Президент Украины своим поручением от 30 апреля 2010 года поставил задачу Премьер-министру Украины, министру юстиции Украины, министру региональной политики и строительства Украины и начальнику Главного управления государственной службы Украины разработать и утвердить до 1 августа 2010 года План мер оприятий по реформе государственной администрации.
Главгосслужбу Украины это не застало врасплох. У нее есть портфель наработанных материалов, которые она разрабатывала и накапливала во исполнение Программы развития государственной службы на 2005 — 2010 годы, которая завершилась. При этом привлекались как лучшие отечественные эксперты, так и зарубежные.
20 мая 2010 года в Киеве начальником Главгосслужбы Мотренко Т. В. был презентован «План модернизации государственного управления и государственной службы» и проект Концепции государственной целевой программы реформирования государственного управления и государственной службы на 2011 — 2015 годы. Сейчас проходят презентации для общественности и обсуждение этих наработок во всех областях Украины, в том числе Николаевской.
Какая необходимость в этой реформе?
В последнее время появляется все больше информации о ранжировании стран мира на основе индексов. Рейтинги и индексы становятся своеобразной призмой, сквозь которую мировое сообщество оценивает в том числе и Украину.
И сегодня уровень конкурентоспособности Украины весьма низкий. Украина занимает наиболее низкие места в мировых рейтингах, как например:
u 143 место по индикаторам государственного управления Мирового банка среди 212 стран;
u 82 место по индексу глобальной конкурентоспособности, причем по показателю качества государственных институций — на 120 месте среди 133 стран;
u 146 место по индексу восприятия коррупции «Transparency International» среди 180 стран;
u 62 место по уровню online-услуг (рейтинг стран-членов ООН) из 190 стран.
Нравится нам такая ситуация или нет, но так нас воспринимает мир. А главное, большинство из нас на собственном опыте ощущает это в повседневной жизни.
Не в последнюю очередь на место Украины в рейтинге стран мира влияют проблемы в государственном управлении и государственной службе.
Мы имеем разбалансированную систему исполнительной власти и, как следствие, низкое качество предоставления государственных услуг, широкое поле для коррупционных правонарушений. Система центральных органов исполнительной власти неупорядочена из-за отсутствия принципов ее построения, запутанного механизма подчинения и отчетности. Следствием этого является неустанный рост количества центральных органов исполнительной власти, дублирование функций разными органами, существование встроенного институционного конфликта интересов, который приводит к разрастанию коррупции, перегруженности министерств несвойственными им административно-техническими функциями и их низкой способности к формированию политики в соответствующей сфере.
Вместе с тем в условиях финансово-экономического кризиса возникает острая необходимость значительного сокращения бюджетных расходов на содержание государственных органов. Также имеют место недостаточное качество работы персонала, несовершенная шкала оценивания, отсутствие законодательной защиты государственных служащих от политического влияния. Есть проблемы в сфере профессионального обучения, использовании современных средств управления.
Текучесть кадров на государственной службе — острейшая проблема, и именно она не дает государственной службе стать профессиональной. В прошлом году показатель текучести кадров несколько уменьшился — он составил 10,5%, но в первую очередь это связано с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы в стране — т. е. государственным служащим в случае увольнения просто некуда было бы пойти.
Уровень средней заработной платы в государственном управлении — 2513 грн. Вместе с тем это вдвое меньше, чем в авиационном транспорте, в полтора раза меньше, чем в финансовой и банковской сфере. А если сравнить, например, с промышленностью, строительством или торговлей, где, по оценкам отечественных экономистов, до 60% фонда оплаты труда — в тени, зарплата госслужащих будет на порядок ниже. Кроме того, нужно отметить, что дифференциация зарплат государственных служащих в зависимости от органа власти и занимаемых должностей очень ощутима. Например, в аппарате Национального банка Украины средняя заработная плата составляет
12 тыс. грн. В то же время сотрудники районных государственных администраций получают в среднем 900 — 1000 грн. Больше всего зарабатывают чиновники высших рангов. Их зарплата — на уровне
14 тыс. грн. Для сравнения, средняя заработная плата по ЕС -
3 тыс. евро. Заработная плата работников Европейской комиссии — больше средней, а заработная плата государственных служащих стран — членов ЕС в среднем составляет
70 — 80% от средней и зависит от профессиональной группы должностей. При этом там соотношение зарплат высших руководителей государственного управления и работников низового звена — не больше 7:1.
Повестка дня реформы следующая:
1) модернизация системы центральных органов исполнительной власти;
2) модернизация системы государственной службы (новый Закон «О государственной службе»;
3) профессиональное развитие государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
4) развитие высшего корпуса государственной службы;
5) урегулирование конфликта интересов и предотвращение коррупции;
6) внедрение электронного управления.
Первый блок — модернизация системы центральных органов исполнительной власти — наиболее важный. Именно упорядочение системы центральных органов исполнительной власти откроет резервы для существенного сокращения расходов на государственное управление.
Подготовлено 3 варианта реформы, наиболее оптимальный из которых, на наш взгляд, тот, что предусматривает при сохранении имеющегося сегодня количества министерств (20) сокращение количества центральных органов исполнительной власти и правительственных органов государственного управления на 25%: с 111 до 84. При этом наиболее важным является не механическое сокращение численности органов и государственных служащих, а правильное перераспределение государственных служащих.
Предлагается такая топология центральных органов исполнительной власти:
- министерство осуществляет формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование;
- государственная служба — центральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции контроля и предоставление административных услуг;
- инспекция — контрольные функции;
- агентство — управление имуществом;
- комиссии — разработка нормативов, тарифов.
Такой подход позволит избежать повсеместно распространенного сегодня институционального конфликта интересов, когда одни и те же органы власти сами вырабатывают «правила игры», сами по ним играют и сами же себя судят (контролируют).
Второй блок — модернизация государственной службы.
Первоочередной задачей здесь является принятие новой редакции Закона Украины «О государственной службе», работу над которым Главгосслужба ведет с 2004 года.
Новый закон направлен на деполитизацию и департизацию государственной службы. Он обеспечит одновременно политическую нейтральность государственных служащих и их лояльность к законно сформированным органам государственной власти. Основа такого подхода — разграничение политических и административных должностей, т.е. отделение профессиональной государственной службы от политической деятельности. Новую редакцию Закона Украины «О государственной службе» мы уже в четвертый раз будем пересогласовывать в связи с разными политическими обстоятельствами. А в то же время кроме нас лишь Туркмения и Молдова на постсоветском пространстве не разграничили политические и административные должности.
Третье — модернизация системы профессионального обучения государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления.
На сегодня существует явное смещение в сторону академической подготовки — более затратной и менее эффективной, поскольку обучение по магистерским программам — по сути, академическое образование, и здесь не достигается цель предоставления навыков и умений, крайне необходимых государственным служащим в повседневной работе.
Система профессионального обучения государственных служащих должна носить опережающий характер относительно поставленных задач социально-экономического развития страны. Государственные служащие должны отвечать конкретным образовательно-профессиональным требованиям. Нужно достойное представление практической (прикладной) составляющей в программах обучения. Возрастает необходимость владения иностранными языками.
Четвертое — развитие высшего корпуса государственной службы, Сегодня при отсутствии размежевания политических и административных должностей сменяемость кадров на должностях государственных служащих первой и второй категории является слишком высокой.
Поэтому необходимы оперативные, практически ориентированные тренинги для вновь назначенных на такие должности. Упомянутые тренинги — мировая практика, они обеспечивают скорейшее овладение руководителями порученными им сферами государственного управления.
Уже второй год подряд при Главгосслужбе работает Школа высшего корпуса государственной службы. Содержание ее деятельности состоит в передаче наилучшего мирового опыта государственного управления высшему корпусу государственной службы Украины посредством общения с коллегами-руководителями и известными экспертами во время тренингов, конференций, дискуссий и других эффективных учебно-практических мероприятий. Это направление нуждается в особом внимании и развитии.
Пятое — урегулирование конфликта интересов и предотвращение проявлений коррупции.
Украина не может мириться с позорным 146 местом в Мировом рейтинге коррупции. Бесспорно, главным явлением, которое служит причиной коррупции, является конфликт личных интересов государственного служащего с его служебным долгом.
По официальным данным, ни разу за последние 3 года количество государственных служащих, привлеченных к административной ответственности, не превысило 1% от их общей численности, хотя восприятие коррупции общественностью свидетельствует о совсем другом состоянии дел. В течение последних лет, как показали исследования корпорации «Вызовы тысячелетия», лишь треть граждан Украины считают, что коррупция не может быть оправданной, даже если это нужно для решения важного дела. Другие же две трети откровенно свидетельствуют при анкетировании, что так или иначе пользовались коррупционными связями. Поэтому необходимость в кардинальном обновлении антикоррупционного законодательства очевидна. Верховной Радой Украины в прошлом году был принят пакет законов, направленных на борьбу с коррупцией. Главный из них — Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Конечно, он не безупречный, и мы имеем серьезную дискуссию вокруг части его положений. Но большой «плюс» для нас — сам факт его появления.
Итак, первоочередными шагами на пути предотвращения коррупции мы считаем принятие проекта Закона Украины «О конфликте интересов в деятельности публичных служащих» (реестр. № 4420), подготовку к внедрению нового антикоррупционного законодательства, а также — соответствующее овладение государственными служащими нормами этого законодательства.
Шестой блок связан с внедрением электронного управления:
1) безбумажные технологии ведомственной и межведомственной коммуникации (электронный документооборот);
2) единая информационно-коммуникационная система поддержки управления персоналом на государственной службе, основой которой станет Национальная база электронных личных дел государственных служащих;
3) перевод предоставления государственных услуг в режим «он-лайн» как конечная цель и основной смысл «электронной государственной службы». Справки — через компьютер. Как говорил лидер одной Европейской страны: «В органах власти должны бегать данные, а не граждане».
Сегодня уникальный момент для реформ. Существует политический консенсус между Президентом Украины, Премьер-министром Украины, Верховной Радой Украины. Президент и Премьер-министр имеют общее видение относительно приоритетных инструментов реформ. Есть политическая воля высшего руководства государства к их выполнению.
Это дает основания рассчитывать на качественный прорыв в этом направлении.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |