В Николаевском областном художественном музее им. В. В. Верещагина открылась выставка «Коровин и его ученики», приуроченная к Международному дню музеев.
Экспозиция знакомит с живописью и графикой представителей объединений «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновы й валет» и отражает тенденции изобразительного искусства России конца XIX начала XX столетия.
Центральное место отведено работам Константина Коровина. Выдающийся живописец, театральный декоратор, педагог говорил, что пишет для всех, кто умеет радоваться бесконечно разнообразному миру красок и форм. Отличительные признаки творческой манеры мастера проявились в ранних этюдах, датированных 1889 годом — «Кусково. Купальня» и «Белое море», где серо-жемчужная гамма, размывая горизонт, объединяет небо и морскую гладь в безграничное пространство. Небольшие картины на русские темы с церквями, трактирами, деревенскими гуляньями, улицами и домами, такими как в «Охотино», он создавал в России и в эмиграции, предаваясь ностальгическим воспоминаниям. Художника, который творил, легко и радостно воспринимая окружающий мир, называли «Моцартом живописи». Сказанное «суть моего я и моего холста в передаче красоты жизни» он воплотил в многообразных северных и южных пейзажах со свойственным ему импрессионистическим ощущением природы. Впечатления от крымских ландшафтов оказались столь сильны, что со временем стали одним из лейтмотивов творчества. «Дача в Крыму» — это знаменитая дача-мастерская «Саламбо», которая была построена в 1910-м в центре Гурзуфа и названа в честь главной работы того года — декорациям к балету по роману Флобера, поставленному в Большом театре. Крым одарил его не только пейзажными мотивами. Буйство красок и виртуозность живописной техники проявились в изображении цветов, плодов и обитателей моря. «Розы и фрукты» — роскошный натюрморт, который занимает достойное место в постоянной экспозиции музея. Несколько лет назад в дар России из Америки была передана картина «Ночной Париж», причисленная к золотому фонду творческого наследия Коровина. По трактовке сюжета и настроению она перекликается с вариантом из николаевского музея, написанным ранее. «Париж ночью» с потрясающим мерцающим эффектом от света уличных фонарей, луны и рекламных огней оставляет не менее глубокие впечатления.
На рубеже веков новаторски-смелым творчеством был импрессионизм, модерн, символизм и русский авангард со всевозможными течениями. В дальнейшем каждое из художественных направлений оказало определенное влияние на развитие искусства, и не только изобразительного. Поиск новых путей продолжили ученики Константина Коровина — блестящая плеяда воспитанников Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Мэтр поощрял стремление к творческой индивидуальности и не сдерживал интерес молодых к новым веяниям. В первых рядах новаторов был Илья Машков, один из основателей «Бубнового валета». Вызывающая смелость работ, в которых просматривалось увлечение городским фольклором и примитивом, воспринималась руководством училища как вызов, за что он и был исключен. С выводами поторопились. Автор красочных, экспрессивных натюрмортов, приверженец традиций французского импрессиониста Сезанна, стал лидером Ассоциации художников революционной России, педагогом. «Натюрморт с фарфоровой головкой» теперь в музейном зале, и никого не удивляет неподвижный кукольный персонаж, «бодрые» краски и масштабы расходящихся по полотну кругов. У другого «валета» Александра Куприна на «Грядке с тыквой» тоже заметны «сезанновские» приемы. Живописные открытия дореволюционного периода Роберта Фалька говорят о цветовой одаренности, ярко выраженной в декоративной композиции «Цветы на зеленом фоне». Не исключено, что посетители выставки отдадут предпочтение строгой классике — утонченному разливу акварели «Цветы в стакане», старому бревенчатому забору и бесподобной «Черемухе» Василия Рождественского или же «Вечеру в Поленове» Павла Кузнецова. Пейзаж, где высокое небо, изумрудные луга и тишина был написан в 1937 году и вполне умещается в понятие преемственности. К тому времени художник давно уже отошел от эстетических программ русского символизма «Голубой розы» и исполнил мечту, чтобы «к искусству приобщились люди, смотрящие на небеса простыми, ясными глазами». По прошествии лет изменились и творческие принципы Мартироса Сарьяна. Мягкую гамму первых работ сменила сила цветовых соотношений, ставшая основой живописного мастерства народного художника СССР. В этом убеждают «Московский натюрморт» и «Жаркий день в горах». Картина художественной жизни прошлого была бы неполной без творчества Сергея Судейкина. В нарядах и жеманных позах дам из «Карнавала» и «Этюда» есть некоторая театрализация приемов передачи образов, присущих театральному художнику. Декорации, эскизы театральных костюмов Н. Сапунова, рано ушедшего из жизни, относят к классике русской сценографии. Рисунок для журнала «Весы», издатели которого придавали особое значение оформлению — единственная работа мастера, представленная в музейной коллекции. Факт, что небольшой по размеру, имевший шансы потеряться оригинал сохранен, красноречиво говорит о профессионализме хранителей культурных ценностей.
На вернисаже обменивались впечатлениями и слушали, как пел непревзойденный бас Федор Шаляпин. Он часто гостил у друга в Гурзуфе. Сегодня память о художнике и оперном певце увековечена скульптурной композицией, которую установили у входа в «Саламбо». В гурзуфский Дом творчества художников им. К. Коровина приезжают его последователи, чтобы писать «как есть», а главное научиться чувствовать так, как тонкий мастер пленэра. «Коровин и его ученики» еще раз напомнили, что без преемственности и бережного отношения к наследию не будет движения вперед. Выставочный проект продолжает цикл мероприятий к столетнему юбилею музея и дает возможность увидеть произведения, которые являются гордостью и украшением музейного собрания.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |