ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Реформы в Грузии. Опыт не для нас?
09.06.2010 / Газета: Партнер-информ / № 21(576) / Тираж: 5100

Разговоры, разговоры... Все время одни разговоры. Пять лет подряд. Продолжаются они и сейчас. О том, что нужно менять учебники по истории, теперь уже называя Бандеру и Шухевича убийцами и предателями, а Сталина — командиром армии-победительницы. О том, что необходимо повернуться лицом к проблемам малого и среднего бизнеса.

О том, что нельзя этот малый бизнес душить с помощью налоговой инспекции, а она душит, потому что нужно бюджет наполнять. О том, что нельзя повышать пенсионный возраст, но, видимо, придется — МВФ требует. О целесообразности введения страховой медицины, разговоры также ведутся давно... Одни разговоры. Вот намедни Президент Янукович выступал, зачитывал программу реформ, основные из которых должны начаться, почему-то то в 2011 году, а то и в 2014-м... А тем временем, несчастных предпринимателей додушат налогами и проверками. А там и к реформам будем готовы. Если не...

Чтобы внести свою лепту в бесконечные разговоры о реформах и их последствиях, позволю себе представить на суд читателей некоторые выводы о тех реформах, которые состоялись в дружественной нам Грузии, президент которой является кумом нашего экс-президента. Прошу, как говориться, сравнить и задуматься.

Итак, Грузия. 2003 год, Революция роз. К власти пришел молодой президент Михаил Саакашвили. Лозунг новой власти звучал примерно так: «Грузия должна стать самой дешевой и самой привлекательной для бизнеса экономикой мира». При этом было принято решение о проведении конституционной и административной реформ, стопроцентной приватизации, сокращении налогов и пошлин, проведении масштабной дерегуляции, и наконец, о проведении образовательной, здравоохранительной, пенсионной и военной реформ.

Скоро уже была принята государственная программа дерегуляции экономики. Она постулировала следующее:

количество министерств должно быть сокращено с 18 до 13;

количество государственных служб — с 52 до 34;

35-процентное сокращение персонала, задействованного в министерствах и 50-процентное — в общественном секторе;

все министерства обязаны составлять среднесрочные планы, которые должны получать одобрение правительства.

Сложная система получения лицензий и разрешений на ту или иную деятельность заменяется принципами «одного окна», «silence is consent» и «one umbrella». Перечень лицензируемой деятельности был сокращен на 85% — до 92 позиций. Для выдающих лицензии структур ввели жесткие временные ограничения на рассмотрение заявки. Если в течение этого периода чиновники не успевают предъявить каких-либо претензий или вообще никак не реагируют, то лицензия считается автоматически выданной.

Положительную роль в развитии частного бизнеса сыграла реформа, постулировавшая сокращение (в 2006 году) и полное упразднение (в 2007-м) уставного капитала. Грузия стала единственной страной постсоветского пространства, где можно зарегистрировать предприятие любого типа за 3 дня, подав документы только лишь в налоговый офис.

Вместо традиционного антимонопольного законодательства грузинское правительство приняло закон «О свободной и конкурентной торговле», который позволяет предотвратить передачу государством монопольного права частной или государственной компании.

Летом 2006 года был принят новый Трудовой кодекс, который свел к минимуму государственное регулирование рынка труда. Кодекс позволил работникам и нанимателям составлять контракты по своему собственному усмотрению и согласию. Частные компании с тех пор не обязаны выплачивать пособие по материнству. Теперь грузинскому работодателю, чтобы уволить работника, достаточно уведомить его об этом за 4 недели и предоставить выходное пособие в размере месячной зарплаты. Сверхурочную работу можно не оплачивать по повышенному тарифу, а для увольнения больше не требуется санкции профсоюза.

Реформы также затронули область внешней политики и внешнеэкономических связей, причем они были проведены односторонне. В первую очередь были отменены визы для граждан практических всех стран (по понятным причинам исключения составили такие страны, как Ирак, Иран и т.д.). Грузинские власти позволили всем желающим иметь двойное гражданство, понимая, что это также положительно скажется на экономической активности граждан. Важным шагом стала отмена всех ограничений на приток капитала в Грузию.

Важнейшую роль в либерализации экономики сыграла налоговая реформа: из 22 налогов, взимавшихся в Грузии до прихода к власти Саакашвили, сейчас осталось всего 6, а к 2012 г. будут отменены еще 2. Для оставшихся четырех введена плоская шкала: 20% на доходы физических лиц, 15% налог на прибыль, 1% налог на имущество и 18% НДС. Переход от средневекового налога с оборота на НДС тоже случился при Саакашвили. Ради максимального упрощения системы налогообложения в Грузии сначала снизили, а потом вообще отменили даже социальный налог. Потери компенсировали повышением подоходного налога с 12% до 20%. Оригинальной реформы удостоился налог на азартные игры. Теперь любой желающий может организовать азартный бизнес в Тбилиси в независимости от размеров и целей при условии оплаты взноса в 5 000 000 долларов в год. Это сумма значительно ниже в Батуми — 250 000 долларов в год. В Цхалтубе, например, подобные взносы и вовсе отсутствуют.

Таможенные пошлины также не были обойдены реформами. Начиная с 1 сентября 2006 года они постепенно сокращались. Количество документов, требуемых для экспортных операций, сократилось с 9 до 4. В импорте из 32 осталось всего 3 тарифные ставки: 0%, 5% и 12%. Для большей части товаров, в том числе машин и оборудования, действует 0% ставка, а 12% применяет только к некоторым видам сельскохозяйственной продукции и стройматериалов. Между таможенниками устроили «соцсоревнование» с бонусами для тех сотрудников, которые быстрее оформляют ввозные документы.

Была запланирована и начата стопроцентная приватизация и введена массовая практика долгосрочных арендных контрактов с правом их перепродажи на такие виды собственности как:

сельскохозяйственные, городские и промышленные земли;

рыбные, лесные и водные ресурсы;

морской флот;

железные дороги вместе с прилегающими станциями;

морские порты и аэропорты;

угольный шахты;

заводы тяжелой промышленности;

недвижимое имущество, включая больницы, некоторые образовательные учреждения и прочее.

Реорганизация всей здравоохранительной системы заключается в передаче больниц в частную собственность и введении страховой системы медицинского обслуживания. Страхование осуществляется в частных фирмах. Государство не является страховщиком.

Но, самой интересной и эффективной, с точки зрения простых грузин, получилась уже состоявшаяся реформа МВД.

Вы можете себе представить, уважаемые читатели, чтобы жители государства выражали уровень доверия к своим правоохранителям на уровне... 80%? (опять же, предлагаю сравнить с Украиной, — авт.). Так вот, в Грузии именно так и есть. И это информация не является пропагандистской, это просто правда.

Сегодня в Грузии нет милиции. Там есть полиция.

Реформирование грузинского МВД началось еще летом 2004 года, когда в течение недели расформировали ГАИ и уволили всех сотрудников (14 тыс. человек), а в созданную патрульно-постовую службу набрали новых людей. Зарплаты сотрудников были повышены. Сегодня они в 15-20 раз выше, чем в 2003-м. При этом были внесены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие лишение свободы за малейшую взятку минимум на 5 лет. У патрульной полиции две функции — наблюдение за дорожным движением и борьба с нарушителями. Получив звонок на пульт, патруль выезжает на место. Если это драка, патрульные задерживают участников; если это убийство, они звонят в криминальную полицию и ждут ее; если это взрывное устройство, вызывают спецназ.

В патруле обычно находятся двое полицейских, но они постоянно меняются, так что устоявшихся пар не существует. Если один полицейский нарушает закон, то второй обязан доложить об этом наверх. Если не доложит — может оказаться, что нарушение закона напарником было лишь инсценировкой генинспекции (что-то вроде отдела внутренних расследований, — авт.). Постоянная угроза скрытой проверки воздействует на сотрудников полиции лучше, чем премирование и рост в должности. Никто не хочет стать антигероем в телеролике и сесть в тюрьму.

80-процентный рейтинг доверия к грузинской полиции начался с полицейской академии в Тбилиси. В 2004-м, когда реформа МВД была официально объявлена, ректором полицейской академии стала Анна Чихиташвили — сотрудница американской исследовательской организации Rand Corporation, работающей с Пентагоном. Спецкурс в полицейской академии — обязательное условие для трудоустройства в полиции. Чтобы стать детективом или криминалистом, в академию нужно поступать уже с высшим юридическим образованием. Для службы в патрульной полиции диплом вуза не обязателен. Кандидатов отбирают по результатам тестирования. После отбора они проходят трехмесячный курс обучения. Потом экзамен и служба в патруле.

Не менее существенными, чем реформа ППС, оказались и перемены в жизни рядовых граждан. Теперь во всех крупных городах Грузии на дорогах стоят камеры наружного наблюдения, но патруль не штрафует водителей за нарушения, а только останавливает и выписывает квитанцию. Если патруля не оказалось поблизости, квитанция на штраф приходит водителю домой. Если водитель недоволен, он может зайти на сайт полиции и найти там видеозапись своего правонарушения. Если он не выплатит штраф в течение месяца, то сумма штрафа увеличивается вдвое.

Именно реформа ГАИ оказалась для Грузии ключевой. Она помогла изменить общественное мнение, которое теперь в целом на стороне полиции. В Грузии исчезли взятки на дорогах. Купить водительские права — невозможно. Мы можем себе такое представить? Исчезла коррупция в полиции и судах. И это признали различные эксперты со всего мира.

Кстати, модели реформ грузинские власти позаимствовали и у Швеции с Новой Зеландией, и у Гонконга с Сингапуром. И ничего страшного, получилось же...

А мы вечно ищем свой, «особенный» путь развития, и топчемся на месте, подменяя реальные реформы разговорами и увещеваниями потенциального электората, щедро сдобренными политической перхотью.

Автор: Игорь Пох


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту