же, спрашивается, девается такое количество инженеров? Крупные предприятия развалились. По запросу «НИИ» интернет выдает в основном названия медицинских учреждений. Среди знакомых удалось найти лишь одного, который признался, что он инженер, да и тот — по технике безопасности.
- Сегодня появилось много малых и средних предприятий, на которых тоже требуются инженеры, — говорят специалисты. — Такие есть во всех областях: химии, энергетике, приборо- и машиностроении. Это предприятия по выпуску небольших партий продукции, предприятия, на которых внедряются зарубежные технологии. Кроме того, в украинских представительствах крупных зарубежных компаний тоже работают инженеры. Просто не в каждой компании есть такая должность.
Секрет отсутствия в Украине инженеров объясняется, оказывается, просто: они теперь просто не называются этим словом.
Сегодня инженеры работают на должностях экспертов, аналитиков, разработчиков, технологов, конструкторов, менеджеров по продажам, прорабов, наконец. И это в то время, как в Классификаторе профессий перечислено несколько десятков должностей, включающих это слово: инженер-гидротехник, инженер-механик, инженер-технолог и т. д. Есть даже инженер-эколог и инженер-философ (чем занимается последний, выяснить не удалось).
Причины дефицита
1. Мало светлых голов...
Проблема современных инженеров еще и в том, что среди них меньше по-настоящему светлых голов. В большинстве своем в технические вузы идут те, кто не прошел по конкурсу в другие институты. Да и конкурс у «технарей» не в пример ниже. Если за место на юридическом факультете какого-нибудь столичного вуза борются 7-10 абитуриентов, то на инженерных — меньше двух человек, а на отдельные специальности бывает даже недобор. А учитывая, что, по словам преподавателей вузов, уровень преподавания математики и физики в школе резко упал, выходит, что выбирать техническим вузам приходится, как говорится, лучших из худших.
Однако работодатели говорят, что качество образования в целом заметно снизилось. А инженеров старшего поколения, прошедших в свое время серьезный отбор (конкурс в советские годы на технические специальности был, как сейчас на гуманитарные — 7 человек и выше), почти не осталось. После распада Союза многие просто ушли из профессии — пошли торговать на рынки, кто смог — открыл свой бизнес или выехал за рубеж. Бывший инженер, а ныне пенсионер Юрий Владимирович рассказывает, что подавляющее число его бывших сослуживцев сейчас в Германии или США.
Между тем, работодатели хотят видеть у себя именно умных инженеров. Поскольку по многим инженерным направлениям нужны специалисты для выполнения инновационных и высокотехнологических проектов. А таких сегодня, по мнению преподавателей вузов, буквально единицы, да и те стремятся выехать за рубеж, где наши инженерные дипломы до сих пор уважают. Вот потому и получается: инженеров много, но выбирать не из кого.
2. ...и денег
В застойные годы ставка молодого специалиста была 115 рублей, потом могла вырасти до 140-150 руб., а ведущие и главный инженеры могли получать около 200 рублей.
Сейчас работодатели предлагают зарплаты от 2500 грн, в зависимости от квалификации специалиста. По оценкам специалистов, высококвалифицированный «айтишник» или специалист в области энергетики в столице получает не меньше тысячи долларов. Зарплаты «многопрофильных» специалистов достигают нескольких тысяч долларов. Компании борются за классных специалистов, а чтобы заполучить такого, ему надо хорошо платить. Но такие зарплаты — не массовое, а единичное явление.
Однако на госпредприятиях о тысячах могут только мечтать.
Их слишком много или слишком мало?
Несколько дней назад на сайте rabota.ua было зарегистрировано 2289 резюме соискателей работы инженеров, поданных за последний год, из них 587 появились на сайте за последнюю неделю. За это же время было только 263 объявления о вакансиях. То есть на одну из них претендовало 10 человек — явная безработица в профессии. Но при этом то и дело раздаются заявления о том, что инженеров... не хватает. Как такое может быть одновременно?
Специалисты говорят, неудовлетворенная потребность в инженерах у предприятий есть, но только в высококвалифицированных специалистах.
- Рынок стал специфическим, изменилась суть инженерного труда, — говорит Владимир Тимофеев. — Когда на одном предприятии работали сотни инженеров, у каждого был свой узкий участок работы. А теперь, когда коллективы небольшие, туда требуются универсальные специалисты, совмещающие знания и инженера, и менеджера, и, возможно, переводчика, — говорит Владимир Тимофеев. — В строительстве инженер должен быть еще и чертежником, и архитектором. Кто обладает этими навыками, те нарасхват. Мы же неспроста открыли гуманитарные факультеты при КПИ, а чтобы дать инженерам возможность получить второе, дополнительное образование.
Причина безработицы Кризис
Пару лет назад представители рекрутинговых агентств заговорили о том, что потребность предприятий в инженерных кадрах растет. Мол, производства оживают, и инженеров «катастрофически» не хватает. Сегодня те же рекрутинговые агентства вынуждены констатировать: прогнозы не оправдались.
Так, по информации агентства «Пропоную роботу», в прошлом месяце у них была лишь одна вакансия инженера-теплотехника. Соискателей же гораздо больше — обращаются по несколько человек каждый месяц. В агентстве Ukrainian Business Resources тоже подтверждают: безработные инженеры звонят часто, в том числе инженеры-строители. А вот работодатели беспокоят кадровиков крайне редко.
- В 2008-м был всплеск активности в строительстве, нефтегазовой, пищевой промышленности, биотехнологиях, — говорит директор кадрового агентства «Моя работа» Наталья Стегниенко. — Мы даже не могли закрыть некоторые вакансии. Например, инженера с опытом работы 10-15 лет. Приглашали людей предпенсионного возраста. Но потом, во время кризиса, получился спад, и оживления пока не наблюдается. За последний квартал к нам обращались только с просьбой найти зооинженера. Сейчас у нас вообще нет инженерных вакансий. А резюме приходят, причем 80 проценов — от системных администраторов, системных инженеров.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |