Великий бард Высоцкий был не прав лишь в том, что сузил ареал их распространения. Благодаря современным средствам коммуникации слухи «в виде версий» давно бродят не только по домам, но и по улицам, городам и даже государствам. Очень оперативно и совершенно беспрепятственно пересекают они государств енные границы, свободно путешествуя по странам и континентам. А так как общеизвестно, что публика предпочитает верить, скорее, дурным слухам, чем хорошим, периодически мы узнаем об очередном предстоящем конце света, землетрясении или уже якобы произошедшем взрыве на АЭС. Сегодня мы вместе c тобой, дорогой читатель, предпримем попытку поиска истоков «атомноэнергетических баек». Не всех, конечно, но самых распространенных и наиболее часто повторяющихся.
Раздел I.
Слухи хронические, или возрождающиеся периодически
Едут дети в лагерь
Версия, о которой пойдет речь, повторяется практически каждый год без исключения, то затихая, то снова нарастая на протяжении трех летних месяцев. «Сама видела, из города атомщиков автобусами эвакуировали детей, — заговорщицки делится информацией какая-нибудь впечатлительная дама, — значит, на АЭС сильнейший выброс, а то и того хуже — взрыв! Только нам, как всегда, ничего не говорят». И как порой сложно переубедить насмерть стоящую на своем собеседницу. Ведь и автобусы были, и дети в них, и даже милицейское сопровождение. Вот только ехали ребята не от страшной радиации, а просто навстречу морю, солнцу и веселому времяпрепровождению. Потому что у них — каникулы. А атомная станция заботится о здоровье своих работников и их детей. Льготные путевки выделяются и для ребят из многодетных и малоимущих городских семей, а также для юных талантов Южноукраинска. В летние лагеря дети едут! А так как заезд не один, то и слух об аварии и жутком радиационном выбросе возрождается периодически, как птица Феникс.
Учатся пожарные
Тяжело в учении... — правильно: легко в бою. Эту суворовскую заповедь свято блюдут огнеборцы трех южноукраинских пожарных частей, охраняющих город, атомную станцию и объекты гидрокомплекса. И хорошее же дело делают — ежеквартально проводят практические учения, доводя в их ходе до автоматизма навыки локализации и ликвидации одной из четырех земных стихий. В ходе таких учений отрабатывается также взаимодействие с оперативным персоналом АЭС на случай настоящего пожара. Периодически в тренировках участвуют личный состав и спецтехника пожарных подразделений региона. Тогда это уже кустовые учения. И градус слуха-сплетни про пожар на АЭС в этом случае возрастает в геометрической прогрессии. Красные машины были? — Были! На станцию с разных сторон с мигалками и сиренами въезжали? — Въезжали! И совсем неважно, что отдел работы со СМИ и общественностью АЭС целую неделю до этого в Интернете, по региональному радио и телевидению сообщал о предстоящей тренировке. Кто-то не прочитал, не услышал, кто-то не поверил... И в который раз пошла гулять по округе очередная версия в режиме «из уст в уста»...
Болит голова
Кому и когда пришла мысль, что каждый приступ сильной, слабой ли головной боли у любого жителя региона связан с соседством атомной станции, уже не вычислить никому. Но то, что этот неизвестный автор добавил таковой специалистам АЭС — бесспорно. Уже много лет атомщики организовывают для жителей области экскурсии на энергокомплекс. В их ходе гости воочию знакомятся с объектами энергетического гиганта, встречаются за круглым столом с ведущими специалистами предприятия, получают ответы на все вопросы, связанные с работой АЭС, ГЭС и ГАЭС. Земляков интересуют самые различные аспекты деятельности уникального энергетического комплекса, не имеющего аналогов в Украине, но вопрос про головную боль — обязателен для каждого визита. И каждый раз специалисты объясняют и доказывают с помощью научных исследований: результаты непрерывных 28-летних наблюдений свидетельствуют, что радиационный фон в зоне расположения Южно-Украинской АЭС находится на уровне естественных фоновых значений, зафиксированных до пуска станции. Что же касается влияния различных источников радиации на организм человека вообще, то вот несколько примеров для сравнения: годовая доза облучения при ежедневном трехчасовом просмотре телевизора — 0,001 милизиверта, за счет влияния АЭС для местного населения — 0,005 милизиверта, от естественного радиационного фона — от 1,5 до 2 милизиверт, при флюорографическом обследовании — 3,7 милизиверта, при рентгенографии зубов — 30 милизиверт, при рентгеноскопии желудка — 300 милизиверт. Исходя из приведенного ряда, в градации годового влияния атомная станция располагается между телевизором и природным фоном, т. е. ее воздействие не намного больше первого, но существенно ниже(!) второго.
А по поводу каждой больной головы — поверьте, в случае (не приведи Бог) действительно повышенного радиационного воздействия болеть должна совсем не она. Об этом вам скажет любой квалифицированный медик. Первыми последствия высокой радиации ощущают на себе кроветворные органы (красный костный мозг), особенно чувствительные к ионизирующему излучению. И доза при этом должна составлять не меньше 1000 милизиверт. Симптомы, проявляющиеся после поражения радиацией, — тошнота, рвота, потеря аппетита, усталость, диарея, потеря веса, выпадение волос и изменение солевого баланса в организме. Как видите, головной боли в этом перечне нет. Что же касается причин наших временных недомоганий, то они кроются, как правило, в банальных вещах. Проблемы с внутриартериальным давлением (гипертония, гипотония), метеозависимость, нервное перенапряжение — да мало ли поводов, чтобы заболела голова у любого из нас! А атомная станция не имеет к этому никакого отношения.
Воют сирены
Данный пример — яркое свидетельство того, что люди очень часто видят то, что хотят видеть, и слышат то, что хотят слышать. Каждую вторую среду месяца, в соответствии со специальной программой, персонал цеха диспетчерского и технологического управления ЮУ АЭС проводит плановые проверки системы оповещения на промплощадке атомной станции, включая при этом электрические сирены. За несколько дней до тренировки в Интернете обязательно размещается предупреждающая информация о дате проведения проверки. Звучит она и на волнах регионального радио «Имидж-FM» (г. Вознесенск) и «Всесвіт» (г. Первомайск). Тем не менее обязательно найдется хоть один «услышавший и не поверивший» — сирены слышал, а в то, что они тренировочные, не верит категорически. «Авария, — с настойчивостью, заслуживающей более достойного применения, твердит такой человек, — а что персонал АЭС молчит, так подписку давал о неразглашении». Воистину, очень сложно что-то доказать и объяснить тому, кто не хочет слышать доказательств и объяснений.
Аналогичные «конецсветовские страсти» закипают почти после каждой сработки клапанов БРУ-А (быстродействующего редукционного устройства сброса пара в атмосферу) и предохранительных клапанов (ПК) парогенераторов. Данный процесс сопровождается шумовым эффектом и выбросом пара. Поэтому нет-нет, да и появится в Интернете фото клапана на крыше машзала АЭС и парового облака над ним со зловещей подписью: «На атомной опять авария!». А между тем сработка клапанов БРУ-А и ПГ — управляемый технологический процесс, предусмотренный условиями нормальной эксплуатации станции. Упомянутое оборудование предназначено для поддержания допустимого давления пара во втором (нерадиоактивном) контуре АЭС. Плановые испытания БРУ-А и ПК выполняются при каждом останове и выводе блока в предупредительный ремонт, а также в ходе подготовки к включению его в сеть. Здесь стоит еще раз напомнить, что первый (радиоактивный) и второй (чистый) контуры реакторов ВВЭР, эксплуатируемых в Украине, полностью изолированы друг от друга. Так что в атмосферу в данном случае поступает чистый (нерадиоактивный!) водяной пар.
И все-таки слухи, о которых мы рассказали, можно в какой-то мере предугадать и даже предвосхитить, хотя опыт, к сожалению, и показывает, что не все верят заранее обнародованной информации. А вот то, о чем речь пойдет дальше, ничем другим, как присказкой «глухой недослышит — так соврет», объяснить невозможно. И догадаться, в каком месте и по какому поводу родится на свет очередная версия об «атомной катастрофе», не сможет даже суперясновидящий.
Раздел II.
Слухи разовые, непредсказуемые
Авария в Желтых Водах
В мае 2007 года всю Украину облетела очередная «утка» — взорвалась АЭС! Причем каждый регион в качестве взорванной называл ту, что ближе к нему. Это сначала, а дальше — как в детской страшилке: по нарастающей. Благодаря современным средствам связи, слух со скоростью света пролетел из края в край страны и по закону испорченного телефона многократно исказился. Через очень короткое время, по версии «сарафанного радио», в качестве взорвавшихся уже были назначены все отечественные атомные станции и даже одна в Чехии. Примерно такое же «атомноаварийное сумасшествие» пережила примерно в тот же период и Россия. Это, кстати, подтверждает, что слухи и сплетни не признают границ и таможен. Первое ЧП якобы было зафиксировано в этой стране на Ленинградской АЭС, затем — на Волгодонской атомной, а потом — покатилось как снежный ком. Дошло до массового приема населением южных регионов России в попытках спастись от мнимой радиации спиртового раствора йода (предназначенного для наружного применения). В результате в больницах оказались десятки людей.
В поисках причин активизации информисточника «ОБС» («одна баба сказала») высказывалось немало версий — от конкурентной борьбы за зарубежные рынки (попытка доказать, что реакторы ВВЭР российской конструкции ненадежны) до стремления посеять панику в преддверии курортного сезона. Кстати, после этого и нескольких подобных случаев в России было предложено ввести уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации о чрезвычайных происшествиях и ситуациях на объектах атомной энергетики, якобы угрожающих жизни и здоровью населения.
Что же было на самом деле? Были учения на Запорожской АЭС, планово-предупредительный ремонт блока на Волгодонской станции, а еще — действительно была авария! Но к работе АЭС она не имела отношения. 11 мая на сернокислотном заводе в городе Желтые Воды произошел несанкционированный выброс отходов кислотного производства. Ядовитое облако повисло над несколькими селами соседнего района, что привело к частичному загрязнению прилегающей территории. По всей вероятности, кто-то принял его за ядерный выброс... Так пошла путешествовать по свету новая «ядерная страшилка».
Еще раз про учения — чужие
26 сентября 2008 года. Город Вознесенск. Службы МЧС на практике отрабатывали порядок организации и эвакуации населения на случай аварии на ЮУ АЭС. В широкомасштабных учениях были задействованы все городские организации. На базе одной из общеобразовательных школ, в соответствии с условиями тренировки, организовали пункт эвакуации, где условно пострадавшие получали условную помощь и транспортировались за пределы города. Так развивались действительные события. При этом не надо быть слишком большого ума, чтобы догадаться, в какие «вокругсобытийные версии» они вылились. Первомайск, Вознесенск, Николаев, Одесса — эти города были взбудоражены уже через несколько часов. Дальше — больше. В радиоактивном выбросе на Южно-Украинской атомной станции никто, кроме работников самой АЭС и жителей ее города-спутника, похоже, не сомневался. Как же — людей даром вывозить не будут! Сердобольные родственники из других регионов приглашали южан временно переехать к ним, чтобы переждать «лихую годину». Такой резонанс получило еще одно благое дело — учения по гражданской защите.
Понятно, что причины народного недоверия к официальной информации и панического страха перед радиацией кроются в далеком 1986 году. И не верьте, будто атомщики считают, что о Чернобыльской трагедии давно пора забыть. Напротив! О ней надо помнить всегда, чтобы ничего подобного никогда не повторилось. Но! Неприемлема и другая крайность — категорическое отрицание мирного атома. Человеческая цивилизация, технический прогресс не стоят на месте. Атомная энергетика в том числе. Отрасль развивается, повышая надежность и безопасность ядерных реакторов. Не учитывать этого нельзя. И уж тем более нельзя руководствоваться в своих суждениях об АЭС досужими слухами и домыслами.
Все, что мы вам рассказали, — лишь толика всех мыслимых и немыслимых слухов и версий, рождающихся вокруг АЭС, опровергать которые регулярно приходится специалистам отдела работы с общественностью и СМИ предприятия. Мы никоим образом не надеемся, что после выхода этой статьи все «страшилки» и «пугалки» об атомной станции лопнут как мыльные пузыри. Просто призываем вдумчиво относиться к фактам. А еще приглашаем своими глазами увидеть объекты уникального Южно-Украинского энергокомплекса — АЭС, ГЭС и ГАЭС, воочию убедиться в его надежности и безопасности. Приезжайте, звоните, пишите. Будем рады помочь вам получить ответы на все ваши вопросы.
Оперативную информацию о ситуации на атомной станции вы круглосуточно можете узнать по телефону-автоответчику (05136) 2-29-93.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |