ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
22.05.2010 / Газета: Южная правда / № 54(22644) / Тираж: 24600

Наверное, дата рождения в немалой степени определяет дальнейшую судьбу человека, формирует его характер и влияет на его отношение к жизни.Александр Аркавенко родился 19 мая 1940 года, в бывший день пионерии. Может, поэтому пионерский девиз стал его жизненным кредо: «Будь готов! Всегда готов!». Он вс егда готов к труду, к свершениям, к преодолению трудностей.

Дитя войны

В далекие 40-е трудностей и невзгод для малолетних детей было огромное количество. Босоногие мальчишки вошли в этот мир одновременно с жесточайшей войной в истории человечества. Взрывы бомб и снарядов, бесчинства оккупантов, голод и холод — все эти лишения с первых дней своей жизни испытали дети сороковых, дети войны.

Несмотря на жуткий страх, ребятня, среди которой был и маленький Саша, высыпала на улицу Потемкинскую, по которой двигались основные колонны немецко-фашистских захватчиков. Мальчишки смело кричали, обзывая врагов, исподтишка бросали в них камни. Им повезло, что у гитлеровцев не доходили руки до николаевской детворы.

- До сих пор не ем борщ, — вспоминает Александр Владимирович, — он напоминает мне о свекле, которую мои мама и бабушка выменивали в селе Добрая Криница Баштанского района и кормили семью. Свекла вареная, свекла сырая, свекла жареная — это была основная еда во время войны и в голодные 46-й, 47-й. Моя мама была очень красивой, но, добывая еду, вынуждена была намазывать лицо сажей, а на голову надевать платок, скрывая красоту от немцев, чтоб они не обращали на нее внимания.

В детстве всегда хотелось хлеба, сладостей. Мое поколение недоедало. Мы недополучили детских радостей, мы росли, привыкая к лишениям, к страданиям. Но нас это закалило, научило выживать, бороться и побеждать.

Визитная карточка:

Год рождения: 1940.

Образование: высшее, учитель истории.

Семейное положение: женат, жена — Галина Ефимовна, дочь — Ирина, внуки — Максим, Александр.

Увлечения: спорт, классическая музыка, литература.

Любимый писатель: Теодор Драйзер.

Награды: «Отличник народного образования», орден «Знак Почета», неоднократно награжден Почетными грамотами Министерства образования и науки, заслуженный работник образования Украины.

Путь к педагогике

Юному Александру очень рано пришлось стать самостоятельным. Едва окончив школу, на пороге выпускных экзаменов, он пошел работать на Черноморский судостроительный завод, чтобы помогать матери (отца он лишился в раннем возрасте). С первой зарплаты семнадцатилетний юноша приобрел в дом радиоприемник «Фестиваль», который вот уже более пятидесяти лет хранится как семейная реликвия.

И в семье, и среди родственников, и на работе, и в кругу друзей Александр постигал первые азы педагогической науки.

До сих пор он помнит поучительные беседы бывшего фронтовика, учителя физкультуры, а потом еще и литературы, Аркадия Львовича Школьницкого, который давал юноше рекомендацию в комсомол.

Уроки истории Якова Исааковича Кромма были для Александра Аркавенко уроками жизни. Все одноклассники подтягивались, глядя на учителя, приходившего в школу в форме морского офицера.

Большую роль в формировании личности, воспитании таких качеств, как работоспособность, умение преодолевать трудности и достигать цели, сыграл трудовой коллектив, его наставники: Владимир Сиюченко, Валентин Гурин, Анатолий Иванов, Иосиф Яловский, Михаил Белый.

Хорошую боевую закалку прошел молодой Аркавенко в рядах Советской армии, в сержантской роте. Он ушел в армию рядовым, а вернулся старшим сержантом.

И семья, и люди, шедшие рядом по жизни, вольно или невольно повлияли на выбор профессии: молодой человек решил стать педагогом.

Ступени роста

В 1967 году, после окончания педагогического института, Александр Владимирович продолжил свою трудовую деятельность. Первая ступенька в педагогике и в руководящей работе — пост директора средней школы № 3.

Об этом времени помнит его коллега, учитель математики Наталья Гаврилова, которой посчастливилось быть ученицей учителя и директора Александра Аркавенко:

- Он всегда был строгим, но справедливым. Ученики 60-х его уважали, уважают и сейчас. Может, иногда даже побаиваются, но знают, что никогда не получат несправедливое наказание. Он — человек-глыба. Знающий педагог, умелый руководитель, мудрый человек. Все, кто знают его на протяжении многих лет, не перестают поражаться работоспособности, силе духа, целеустремленности, величайшей энергии, напористости.

Долго поработать директором школы не удалось. В обкоме партии заметили грамотного, молодого, талантливого руководителя школы, который проявил недюжинные организаторские способности. Его забрали на работу в Николаевский обком партии, и с тех пор молодой партработник курировал работу учреждений образования области. 70-е годы вошли в историю края как настоящий строительный бум: новые корпуса вузов, общежития для студентов, школы-новостройки, просторные детские сады.

«Для нас всегда открыта в школе дверь...»

Когда в 1980 году Александр Аркавенко, молодой, активный, стремящийся к нововведениям, возглавил областной отдел образования, он продолжил строительство школьных и дошкольных детских учреждений. Новые стройки, новые технологии преподавания, передача опыта, творческих достижений от одного коллектива к другому — все это было в те годы.

Руководители подведомственных организаций испытывали озабоченность, когда к ним наведывался начальник управления образования. В отличие от всех проверяющих, он заходил в школу с тыла, с задних ворот, чтобы лично убедиться в наличии окон и дверей в туалете. Он обязательно посещал школьную столовую, библиотеку, спортивный зал и все остальные школьные объекты. Директора школ «подтягивали хвосты» накануне таких посещений, а учителя, технические работники чувствовали себя спокойно, видя уважительное, заботливое отношение.

- Во время посещения школ области у меня всегда присутствовало ощущение, что Александр Владимирович знает не только о проблемах или достижениях учебного заведения, но и биографии сотрудников, — рассказывает Галина Михайловна Тазарачева, директор Государственного комплекса социальной реабилитации детей-инвалидов, в прошлом — заведующая отделом науки, секретарь обкома КПСС. — Создавалось впечатление, что он работает в этом коллективе либо досконально изучил ситуацию, поэтому всегда был вооружен. Это подкупало всех. Он был сильный руководитель областного управления, волевой человек, знающий все тонкости, сложности педагогического процесса. Примечательно то, что он никогда не давал негативных оценок и характеристик тем, с кем работал.

В нем сочетаются принципиальность и доброта, требовательность и нежность, категоричность и чуткость. Он не умеет льстить, зато умеет отстаивать свою точку зрения. Хочу отметить еще одно важное качество: он всегда был нежным и чутким сыном. Люди к нему тянутся, рядом с ним — надежно. Он — настоящий.

В те годы в Николаевской области было проведено пять всесоюзных семинаров, не говоря о республиканских. Все они проходили на высоком уровне. В педагогических коллективах работали высокопрофессиональные кадры, стремящиеся к росту, дающие высокий уровень знаний. Именно в 80-х благодаря инициативе Александра Аркавенко и коллектива единомышленников, работающих в облоно, в институте повышения квалификации педагогических работников, широко внедрялись новые формы обучения и воспитания. Александр Владимирович сам участвовал в творческих поездках учителей по районам, в другие области. Он умудрялся объединять очень разных людей для достижения общей цели. По всей области распространилась практика КТД — коллективных творческих дел, коммунарских сборов. Выпускники 80-х до сих пор с благодарностью вспоминают эти по-настоящему чудесные дни: песни под гитару у костра, искрометный юмор стенгазет, единение сердец.

Умело совмещая навыки партработника и профессионального педагога, Александр Владимирович ввел в практику обязательные объезды школ и детских садов дважды в год, в июне и августе, с целью подготовки к новому учебному году. Эта традиция во многих районах области сохранилась по сей день, что положительно сказывается на процессе подготовки учебных заведений к отопительному сезону, к началу занятий в новом учебном году.

Чувствовать чужую боль

Судьба распорядилась так, что около двух десятилетий главный педагог области, как многие коллеги его называют, работает директором Николаевской областной средней общеобразовательной санаторной школы-интерната I-III ступеней № 4 для детей, больных сколиозом. В этой школе созданы условия, которых нет во многих других. А главное, в школе создана атмосфера уюта, тепла, заботы, сострадания. От учителей к ученикам передается стиль общения, наполненный чуткостью и отзывчивостью. Директор вникает во все ситуации, особенно, когда нужна конкретная помощь детям. Однажды выпускнице школы Наташе (из Березанки) перед государственными экзаменами сделали сложную операцию. Все экзамены у девочки принимали на дому. Директор, обеспокоенный судьбой школьницы, провел огромную подготовительную работу, чтобы выпускница интерната смогла поступить в высшее учебное заведение. И она таки поступила.

Проходят годы, а все бывшие ученики школы-интерната с гордостью вспоминают время, проведенное в стенах школы. Здесь они получили знания, достаточные для продолжения учебы в престижных вузах страны. Ученики побеждают в олимпиадах, конкурсах. Для реабилитации детей, больных сколиозом, создан лечебно-профилактический комплекс: физиотерапевтический и массажный кабинеты, хореографический зал, кабинет ЛФК, бассейн. В спальном корпусе — современная ортопедическая мебель. На берегу Черного моря функционирует оздоровительный лагерь «Чайка».

Ученики 11-го класса о своем директоре:

- Он строгий и требовательный, но именно благодаря этим качествам школа достигает успеха.

- Когда он нас ругает, мы его побаиваемся, но понимаем, что он прав.

- Он делает замечания по делу, когда мы этого заслужили.

- Александр Владимирович знает всех учеников и зовет нас по именам.

- Его строгость, обязательность, порядочность способствуют тому, что здесь царит порядок, что с каждым годом улучшаются условия: и в классах, и в столовой, и в спортзале, и в библиотеке.

Иногда мы в душе возмущаемся по поводу его идей, требований, а когда видим результат — восхищаемся. Например, когда участвуем в олимпиадах, конкурсах, концертах, выставках, или вот: за короткий срок создали общими усилиями музей, посвященный 65-летию Победы. Ведь это все делается для нас и для будущих поколений.

- Это третья школа, в которой я учусь, но она самая лучшая, мне повезло, что я сюда попала.

- Представляете, какой бы стала Украина, если бы на высшем государственном уровне были такие руководители, как наш директор!

В эти дни у Александра Владимировича юбилей. Он достойно встречает свою семидесятую весну. Это еще одна высота, которую он преодолел. Его ум, талант, человечность произрастают во многих из нас. Эти высокоморальные человеческие качества тысячами осколков, словно лучи солнца, разлетелись по всей стране. Жизнь продолжается!

Автор: Коллектив учителей и учеников.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту