ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Современным гекльберри финнам нужна наша помощь
01.06.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 61(2924) / Тираж: 7500

Люди старшего поколения, хорошо знакомые с произведениями Марка Твена, наверно, восхищались Гекльберри Финном. Этот сын бездомного пьяницы, который живет в бочке, курит трубку, нигде не учится, не смог променять свои «жилищные условия» на сытную еду и мягкую постель в доме вдовы Дуглас. И, скорее всего, читатели даже разделяли позицию этого мальчугана. Потому что были детьми. Но современные дети зачастую книг не читают, хотя некоторых из них пошли по стопам марктвеновского героя. О них и шла речь на состоявшемся 26 мая заседании координационного совета по вопросам борьбы с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств, алкоголизмом, заболеваниями СПИДом и туберкулезом при исполкоме Николаевского горсовета.

Сколько их, нынешних гекльберри финнов?

На этот вопрос точно ответить никто не может, но приблизительные цифры назвала директор НОБФ «Нове сторіччя» Валентина Макарова, которая рассказала о результатах трехмесячной (с марта по май включительно) программы «Региональная оценка ситуации по детям улицы г.Николаева».

В программе приняли участие 8 человек (трое взрослых — из фонда «Нове сторіччя», молодежного движения «Пенитенциарная инициатива», областного отделения Всеукраинского движения «Подолай», а также 5 детей улиц), на которых легла основная нагрузка. Они исходили все микрорайоны города и не только вычленили 17 мест скоплений детей улиц, но и побеседовали с 207 детьми, которые, так или иначе, оказались за бортом жизни.

Не думайте, что это было легко. По словам Валентины Макаровой, дети улиц всего боятся, от всего шарахаются, поэтому иногда участникам исследования приходилось за ними бегать по подвалам и чердакам. Нередко дети улиц не приходили на назначенные ими же самими встречи. И такому поведению есть объяснение: жизнь — лучший учитель. К примеру, исследователям рассказали, что пару лет назад представители какой-то общественной организации подкармливали детей на площади у старого железнодорожного вокзала, а потом одна из девочек пропала. Судя по словам В. Макаровой, «Нове сторіччя» нашло кое-какие «концы» этой истории: девочку куда-то продали, но куда и кто, так и осталось неизвестным.

Как рассказала директор НОБФ «Нове сторіччя», обнаруженных детей можно подразделить на несколько категорий. Это постоянно живущие на улице сироты, которые не имеют ни опекунов, ни родителей, либо имеют по одному родителю, но приехали из других областей (как, например, мальчик из Черкасской области, который вот уже 4 года живет на николаевских улицах). Ко второй категории относятся дети, которые периодически (по несколько месяцев) живут на улицах — уходят из дому от опекунов и родителей. К третьей — дети, которые на улицах зарабатывают: либо сбором бумаги, металлолома, пластика, либо оказывая сексуальные услуги (причем как девочки, так и мальчики).

Приблизительно 15% опрошенных детей — в возрасте до 10 лет, 35% — в возрасте от 10 до 14 лет, 50% детей улиц — в возрасте от 14 до 18 лет. Относительно полового разделения, то девочек значительно меньше, чем мальчиков (соотношение 30:70). Попадают они на улицы зачастую из-за насилия в семье (как физического, так и сексуального). Добавим и еще чуть-чуть статистики: около 10% этих детей — инъекционные наркоманы, до 18% — токсикоманы, 90% всех детей улицы употребляют алкоголь.

Летом количество детей в «горячих точках» (так окрестили места скопления детей улиц общественники) возрастает в среднем на 35%, и это при том, что часть николаевских детей улиц «мигрирует» в Очаковский и Березанский районы — подзаработать и отдохнуть. В общем, в жаркие месяцы количество детей улиц в общей сложности вырастает до 700 (такие цифры называли сами дети).

Озвученные В.Макаровой цифры реалистичны, что косвенно подтвердила и руководитель БФ «Юнитус» Татьяна Ваненкова: в 2008 году фонд проводил подобное исследование, и тогда насчитали 220 детей улиц. Но официальная статистика значительно меньше.

По информации старшего уполномоченного службы криминальной милиции по делам детей Натальи Бойко, на учете в службе состоит 166 несовершеннолетних, причем 86 из них склонны к совершению правонарушений, бродяжничеству и попрошайничеству. Их все время пытаются наставить на путь истинный, проводя рейды и профилактические операции. С 11 по 21 мая проводилась операция «Ученик», в ходе которой были выявлены 43 несовершеннолетних (6 — за преступления, 20 — за административные правонарушения, 9 — за пьянство, 2 — за хранении наркотиков, 5 — за мелкое хулиганство, 2 — за проституцию, 4 — за попрошайничество, 7 — за бродяжничество). Но только 1 ребенок был помещен в приют, а 9 были поставлены на учет. Как подчеркивала Н.Бойко, детей старались вернуть туда, откуда они пришли (в приюты, спецучреждения).

Что нужно детям улиц?

Ответ на этот вопрос разнится в зависимости от того, кто на него отвечает. Общественники озвучивают непосредственные нужды современных гекльберри финнов. Представители государственных структур считают, что подход должен быть иной, исходящий из постулата «улица — не место для жизни ребенка». И обе стороны по-своему правы.

По словам руководителя НОБФ «Нове сторіччя» В. Макаровой, детям улиц надо не так и много: еда, одежда, санитарно-гигиеническая обработка и досуг. И Валентину Николаевну больше интересовал вопрос, каким образом можно это обеспечить.

Директор Николаевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Татьяна Концуренко не согласна с позицией общественников, которые настаивают на оказании социальных услуг. По ее мнению, нельзя давать этим детям еду, одежду и соглашаться с тем, что они остаются на улице, — надо обязательно решать вопрос, куда их устроить. Кроме этого, в словах Т. Концуренко чувствовалось возмущение действиями общественников: они выявили 207 бездомных детей, но ни об одном из них не сообщили в городской центр! Между тем, о бездомных детях в центр сообщают государственные структуры, религиозные центры, частные лица. Каждый случай насилия в семье, о котором становится известно в центре, в течение суток отрабатывается. В общем, говорила Т.Концуренко, в каждом конкретном случае надо разбираться, а тут — никакой информации.

Поддержала Т. Концуренко и заместитель городского головы Раиса Вдовиченко. По ее мнению, детей нужно помещать в приют, а не оказывать им социальные услуги. Хотя Раиса Петровна и соглашалась с тем, что существует категория детей, которые ни при каких условиях не останутся в приюте, сколько раз ты их туда ни помещай, — при всяком удобном случае эти дети сбегут. И это не просто наблюдения педагогов и общественников:

Т. Концуренко привела выводы европейских исследователей этой проблемы, которые гласят, что ребенок, который год провел на улице, уже практически не поддается социальной адаптации, поэтому важно не допустить попадания ребенка на улицу.

Конечно, это важно. Но дети на улицах уже есть, говорили общественники, и они нуждаются в нашей с вами помощи.

Помощь есть

Реальную помощь детям улиц все же оказывают, или пытаются оказать. Но не всегда эта помощь, образно говоря, не горчит.

По словам В. Макаровой, фирма «Владам» в столовой «Велика ложка» кормит бездомных детей и взрослых, за что им огромное спасибо. Но в ходе исследования дети просили обследовать их на ВИЧ/СПИД, потому что без официальной справки им отказывают в питании. Такая позиция непонятна Валентине Макаровой: почему требуется справка об обследовании на ВИЧ/СПИД, но не требуется справка об обследовании на туберкулез, другие не менее опасные заболевания, которые передаются воздушно-капельным и бытовым путем?

Пытается помогать этим детям и Красный Крест, предоставляя одежду. Но, как с сожалением отметила В. Макарова, одежды меньше 48 размера Красный Крест не дает, а именно в ней и нуждаются дети. Да и фасон у этой одежды сами знаете какой, а детям хочется не только ходить в чистом (этого от них требуют их увлечения — в интернет-кафе их не пускают, если они неопрятно одеты или от них неприятно пахнет), но и хотя бы приблизительно соответствовать своим сверстникам по «прикиду».

Только об одном виде уже оказываемой детям улицы помощи отзывов «с горчинкой» не было — о «Кліниці, дружньої до молоді, о которой рассказала начальник городского управления охраны здоровья Лариса Дергунова. По словам руководителя БФ «Юнитус» Татьяны Ваненковой, в этой клинике работают врачи, которые действительно дружественны к подросткам.

«Клініка, дружня до молоді открылась при детской поликлинике №4 (ул.Чкалова, 93), где консультацию терапевта, акушера-гинеколога и психолога могут получить не только дети улиц, но и дети, которые не хотят делиться своей проблемой с родителями. Кроме этого, в этой клинике есть дневной стационар, где можно получить и вполне реальную медицинскую помощь, а не только совет, а также можно обследоваться на ВИЧ/СПИД.

Проблема только в одном: а пойдет ли туда ребенок улицы, боящийся, образно говоря, каждой тени? Скорее всего, нет, потому что боится. Поэтому с 1 июля предложит НОБФ «Нове сторіччя», который при финансовой поддержке «Международного альянса по ВИЧ/СПИД в Украине» начнет реализовывать проект «Социальный патруль». Этот своеобразный мобильный пункт, в котором будет работать слаженная команда из медиков, педагогов и психологов, будет выезжать в выявленные места скопления детей улиц и помогать тем, чем может, — обследованием здоровья, средствами гигиены, какой-то одежонкой.

Возможно, в ближайшее время появится и еще одна возможность помочь детям улиц — БФ «Юнитус» планирует продолжить и расширить проект по профилактике ВИЧ-инфекции (проект «Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков группы риска», реализуемый при финансовой поддержке ЮНИСЕФ, в конце прошлого года завершился, но руководитель «Юнитуса» надеется продолжить его с помощью других доноров).

Если говорить об уже завершившемся проекте, то в нем участвовали 100 девочек-подростков (от 14 до 18 лет), вовлеченных в секс-услуги за вознаграждение (в качестве вознаграждения могут выступать не только деньги, но и еда, крыша над головой, алкоголь и наркотики). В ходе реализации проекта в областном кожно-венерологическом диспансере был открыт кабинет для подростков групп риска, где эти девочки могли получить и консультации дерматолога-венеролога, и лечение. На базе СПИД-центра для девочек работали инфекционист, терапевт и гинеколог. Кроме этого, в проекте приняли участие психолог и юрист. Но главное, что в проекте работали два социальных работника, которые находили этих девочек и буквально за руку отводили их к врачам, психологу или юристу.

Но не только снижение заболеваемости в этой группе риска Татьяна Ваненкова считает успехом. В ходе проекта была отработана стратегия по изменению поведения подростков группы риска, и после реализации проекта несколько девочек бросили занятие проституцией.

Вместо заключения

В ходе заседания координационного совета от заместителя главного врача городской СЭС Михаила Баркара прозвучала интересная идея — создать своеобразный общественный центр на базе какого-то заброшенного сейчас здания, которое нужно отремонтировать (главное, чтобы там были вода и туалет), куда бы доступ для детей улиц был свободным. Сюда бы они приходили по своей воле, что очень важно с психологической точки зрения. Здесь могли бы и переночевать, и получить элементарную еду и горячее питье (что особенно важно в зимнее время, ведь пункты обогрева для взрослых есть, а для детей — нет), но не были бы «заперты» в четырех стенах. Кроме этого, в этом центре с ними бы работали — только очень осторожно и ненавязчиво — психологи. Возможно, кто-то из детей улицы только время от времени заглядывал бы в такой центр, а кто-то, может быть, и захотел вернуться к нормальной жизни, пойти учиться.

Правда, эта хорошая идея трудно реализуема на деле. И проблема не только в том, чтобы отыскать в Николаеве здание, пригодное для этих целей, — проблема в финансировании. Если финансирование будет бюджетным, то ни о каком свободном доступе, вольном посещении для детей улиц не может быть и речи — Бюджетный кодекс этого не допустит. Но члены координационного совета решили еще раз подумать над тем, как это можно было бы сделать, изучить опыт других городов, где уж давно существуют подобные центры.

Автор: Виктория Тонковид.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту