Последние 10 лет Анна Петровна Демьяненко постоянно работает в Николаевском филиале Киевского университета культуры и искусств, хотя преподавательский стаж более 15 лет — в университете культуры, Южнославянском институте, институте последипломного образования. Основной предмет — менеджмент культуры (психология, социология, теория, практика управления). Была деканом, заведующей кафедрой. Можно сказать, что все виды организации управления в сфере культуры Анна Демьяненко прошла не только теоретически, но и испытала на своем собственном опыте. Был он и интересным, и успешным, и трудным. Но, несомненно, очень полезным.
Анна Демьяненко родилась и всю жизнь прожила в Николаеве. Здесь окончила высшее музыкальное училище, отделение хорового дирижирования. Основная специальность — дирижер хора, а квалификация немного шире: «преподаватель теории сольфеджио, истории музыки и учитель пения в общеобразовательной школе». Учебу продолжала позже — в Высшей школе культуры ВЦСПС (сейчас — Академия культуры) в Ленинграде, Институте повышения квалификации руководящих работников Министерства культуры в Москве.
Так получилось, что работать в музыкальной или общеобразовательной школе Анна Петровна отказалась, а уехала в Новую Одессу руководить хором. Каждый день на попутках ездила на работу туда, а потом так же возвращалась обратно, как правило, ночью. Однажды в дороге попала в аварию, и это стало последней каплей в карьере хормейстера сельского хора. Далее Анна Демьяненко возглавляла детский сектор клуба Черноморского судостроительного завода, руководила детским хором, писала сценарии к праздничным программам. Потом стала заместителем, директором клуба ЧСЗ, базового клуба на Сухом Фонтане. Там был большой профессиональный коллектив, который создавал культуру и который впоследствии стал основой творческого коллектива нового Дворца судостроителей. К открытию Дворца сделали большую концертную программу «От Потемкина — до наших дней», где показали высший пилотаж в организации культурных мероприятий.
- Я где-то 30 лет проходила в директорах учреждений культуры, — рассказывает Анна Петровна. — А это большая часть трудовой биографии. Мною двигала не карьера, а интерес. Почему из меня не получилось рядового преподавателя музыки и пения? Во-первых, всегда хотелось что-то сделать самой, во-вторых, было стыдно делать плохо. А в-третьих, я по натуре человек заводной, мне нравится, когда вокруг меня что-то затевается, крутится, вертится. Сначала появляется идея, сырая, еще совсем неоформленная мысль, которая потом перерастает в цель, обрастает деталями, сценариями, исполнителями. И если есть средства, стремление, я должна сделать все возможное, что от меня зависит. Постепенно ты втягиваешь в свою затею других людей, и тогда забываешь о сне, отдыхе, личных проблемах, выходных. Зато какая сладкая утомленность овладевает, когда наконец идея реализуется. Финал! Триумф! Опустошенность. А завтра приходят новые идеи... Но все идеи хорошо было осуществлять в советские времена. Тогда, что и говорить, к культуре относились с большим уважением и пониманием. На художественные коллективы, кружки, студии, костюмы выделялось достаточно средств. И праздники, соответственно, устраивались грандиозные при помощи художественной самодеятельности.
Как правило, концертные программы готовились к особым датам, так было принято. И какой получится праздник, веселый или не очень, во многом зависело от организаторов.
- Я всегда старалась придумать что-то необычное, новое, — рассказывает А.П.Демьяненко. — Но не всегда новшества заканчивались полным успехом, были и провалы. Помню один такой — и смешной, и курьезный — случай. Приближался День рационализаторов и изобретателей, мы готовили программу в клубе ЧСЗ, который находился на Сухом Фонтане. Что бы такое придумать, чтобы удивить начальство из парткома, завкома, дирекции завода, прибывшее на праздник, и чтобы зрителям это действо запомнилось? — думала я. И придумала. Мы решили запустить ракету (действующую модель) — показать, значит, передовые достижения науки и техники. Тем более что ребята из кружков станции юных техников делали тогда потрясающие вещи, привозили различные награды с соревнований. Ракету (проверенную и испытанную) мы установили в центре клумбы, а прибывшие уважаемые гости выстроились на балкончике. Возле них стала и я, чтобы взмахнуть рукой руководителю ракетомодельного кружка. Был дан старт, ракета оторвалась от земли и устремилась ввысь. Но тут неожиданно модель изменила траекторию и с шипением стала разворачиваться в нашу сторону. Кто-то крикнул: «Ложись!», и в один момент все начальство попадало на пол, закрыв головы руками... Ракета пролетела возле нас и упала в кусты. Заводчане — народ прямолинейный. Высказали все, что думали. Такой случай в Стране Советов мог бы плохо для меня закончиться. Но на тот раз обошлось...
Нетрудно представить, какие неприятности ожидали бы потом директора клуба, которая «организовала» этот полет. Могли бы к этому случаю и политические мотивы привязать. Но, на счастье, начальство попалось с чувством юмора. Сначала уважаемые гости ругались. Потом посмеялись. Но праздник запомнился надолго всем.
А вообще, это только один случай. У каждого культработника наверняка есть целая серия смешных и курьезных случаев, которые они могут рассказывать о своей работе так же, как моряки — «морские байки». В принципе, А.П. Демьяненко, проработавшая много лет в системе культуры, подготовившая десятки интересных праздников, программ, концертов, известна в городе как принципиальный и надежный руководитель, заводной, знающий, профессиональный культработник. За что бы ни бралась Анна Петровна, всегда доводила дело до конца. Хотя из-за принципиальной позиции Анну Демьяненко «на ковер» вызывали не раз.
В начале 80-х А.П.Демьяненко возглавила музей им.В.Верещагина. То ли в шутку, то ли всерьез, приказ о ее директорстве был подписан 1 апреля 1983 года. Но новому директору, предположим, было не до шуток, потому что художественный музей до этого уже не работал три года, находился в аварийном помещении на ул.Спасской. Предстояло сделать капитальный ремонт нового помещения (на ул. Б.Морской), переселиться, как можно быстрее наладить выставочную работу. К тому же на время директорствования Анны Демьяненко выпало еще и строительство филиала — музея им.Кибрика в Вознесенске. Надо было начинать все сначала. Анна Петровна до этого была знакома с организацией музеев и музейных комнат (музей атеизма, музей Славы) и даже награждена медалью «За доблестный труд к 100-летию В.И.Ленина» за создание музея Ленина. Но здесь дело обстояло намного серьезнее. Анна Петровна не только сумела довести дело строительства до конца, но и организовать активную выставочную и культурную работу. Музей им.Кибрика в Вознесенске был открыт осенью 1985 года, а музей им.Верещагина — 28 марта 1986 года к годовщине освобождения г.Николаева от фашистских захватчиков. Эти культурные заведения действуют до сих пор. В 1997 году за организацию работы в художественном музее им.Верещагина А.П.Демьяненко была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Украины». Ее вклад в развитие заведений культуры за полвека творческой деятельности г.Николаева и области реально ощутим и сейчас.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |