Хороший пример заразителен. Писала-писала «Вечерка» о том, как активно работают на территории некрополя наши горожане и — не удержалась, организовала свой трудовой десант. Вооружилась инструментами (спасибо — их специально приобрел для работ на некрополе предприниматель Михаил Кондратьев), прихватила с собой на субботник друзей и единомышленников, заручилась поддержкой известного музейщика и экскурсовода Татьяны Губской.
Есть у «Вечерки» на старом кладбище любимые места: например, склеп основателя Харьковского университета Василия Каразина, могила капитана Виктора Эсмонта, погибшего в первый день первой мировой войны, захоронения адмиралов российского флота. Вокруг них и развернулся фронт работ.
Присутствие в нашем десанте Т.Н.Губской, конечно, было не случайно, поскольку журналисты — народ любознательный: после трудов праведных отправились на экскурсию, чтобы узнать поболее о знаменитых наших горожанах и постоять в почтении возле памятников.
Богатая история нашего города, люди, ее творившие, достойны всяческого уважения. И тем горше видеть вскрытые склепы, разоренные могилы, поваленных на землю мраморных ангелов, сплошь и рядом вместо красивых надгробий — одни постаменты, ибо памятники украдены: одни — после революции 1917 года, другие — после Второй мировой войны, третьи...
- Я увидела, что разорение кладбища продолжается и в наши дни, — рассказала Татьяна Губская. — Мне хорошо известно расположение захоронений XIX — начала XX веков... так вот, за минувшую зиму исчезли не менее десяти старых памятников. А еще я обнаружила на некоторых старинных мраморных памятниках таблички советского времени — 50-60-х годов. Они посажены на цемент и закрывают старые надписи... Хотите — проведем эксперимент? — предложила она журналистам.
Легко вывинтились металлические болты, державшие чужеродную белую плиту, которая возвещала о том, что здесь покоится чета Кондрацких, отошедших в мир иной в 1944 и 1947 годах. Открывшаяся после этого настоящая, на немецком языке, надпись была выбита прямо на черном мраморе: «CHRISTIAN SCHARDT». Дата — 19 апреля 1907 года. Подобных «метаморфоз» с захоронениями Татьяна Николаевна насчитала около 20-ти. Либо советских покойников «подкладывали» в чужие склепы, либо воровали старые памятники, перемещали их с одних захоронений на другие и приделывали новые таблички. Такие вот «братские могилы» разных времен...
И все-таки — благодаря работе сотен добровольцев, которые в нынешнем году очистили значительную часть территории от дикой поросли, закрывавшей многие надгробия так, что к ним невозможно было подойти, открылись новые захоронения, новые имена. Самое ценное — склеп еще одного контр-адмирала, Ивана Петровича Барковского, командира над Николаевским портом, участника многих сражений, участника первой русско-турецкой войны 1828-29 годов, кавалера немалого числа орденов.
Непосредственно при участии журналистов были обнаружены еще несколько интересных могил: потомственной почетной гражданки города Пелагеи Михайловны Киреевской; полковницы Елизаветы Яковлевны Герман и ее сына Федора Фаддеевича, «убиенного на поле брани в 1851 году»; разрушенный памятник с двумя барельефами, на которых — лица мужчины и женщины, а также хорошо знакомые горожанам вензеля — такие же и сегодня можно увидеть на здании бывшего Санкт-Петербургского международного банка, в начале прошлого века возведенного на улице Большой Морской. Этот увесистый, тяжелый памятник лежит на земле «лицевой стороной», так что прочитать фамилии невозможно.
...Новые имена — новые поиски. Может быть, надпись на могильном камне теперь поможет музейщикам открыть еще одну неизвестную страницу истории города Николаева.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |