Ракетный крейсер на заводе имени 61 коммунара начинали строить еще при генсеке Андропове в 1984 году
Как уже сообщалось, 17 мая, на совместной конференции Виктора Януковича и Дмитрия Медведева в Киеве было заявлено, что Россия поможет нашей стране достроить ракетный крейсер «Украина», а затем выкупит его — под другим именем, чтобы избежать слишком уж символических параллелей. Предложение оживить за российские деньги николаевские захиревшие верфи выглядит заманчивым для Украины. Однако неясно — неужели в России действительно заинтересованы в том, чтобы оплатить достройку устаревшего корабля, который был заложен еще при генсеке Андропове — в 1984 году?
Привет от холодной войны
Крейсер виден с разводного моста над Ингулом. Название «Украина» на корме судна затерто, а стальная обшивка пестрит рябыми пятнами ржавчины. На фоне этого облезшего монстра странно смотрятся мирно стоящие с удочками горожане. Баба Вера, николаевская рыбачка с тридцатилетним стажем, отказывается верить в то, что крейсер когда-нибудь тронется с места.
- Да он уже, наверное, корни пустил, как верба в воде, — смеется она, стаскивая с крючка очередную рыбку. — Этот крейсер тут полжизни моей стоит. Кому он нужен такой, недоделанный, как вся наша страна? У нас люди говорят, что пока этот корабль не достроят, Украина ни с кем воевать не будет. Поверье такое.
Проект 1164 «Атлант» был разработан в СССР еще в 1972 году. Крейсеры этого класса предназначались тогда для массированного удара по флотам стран НАТО. Крылатые ракеты «Базальт», способные нести ядерные боеголовки, могли поразить цель на расстоянии свыше пятисот километров — а потому новый советский корабль получил на Западе звучное прозвище «убийца авианосцев». В Николаеве построили три таких судна — включая нынешний флагман Черноморского флота России, ракетный крейсер «Москва».
Четвертый корабль проекта, заложенный под названием «Адмирал флота Лобов», был спущен на воду в 1990 году. Однако после распада СССР Россия отказалась от готового на 75 процентов судна, и с 1 октября 1993 года крейсер перешел в украинскую собственность, получив новое символическое название «Украина». Голоса прагматиков, резонно утверждавших, что наша страна «не потянет» модернизацию в общем-то ненужного ей корабля, предназначенного для масштабных флотских операций, потонули в патриотическом энтузиазме.
В 1994 году на «Украину», получившую статус флагманского корабля ВМФ Украины, набрали флотский экипаж — который впоследствии так же быстро и распустили. К 1998 году, когда крейсер достроили на 95 процентов, для него снова начали, было, формировать команду — но почти сразу финансирование постройки окончательно прекратилось. Знаменитый завод, где некогда был построен броненосец «Князь Потемкин-Таврический» и другие легендарные корабли, едва сводил концы с концами, перебиваясь случайными заказами.
Достроить можно. Но зачем?
Уникальный завод утратил свой прежний статус военного предприятия, но отголоски прежнего режима секретности заметны даже в разговоре с его сотрудниками, которые грозят неприятностями за любую попытку несанкционированной фотосъемки крейсера — вновь получившего статус военного и коммерческого объекта. Работники кровно заинтересованы в том, чтобы обещания Януковича и Медведева были внедрены в жизнь — сейчас их предприятие простаивает без заказов, а сохранившие работу специалисты выходят на завод несколько раз в неделю, за символическую зарплату.
- Ну, хорошо, а если Россия даст деньги, и завод сможет довести до ума «Украину»? Ведь кадры корабелов потеряны, да и оборудование могло устареть, — спросил я у одной из работниц.
- Никто этого сейчас точно не скажет, — честно сказала она в ответ. Ждем какую-то комиссию из России. Она как раз должна оценить, в каком состоянии и завод, и крейсер.
А пенсионер Виктор Васьков, бывший инженер Черноморского судостроительного завода, считает, что «Украину» еще можно сделать полноценным боевым судном.
- Вы на ржавчину не смотрите, — убежденно говорит корабел. Коррозия не могла уйти глубоко. Помыть, подраить — и судно блестеть будет. А вот устарел ли сам тип корабля, устарело ли его вооружение — это другой вопрос. России, конечно, видней. Может быть, еще одно судно такого класса их все еще интересует — все-таки, для своего времени это был прекрасный проект. Но военно-техническая мысль не стоит на месте, и сейчас на флотах других стран стоит куда более современное вооружение. Не зря ведь Россия сейчас у Франции вертолетоносцы покупает. Да и морально крейсер устарел — ну, как может быть боевым кораблем судно, которое двадцать лет недостроенное стоит? Но нам же надо молиться, чтобы «Украину» достроили — это может завод с того света вытащить.
Дело, конечно, не в 5% «недостроя». Цена вопроса по информации, предоставленной «Газете по-киевски» экс-министром обороны Анатолием Гриценко — 100 миллионов гривен. Плюс содержание — еще 5 миллионов в год. Но зачем? Ведь сомнения в боевой эффективности нового-старого корабля существуют, и давно. В 2002 году, во время визита в Пекин, президент Кучма пытался продать «Украину» Китаю, который приобрел у нашей страны авианосец «Варяг», не один год простоявший на ЧСЗ. Сделка, которую оценивали с громадной вилкой от 100 миллионов до миллиарда долларов, сорвалась — формально из-за того, что режим контроля за ракетными технологиями запрещает торговлю оружием с дальностью стрельбы свыше 300 километров.
Однако, возможно это было только предлогом к вежливому отказу китайцев. Масштабные учения военно-морских сил США показали низкую эффективность ракеты «Базальт» — главной ударной силы крейсера «Украина». Спроектированные в начале семидесятых, эти ракеты успешно нейтрализуются современными средствами ПВО. Об этом, несомненно, известно и чиновникам российского ВМФ, у которых нет большого резона вкладывать деньги в затратный и малоперспективный проект. А значит, шумиха вокруг «Украины» может оказаться всего лишь рекламой «российско-украинской дружбы».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |