ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Переправа, переправа... Берег левый, берег правый
03.06.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 62(2925) / Тираж: 7500

Весной здесь очень красиво: луга засыпаны полевыми ромашками и васильками, на бугской воде узорчатыми шалями пластаются поляны цветущих лилий и кувшинок. Сегодня трудно представить среди этого зеленого, солнечного покоя ураганный огонь артиллерии, страх и смерть, красную от людской крови воду. Но это было. В августе 41-го. Трихатская переправа. Одна из малоизученных и малогероических страниц военной истории.

21 мая 2010 года на берегу Южного Буга в Трихатах собрались наши современники: школьники, старшее поколение сельчан, представители власти, священнослужители, гости из Николаева. Здесь состоялось освящение поклонного креста в память о погибших на переправе Трихаты-Пески в 1941 году. Артиллеристы и пехота, мирное население, раненые, доставленные санитарными поездами... никому уже не дано подсчитать, сколько тысяч наших полегло на этой переправе. Крест стоит на воде: сам устремлен к небу, а отражение его ложится на речную гладь... опускается поминальная молитва с небес в глубину бугских волн.

С особым интересом участники встречи слушали рассказ николаевского историка Василия Антоновича Кузьева — автора книги «Героизм и трагедия на юге Прибужья», которая в нынешнем году вышла в издательстве «Илион». Один из ее разделов «Переправа у Трихат» повествует о том трагическом августе в самом начале войны.

- Еще до эвакуации основных сил армии сюда, на правый берег Южного Буга, направлялись беженцы, тыловые части, конные обозы, техника, раненые, — рассказал Василий Кузьев. — Трихатская была одной из трех переправ, намеченных через Буг... Несогласованность действий военачальников привела к большому скоплению людей, ставших легкой мишенью для вражеской авиации и артиллерии... Три дня — 11,12 и 13 августа — паромы курсировали под ураганным огнем противника. Помимо мирного населения и раненых, здесь погибло немало бойцов — защитников переправы и лошадей, находившихся в артиллерийских упряжках. Трупами людей было забито русло реки, они стояли в воде вертикально...

В своей книге В.А.Кузьев цитирует архивную справку: «Еще вчера 3.8.41 на переправу проследовало 2 санпоезда с тяжелоранеными командирами и бойцами (до 2 тысяч человек) из Первомайска, а также состав... заводского оборудования»... — это информация из доклада помощника командира переправы Михайлова. Далее в своем донесении он назвал фамилии людей, которые проявили непрофессионализм и халатность, допустили большое скопление воинских частей у реки до прихода барж и не согласовали время вывоза раненых с начальником переправы.

Рассказывая на книжных страницах о трагедии в Трихатах, Василий Антонович приводит также свидетельства командующего 9-й армии Якова Черевиченко: в военной биографии генерала было много водных переправ, но более жестокой и кровавой, чем трихатская, он не видел за всю войну.

Памятный крест на воде поставлен благодаря николаевцу Михаилу Кондратьеву. На его предложение провести митинг и панихиду по погибшим откликнулись сельский голова Петр Цыбко, директор трихатской школы Светлана Кравченко, благочинный Николаевского района отец Виктор Сулима, глава Николаевского райсовета Сергей Григорьев.

- Имена многих героев Великой Отечественной войны до сих пор остаются в забвении, — считает Василий Кузьев. — Не везде установлены памятные знаки, которые должны были бы напоминать новым поколениям о трагических событиях военных лет. Наш долг — найти и назвать эти имена... наш долг — увековечить память о погибших.

Автор: Наталья Христова.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту