ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Ритуал не по правилам
19.05.2010 / Газета: Николаевский бизнес / № 20(324) / Тираж: 5100

Городские кладбища, состояние которых часто не выдерживает никакой критики,

приносят своим хозяевам немалые прибыли, Но на наведение порядка денег (или совести?) всегда не хватает

Говорят, об уровне цивилизованности любого общества судят по отношению к детям и старикам. Думаю, что список этот можно было, продолжить и добавить в него многое из того, что свидетельствует об уровне развития, самосознания, культуры людей, образующих это общество. Думаю, что в ряду показателей цивилизованности непременно следует упомянуть состояние городских кладбищ — как показатель отношения к своей истории, к прошлому, к памяти ушедших. Недаром говорят: '«Без прошлого нет будущего». Какое же будущее ожидает нас, если мы позволяем, чтобы городские кладбища были такими, какими они есть сейчас?

Судя по нашим городским кладбищам, по их состоянию, мы не далеко ушли в своем развитии. Думаю, что не только я поражаюсь, в каком состоянии они пребывают уже не один год подряд. К картине, которую приходится наблюдать в любое время, а особенно в дни Проводов, когда весь город приходит почтить память своих близких, многие привыкли, и даже считают, что так и должно быть. Но каждый раз увиденное вызывает горечь и стыд, непонимание и ощущение бессилия.

Вспоминается фрагмент из одного американского фильма: открытое поле, усаженное зеленой травой, на котором в четком порядке, как по линеечке, расположены скромные надгробные камни с именами. Никаких оградок, помпезных монументов, высохших венков. Только ярко-зеленая трава и камни. Просто и красиво. Почему нет у нас такой традиции — относиться к смерти без того, чтобы кичиться достатком, выхваляться друг перед другом размерами памятников и их стоимостью?

Блуждая среди могил

В ведении коммунального предприятия «Николаевская ритуальная служба» находится 12 городских кладбищ, 9 из которых являются закрытыми. На Мешковском, давно исчерпавшем свой ресурс, ведутся так называемые подзахоронения (близких родственников и там, где есть место, но не только), такая же ситуация на Корабельном, которое день ото дня растет вширь на незаконно занимаемых землях. Новым считается Балабановское, которое пока не переполнено.

С далеких 70-х годов, в которые, кстати, и было открыто городское кладбище в поселке Мешковка, с тех пор, как похоронили здесь мою бабушку, поменялось многое. Подходы к сектору 25 теперь можно отыскать с большим трудом. Когда-то он примыкай к густой лесопосадке, вдоль которой проходила грунтовая дорога. По ней легко и просто могилу можно было найти.

Сейчас посадки нет, она постепенно вырубается, а на ее месте появляются все новые могилы. Судя по примерной стоимости мемориалов, здесь располагается элитный сектор: удобно, близко от транспортной развязки: Теперь дойти до родной могилы удается не всегда. Много раз мы просто блуждали среди десятков новых захоронений, прежде чем выходили на нужную тропинку, теряющуюся среди могил. С таким же недоумением люди ходят и в других секторах: отыскать нужное место невероятно трудно. Мешковское кладбище разрослось до максимума, до воинской части и дороги, за которой списанный фруктовый сад вскоре, очевидно, также будет пущен под могилы. Сами горожане не желают хоронить родственников вдалеке от города, в Ба-лабановке. Но во что же мы сами превращаем это святое место?

Есть спрос — есть и предложение. Руководство кладбища охотно идет навстречу, особенно состоятельным людям, предоставляя возможность обустраивать целые семейные (с запасом на будущее) захоронения на проходных местах, на месте дорог, зеленых посадок, вблизи высоковольтной линии, что чревато тем, что в случае аварии машина не сможет подъехать к столбу и устранить, поломку. Разве может тут учитываться какая-то пешеходная дорожка, лесопосадка, или нарушение охранной зоны, которая должна составлять не менее 300 метров? Конечно же, ни метра этой земли не отдается бесплатно.

В то же время кладбище просто утопает в мусоре: в некоторых местах, кажется, горы отходов накапливались годами. Асфальтированные подъезды можно пересчитать по пальцам, а пешеходные дорожки искорежены рытвинами, откуда земля бралась для ближних могил.

Наг территории кладбища ни разу не доводилось увидеть ни одного туалета. А зачем, когда рядом были кусты? Так ведь и кустов теперь почти не осталось. Как решать эту деликатную проблему? Для руководства кладбища на протяжении многих лет, видно, это проблемой вовсе не было.

На другом, наиболее крупном городском кладбище, где и сейчас происходят захоронения, — Корабельном — чисто и заасфатьтировано также только у парадного входа. Сейчас захоронения ведутся в ближайшей балке, на глиняной почве, из которой в дождь не вытащить ног. Забор, идущий вдоль улицы Жукова, словно специально поставлен для того, чтобы скрыть все происходящее от посторонних глаз. Местные жители говорят, что теперь, когда кладбище превратилось в глухой угол, за которым кричи — не кричи, никто не услышит, сюда просто страшно приходить. Где-то здесь несколько лет назад было совершено убийство таксиста. Среди могил нередко собираются наркоманы и бомжи.

На остаточном финансировании

После всего увиденного разительным контрастом прозвучали слова директора КП «Николаевская ритуальная служба» Виталия Александровича Брека: «С каждым годом кладбища становятся чище. Ведется работа, каждое из них развивается. Могу утверждать это с полным основанием, потому что сам участвую а их обустройстве».

Виталий Брек жалуется на то, что бюджетные средства на содержание кладбища — мизерные, которые надо распределить на содержание и уборку территории, на зарплату 54 сотрудникам, на налоги. Так что финансирования на все недостает. Не в пример частным ритуальным фирмам, которых в Николаеве развелось предостаточно. По оценке самого В. Брека, распределение выглядит так: 15% на 85% в пользу частников. Каков, мол, доход у коммунального предприятия, когда все заработки достаются им? А работают все частники в ритуальном бизнесе на едином налоге, платят только по 100 грн. в месяц и живут припеваючи.

Такие подробности Виталий Александрович знает не понаслышке, потому что он сам — представитель таких же частников, хотя об этом распространяться не желает. Говорят, что будучи не новичком в этой сфере, учредил свою фирму, работает не один, а со своими ближайшими родственниками. Как сообщалось в статье «Гробовой синдикат» в октябре прошлого года, напечатанной в одной из николаевских газет, в фирме «Реквием» он является заместителем директора, которая, в свою очередь, числится его же заместителем в коммунальном предприятии. Эдакий перекрестный маневр, слияние коммунального и частного, что называется не иначе, как коррупция. Однако на прямой вопрос об этом Виталий Брек заявил: «Я ^руководитель коммунального предприятия. А все остальное — моя личная жизнь. Лично у меня ничего нет!».

За все уплачено!

В ритуальном бизнесе крутятся немалые средства, ведь горожане платят за все, начиная с места на кладбище и заканчивая комплексом услуг. По словам В. Брека, средняя стоимость такого комплекса — от 1,5 до 2,5 тыс. грн. Даже учитывая то, что через коммунальное предприятие проходят не все заказы (в прошлом году зарегистрировано 3321 похороны, большая часть из которых приходится на частные фирмы), часть «живых» средств все же поступает на предприятие. Почему же ответ властей по поводу беспорядка всегда один: «Денег нет!»?

Есть и еще один источник дохода. Со временем каждое кладбище разрастается, захватывая ближние территории. Чтобы «освоение» их происходило в правовом поле, должен быть акт землепользования, принятый на сессии горсовета. А пока его нет, средства за места наверняка не попадут в городскую казну. Да и отвечать за благоустройство занятых земель не нужно: строительством кладбищ занимается не коммунальная служба, а строительные организации, выигравшие тендер, объявляемый горисполкомом. Потому-то и не стоит удивляться беспорядку в новых секторах. Там можно не обустраивать дорожки, подъездные пути, можно обойтись без планировки секторов, не вывозить мусор и не ставить туалеты. Одним словом, не отвечать ни за что, зато...исправно получать наличные.

Тайные течения

Состояние городских кладбищ можно назвать вершиной айсберга, невидимая часть которого приходится на организацию ритуальных услуг. Председатель отраслевого совета по вопросам предоставления ритуальных услуг Михаил Борисович Нужный считает, что в настоящее время не ритуальная служба работает для людей, а люди существуют для нее. Порядок предоставления этих специфических услуг не определен четко, вследствие чего происходит множество нарушений. В том числе, и сокрытие криминала.

В последнее время появляются сведения о том, что в городе работают «таинственные» агенты, предлагающие родственникам умерших людей свои услуги. Они просят отдать им паспорт, обещая быстро оформить справку от врача, который, не побывав на месте происшествия, не видя умершего, выдает документ. Конечно же, не бесплатно. К тому же, людям сразу предлагают услуги какой-то одной фирмы, хотя есть выбор среди других фирм и их товара — и по качеству, и по цене. Да разве до выбора людям в такой ситуации? Шоковым состоянием своих клиентов поневоле и пользуются услужливые агенты.

«Здесь напрямую нарушается закон, — считает Михаил Нужный. — Врач может выдавать такую справку только в том случае, если он наблюдал больного, знает его историю болезни, видел его в последние три дня перед смертью и выезжал на место. Умершего должен осмотреть судмедэксперт, свое заключение должны дать работники милиции, и только потом следует предлагать ритуальные услуги. Сейчас же все наоборот: ритуальные услуги стоят на первом месте».

Дошло даже до того, что на оборотной стороне бланка скорой помощи размещается реклама ... одной из ритуальных фирм. Каково? Человека едут лечить, а какие-то дельцы уже спешат...его похоронить!

Много говорят в городе и о неразберихе с вывозом тел с мест происшествий. Идет утечка информации о происшествиях — то ли из милиции, то ,ли из скорой помощи. Факт, что за будущего клиента

идет ожесточенная борьба. И в нее включены не только специализированные частные фирмы, но и представители государственных служб. В результате появляется возможность для сокрытия криминальных случаев- не так давно в обход судмедэкспертизы мужчину с двумя пулевыми ранениями похоронили по медицинской справке (врача, а не судмедэксперта), где причиной смерти значился...инфаркт!

Попирается не только законность, напрямую страдают простые люди, которых постигло горе. Послушав навязчивого агента, они не только остаются без выбора, но и существенно переплачивают за услуги ритуальщиков. С услугами «агента» похороны обходятся как минимум на 1000 грн. дороже!

На днях человека, умершего в Галициновке, забирала машина с ул. Мореходной, хотя в Корабельном районе также существуют подобные службы, и перевозка для родных наверняка обошлась бы дешевле.

Даешь документ!

В октябре прошлого года предприниматели, входящие в городской отраслевой совет по вопросам предоставления ритуальных услуг, подготовили проект нового порядка, который учитывает интересы как коммунального, так и частных предприятий, работающих в этой сфере — «Положение о порядке погребения и похоронном деле г. Николаева».

Рассматривать его должны на заседании отраслевых советов в ближайшие дни. Вот только поможет ли его принятие навести порядок в ритуальном бизнесе? И станут ли от этого кладбища более благоустроенными и чистыми?

Глава представительства Госкомпредпринимательства в Николаевской области Валерий Ветров считает, что в любой сфере есть открытый и теневой бизнес. Так же, как в предоставлении ритуальных услуг. . По всей видимости, принятия одного, даже самого правильного документа, будет мало. Необходим комплекс мер, начиная с изменений в законах и заканчивая отношением к проблеме всех заинтересованных лиц.

Однако уж точно ничего не изменится в том случае, если городские коммунальные

службы будут понимать законы и правила так, как им удобно, постоянно ссылаясь на недостаток средств. Кто мешает предприятию «Николаевская ритуальная служба» сейчас, при нынешнем порядке, поддерживать кладбища в благопристойном виде, не давая и малейшего повода для критики? Очевидно, не замечают его руководители, что эти святые для каждого человека места постепенно превращаются в наш национальный позор. И это видим не только мы, но и гости нашего города, и иностранцы, посещающие Николаев. Возможно, стоит на все происходящее посмотреть именно их глазами?

Автор: Татьяна ФИЛИППОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту