...В конце октября 2008 года в село Ингулка Баштанского района Николаевской области пожаловали неизвестные, представившиеся местным жителям сотрудниками областного института по землеустройству. Свой визит объяснили просто: мы, дескать, приехали к вам с предложением за определенную плату оказать услуги по приватизации ваших огородов, в противном случае не видать вам своей земли, как собственных ушей! Упускать радужную перспективу стать настоящими хозяевами на родной земле-кормилице селянам не хотелось, и они, не долго думая, приняли поступившее предложение. В их числе оказалась и Вера Михайловна Онищенко, проработавшая не один десяток лет до самого выхода на пенсию в сельской школе. Вера Михайловна — не просто учитель с многолетним стажем, она — «Отличник образования», уважаемый в селе человек. Эх, знала бы она тогда, каким боком вылезет ей та приватизация!...
Счет — не в счет. Главное — комфорт!
Радужные обещания представителей областного земельного ведомства оформить приватизацию без лишней головной боли и беготни по инстанциям сделали свое дело: Вера Михайловна, как и ее окрыленные односельчане, в том же октябре 2008 -го написала в сельском совете заявление на приватизацию огорода. После чего, как и все остальные, сдала уполномоченной по сбору денег односельчанке Валентине Куц ( тогда- безработной) первоначально оговоренные 260 гривен ( без каких-либо квитанций об оплате) и стала ждать результата.
Но вскоре уполномоченная сообщила претендентам на приватизацию о необходимости... дополнительных финансовых вливаний. Вере Михайловне она вручила бумагу, в которой было расписано, сколько и за что нужно доплатить: магнитная регистрация — 198 грн., госакт — 82 грн., стоимость по договору — 530 грн. Под последним пунктом — согласно оригиналу — в скобках было написано: «Бухгалтерия памятники архитектуры». Читай — как хочешь, понимай, как знаешь!
По этому поводу Вера Михайловна изумилась:
«Вы только представьте! Какое-то общество по охране памятников истории и культуры потребовало у меня 530 гривен — якобы за то, что мой огород прошел у них экспертизу. Без никакой квитанции, без каких-либо договоров. Ну причем тут мой огород к этому обществу?!» .
Увы, внятного ответа на свой вопрос Вера Михайловна так и не получила. Зато спустя аж 11 месяцев, в августе 2009 года уполномоченная по сбору денег односельчанка принесла ей Акт размежевания границ огорода, датированный 10 ноября 2008 -го года, и сходу огорошила: для получения документа о приватизации земли, с Веры Михайловны причитается еще 810 гривен. Отличнику образования ничего не оставалось, как скрепив сердце доплатить требуемую сумму. И как в предыдущий раз, — никакой квитанции об оплате ей не дали. Мало того, отказали даже в выдаче элементарной расписки.
«Только тогда мы узнали, кто предложил нам такую «комфортную» приватизацию — на Акте размежевания границ красовалась печать частного предприятия «Укрприватзем»! Лично мне непонятно, почему они вместо акта на землю предоставили нам этот промежуточный документ. Ведь он только подтверждает, что владельцы соседних огородов не имеют к маме никаких претензий!» — возмущалась при встрече в редакции дочь Веры Михайловны — Ирина.
Поведала она и о другом:
«Когда осенью 2009 -го в селе вручили первые акты на приватизацию огородов, снова объявились представители «Укрприватзема» — они стали перемерять все площади домовладений, хозпостроек, на которые у людей уже были соответствующие документы. Фактически, эти «пришельцы» просто снимали с них копии, но при этом не гнушались драть с селян дополнительные деньги «за проделанную» работу»! Так вот мама, узнав о «дополнительных требованиях» процесса приватизации земельных участков по -ингульски, крепко призадумалась. Когда же почта принесла каждому жителю села(!) письма от тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, уверяющей, что приватизация земли должна быть бесплатной, мама просто ахнула. Она сразу же отправилась к той самой «уполномоченной» женщине и потребовала обратно свои деньги. Посредница растерялась и тут же по мобильному связалась с представителем «Укрприватзема». Он долго объяснял маме, что их предприятие частное, что все их услуги — платные, и что они все делают для блага людей. Мама все выслушала, и ушла ни с чем».
«Я вам пишу, чего же боле...»
Напомним: появление Постановление Кабинета Министров № 844 от 05.08.2009г. должно было кардинально упростить процедуру получения Государственных актов на землю.
Согласно этому постановлению, для приватизации земли человеку достаточно предъявить четыре документа: заявление, копию паспорта, копию идентификационного кода и решение сельского(поселкового, городского советов) о передаче земельного участка в частную собственность. А через 30 дней с момента подачи заявления стать счастливым обладателем Государственного акта на право собственности земельного участка.
Собственно говоря, в «персональном» письме за подписью премьер-министра жирным шрифтом было выделено, что вышеупомянутым постановлением № 844 категорически запрещается брать с людей какую-либо плату за оформление Государственного акта на право собственности земельного участка.
«Если чиновники не выполнят постановление Правительства, или кто-то из чиновников будет намекать Вам, что ему нужно дать взятку, срочно звоните по телефону 8 800 507 30 90» — указывалось в письме.
..После безуспешных попыток дозвонится по этому номеру, Вера Михайловна решила написать премьер-министру ответное письмо — о том, как происходит «бесплатная» приватизация земли в селе Ингулка на Николаевщине.
Результат не заставил долго ждать. Буквально через неделю Вера Михайловна получила ответ, что ее письмо передано в областную прокуратуру, затем в Ингулку с проверкой приехала прокуратура Баштанского района. Женщина воспрянула духом, к тому же в частной беседе один из проверяющих ей сказал: Вы правильно сделали, что написали во все инстанции!».
Уж как там получилось, но 27 октября 2009 года Вере Михайловне таки удалось забрать обратно свои 810 гривен у посредника. Под расписку. Только вот проблему приватизации огорода это не решило.
«Когда я прочла ответ из областной прокуратуры, у меня сложилось такое впечатление, что его писал не прокурор, а как будто адвокат того самого ЧП «Укрприватзем»! Прокурор написал, что коль уж я забрала свои деньги, то мне следует передавать документы на бесплатную приватизацию самостоятельно. Позже, правда, в этой фирме мне сказали: напишите, мол, заявление, и мы сделаем вам все бесплатно. Я написала, что отказываюсь от изготовления технической документации на дом и хозпостройки, потому что в документах о приватизации огорода речь об этом не шла. И все вроде было нормально, они обещали, мол, сделаем, сделаем, а в итоге, когда я позвонила в Баштанку, там удивились — какой акт?! Вашего акта нет, — берите и оформляйте себе бесплатную приватизацию сами! Да я бы подала заявление на бесплатную приватизацию, если бы Тищенко (представитель ЧП «Укрприватзем» — прим. авт.) не уговаривал — мол, зачем вам это нужно, мы ведь все сделаем, как положено! Он грозился передать мне документы по приватизации еще в начале апреля этого года, но так и не передал...» — разочарованно протянула учительница.
Как ни странно, учредитель ЧП «Укрприватзем» Виктор Тищенко, к которому мы обратились за комментарием по этому поводу, ответил, что лично он ничего Вере Михайловне не обещал, и объяснил причину:
«Эта женщина расторгла договор с нашей фирмой. Хотя на мой взгляд, она зря сделала это — ведь после того, как ей выдали акт размежевания, она буквально через две недели могла бы получить акт на землю. Насколько мне известно, она потом хотела обращаться в сельский совет, чтобы сделать бесплатную приватизацию, на основании постановления Кабинета Министров № 844 от 05.08.2009 г. А сельский совет затем должен был передать все документы в районный отдел земельных ресурсов в Баштанке. Почему она этого не сделала — я не знаю. Ей неоднократно объясняли, что и как надо, и может она просто вообще не хочет ничего делать? Насчет Валентины Куц, я скажу так — она была доверенным лицом сельского совета по приватизации. Мы работаем по всей области — нам без разницы, в каком селе проводить свою работу».
На просьбу уточнить, за что с Веры Михайловны доверенное лицо из сельского совета брала без всяких квитанций 810 гривен, когда стоимость акта на землю всего 82 гривны, Виктор Тищенко ответил следующее:
«Мы уже все объясняли прокуратуре, почему я должен еще кому-то объяснять, чем все это закончилось? Если честно, мне это все уже изрядно надоело: что, как зачем и почем! И вообще, это не телефонный разговор, приезжайте в понедельник и поговорим, только предварительно перезвоните .
Однако в понедельник , 17 мая, Виктор Валентинович не был так категоричен, и даже не стал настаивать на встрече. Мало того, он сообщил, что Онищенко с ЧП «Укрприватзем» вообще не заключала никакого договора: «За сделанную работу (видимо, за акт размежевания — прим.авт.) мы вообще ничего не получили. А насчет 810 гривен — я вам так скажу: у каждой фирмы свои расценки, и никто никому ничего не навязывает, каждый человек имеет право обращаться в ту фирму, условия которой его наиболее устраивают. И вообще, если у вас есть на руках ответ прокурора, то что вы еще спрашиваете? Там все четко написано» Вот такой получился разговор.
А теперь — простая арифметика: официально акт на землю стоит 82 гривны, приватизация огорода — от 113 до 153 грн. Но с помощью частных структур, работающих под эгидой земельного «княжества» у людей выкачивают суммы, во много раз превышающие вышеуказанные. Во всем том, что рассказала Вера Онищенко, прокуратура не узрела ничего противозаконного и посоветовала женщине снова обратиться в сельсовет по месту жительства. По словам дочери, Вера Михайловна, разуверившись во всем и вся, подорвав здоровье нервотрепками и ничего не добившись, сейчас старается не попадаться односельчанам на глаза. В отличие от тех, кто под таким благовидным предлогом без зазрения совести выжимает из пенсионеров последние деньги и душу.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |