Из-за школьного конфликта, возникшего между учителем истории Татьяной Кретович и родственниками десятиклассницы, инвалида третьей группы Александры Федоренко, а также создавшегося морально-психологического климата в классе, учебу в 11 -м классе девочке пришлось заканчивать в соседнем селе, расположенном за 15 километров от ее дома. Туда ее ежедневно возил дедушка.
Полгода длятся судебные разбирательства между учителем истории Варюшинской общеобразовательной школы 30-летней Татьяной Кретович и 68-летней бабушкой одной из бывших учении школы Александры Федоренко, девочка — инвалид 3-й группы по сердечному заболеванию. Учитель подала иск в местный суд и обвиняет пенсионерку Марию Ивановну Федоренко в том, что, якобы, в результате устроенного в стенах школы скандала она потеряла здоровье: с ней случился инсульт. Педагог требует, чтобы пенсионерка возместила расходы на ее лечение в размере 4481 гривну 90 копеек и моральный ушерб — 10 тысяч гривен.
С чего все началось
Выпускнице Александре Федоренко трудно дать девятнадцать лет. Немногословная, щупленькая на вид симпатичная девчушка при виде журналистов смутилась. Чувствовалось, надоели ей вопросы от проверяющих районных и областных чиновников относительно того злополучного дня 11 февраля 2009 года.
- В тот день я сдала домашнюю работу на проверку учителю истории Татьяне Николаевне, — рассказывает Александра. -Учитывая, что мне тяжело дается этот предмет, помочь я попросила папу, на что он согласился. И когда учитель сказала, что, якобы, я списала все с книжки, мне стало обидно, я призналась, что работала над заданием с папой и вовсе не списывала с учебника. Но учитель с сарказмом сообщила мне, что на экзаменах, мол, папы не будет, и что моя работа заслуживает единицы. Она также сказала, что я не буду аттестована по этому предмету. Все это происходило в присутствии моих одноклассников, которые надо мной посмеивались. Я дождалась окончания занятий, прибежала домой и, не сдержав слезы, обо всем рассказала маме и бабушке.
- Видели бы вы, какая она прибежала тогда со школы, -включается в разговор бабушка Мария Ивановна, — бледная, встревоженная, вся в слезах. Сбивчиво пояснила, что Татьяна Николаевна обвинила ее в том, что она, якобы, не справилась с домашней работой, и поэтому ее . не аттестуют за 10 класс. Учитывая, что школа находится с нашим домом ря-
дом, я сразу же направилась туда, чтобы разобраться, что же случилось. Со мной вместе пошла и невестка Светлана, мама Александры.
Учителя истории мы сразу не смогли найти, поэтому директор школы Светлана Викторовна пригласила нас в свой кабинет. Туда же она пригласила классного руководителя Лесю Викторовну и учителя истории Татьяну Николаевну. Мы пытались объяснить педагогам, в каком состоянии девочка прибежала из школы, напомнили им о том, что она инвалид, и попросили дать ей возможность закончить школу. Ведь Александра — не простой ребенок, у нее был врожденный порок сердца, в два годика в институте сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова ей была сделана сложная операция по ушиванию дефекта межжелудочковой перегородки, длительное время восстанавливались речевые функции. То, что для обычного ребенка просто усвоить, для нее было трудно. Сами понимаете, это наша боль на всю жизнь. Девочка же проучилась в этой школе почти десять лет, и все преподаватели знали о состоянии здоровья нашей Саши и относились к ней с пониманием.
Заканчивать учебу пришлось в соседнем селе
На следующий день после разговора на повышенных тонах в кабинете у директора Татьяна Кретович, ссылаясь на плохое самочувствие, не появилась в школе. Как свидетельствуют документы, первый больничный лист с диагнозом остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника ей был выдан 16 февраля, то есть через 5 дней после инцидента в кабинете директора. Не вышла она на работу и после. 11 марта 2009 года у больной произошел инсульт с расстройством моторики. После проведенного курса лечения она выходит на работу, чуть позже оформляет инвалидность 3-й группы. Потерю своего здоровья Татьяна Кретович связывает с неприятным разговором
на повышенных тонах с пенсионеркой Марией Ивановной Федоренко 11 февраля 2009 года. В ноябре она подает исковое заявление в местный суд, в котором требует с пенсионерки не только возместить ей стоимость лечения в сумме 4481 грн. 90 коп., но и моральный ущерб в размере 10 тысяч гривен.
- Она сделала меня инвалидом, — с возмущением говорит Татьяна Николаевна о пенсионерке, — и я намерена идти до конца, чего бы это мне ни стоило.
Что касается девочки, то она, посетив еще несколько дней занятия в школе, тоже заболела.
- В школе создался нездоровый морально-психологический климат, что очень негативно отразилось на здоровье Саши, ей пришлось пройти двухмесячный курс лечения по сердечному заболеванию, — говорит мама Светлана Борисовна, -после чего она снова возобновила занятия в школе. Мы видели, какой расстроенной она приходила из школы, старались подбодрить ее, но она плакала и говорила, что одноклассники насмехаются над ней, а учителя не делают им замечаний. Она стала комплексовать. А однажды пришла и показывает: на школьной сумке кто-то написал пастой неприличное слово. Чуть позже к нам домой пришла завуч школы и принесла деньги за испорченную сумку. Александра не смогла себя перебороть и продолжать учебу в этой школе, пришлось по бездорожью ее возить в соседнюю Покровскую школу, расположенную за 15 километров от нашего дома. Там ей очень нравилось. Да и оценки по предметам были намного выше.
- Честно говоря, эта девочка не блещет знаниями, но у нее есть стремление учиться, она старательна, аккуратна, очень скромная, — говорит директор Покровской школы Тамара Петровна Жукова, — у нас никаких претензий к Александре не было.
Тепло о бывшей ученице отзывается и директор Варюшинской школы Светлана Иванченко:
- Девочка не скандальная, но
вела она себя как-то замкнуто. ни с кем из детей не дружила.
Как бы там ни было, а Александра успешно окончила общеобразовательную школу. Правда, на «последнем звонке», как рассказал ее дедушка Александр Аврамович, внучка стояла рядом со своими новыми одноклассниками и плакала.
Профессиональная солидарность?
Следует отметить, что иск, поданный Татьяной Кретович в ноябре 2009 года, судья Веселиновского суда А. Тустановский оставил без рассмотрения: истец без уважительных причин не приходил на судебное заседание. Как позже оказалось, причины были уважительные — заметены дороги, и 19 марта 2009 года Татьяна Кретович снова подает иск с тем же текстом.
Основным «козырем» искового заявления является акт судмедэкспертизы, где на поставленный эксперту вопрос «Определить степень тяжести телесных повреждений» записано, что между событиями февраля 2009 года и нарушением мозгового кровообращения имеется прямая причинно-следственная связь. Что характерно, на момент проведения экспертизы — 3 июля 2009 года, появляется акт, подписанный директором Варюшинской школы о том, что «11.02.09 р. гр. Федоренко МЛ. безпідставно вчинила сварку в приміщенні школи... Внаслідок сварки Кретович Т.М. стало зле, погіршився стан здоров'я...». Заметьте, этот документ датирован 12.09.09 г., когда Татьяна Кретович даже не показывалась медикам (!?). И еще, как могли подписать акт те люди, которые даже не присутствовали тогда при разговоре в кабинете директора школы? К тому же, в акте «хулиганом» фигурировала только бабушка ученицы, о том, что там присутствовала и мама — ни слова. Забыли, что ли?
Тем не менее, этот акт сыграл решающую роль для эксперта -есть причинно-следственная связь с болезнью. А никто и не отрицает, что любая ссора несет за собой какое-то расстройство здоровья. Но ведь нельзя на этом спекулировать, как в данной ситуации.
Судите сами. После разговора на повышенных тонах в кабинете директора и до момента, когда медики зафиксировали у Татьяны Кретович инсульт, прошел целый месяц. За это время районным управлением образования в Варюшинской школе была проведена проверка, в ходе которой было выявлено, что преподаватель истории Татьяна Кретович таки нарушила порядок проведения тестирования по предмету, и директору школы рекомендовано было провести фронтальную проверку. А ту злополучную домашнюю работу Александры Федоренко районная комиссия оценила в шесть баллов, а это, согласитесь, не единица, о которой говорила девочке ее учитель.
Суд да дело
7 июня в Веселиновском районном суде состоялось первое судебное заседание по повторному иску Татьяны Кретович к пенсионерке Федоренко.
- Вы бы слышали, какую грязь она на меня вылила в зале суда, — жалуется Мария Ивановна, — а ведь я тоже сердечница, у меня хроническая стенокардия. Выходит, и мне нужно в суд подавать за оскорбление. Ну, Бог ей судья!
Следующее судебное заседание назначено на 18 июня, на него приглашены свидетели и люди, подписавшие школьный акт. Надеемся, что суд, как последняя инстанция справедливости, все расставит на свои места и даст объективную оценку данному факту.
Удивляет, что выжидающую позицию в данной ситуации заняли районное и областное управление образования. Они, как ни странно, ассоциируют себя со сторонними наблюдателями и терпеливо ждут решения суда.
- Ведь не администрация школы подала иск в суд, а учитель в частном порядке судится с пожилой женщиной, — в телефонном режиме сообщила журналисту представитель областного управления образования Анна Ильяшенко. Мол, пусть сами разбираются...
Ну, а если рассудить по сути, то этот межличностный спор не должен был дойти до суда. Педагоги обязаны были вовремя его погасить, а не усугублять ситуацию. Учитель истории изначально не имела морального права критиковать ученицу -девочку-инвалида, да еще в присутствии одноклассников. Ведь педагог на то и педагог, что он должен быть мудрым и тактичным, уважать личность своего ученика, особенно того, кому учеба дается с трудом. В принципе, если бы Татьяна Кретович не нарушила учительскую этику, то и оскорбления от бабушки она бы не услышала. А возникший спор с пожилой женщиной, согласитесь, — это только отголосок того, что произошло между учителем и ученицей в тот злополучный день. Пострадали обе — и учительши ученица. И последняя, заметьте, не требует с учителя компенсации за потраченные деньги на свое лечение и моральный ущерб. А стоило бы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |