Николаевский апелляционный суд приговорил 60-летнего мужчину, убившего свою пассию за то, что та сообщила жене об их романе, к 11 годам лишения свободы
Крошечная степная деревушка встречает меня лаем собак. Сонное царство, нигде никого.
- Так все сейчас в огородах, — объясняет старуш ка, минуту назад мирно дремавшая в тени ореха. Узнав, что я журналист и по какому делу приехала, старушка иронично восклицает: — И вы будете о таком писать? Не смешите меня!
Между тем история, произошедшая здесь, к веселью совсем не располагает: местный сельчанин, отпраздновав 60-летний юбилей, на следующий день оказался за решеткой. Из-за любви.
Роковое знакомство
- Что вам сказать про Виктора Макаровича? — поднимает брови моя собеседница. — Мужик как мужик, работящий, спокойный. У нас сильный пол делится на две категории: хозяева и алкаши. Макарыч не без того, выпьет. Но рукастый — все сделать умел, дом у них со Светой крепкий. Никто бы и не подумал, что дурь такая в седой голове у соседа завелась. Нестарый еще, вот и захотел любви. Жил с женой. Однако в селе как обычно? Бабе дома не муж нужен, а работник.
Пенсионерка показывает мне пятачок возле сельской почты, ставший местной биржей труда. Мужики собираются там с утра, а чуть позже приходят старушки и выбирают себе работников. Кого пригласят помочь по хозяйству — забор починить, огород вскопать. Кого в райцентр на рынок отправят, чтобы цыплят купил. Особенно бойко «биржа» функционирует в дни выплаты пенсий. Ходил на пятачок и Макарыч. Но труд ценится здесь очень дешево и часто измеряется стаканом. Поэтому полтора года назад Макарыч уехал в Николаев искать более серьезную работу, позволявшую обеспечить семье минимальный достаток.
- Там и познакомился Виктор с Зиной, — рассказывает «ФАКТАМ» Владислав Щербина, старший следователь следственного управления Николаевской областной милиции. — Она на пять лет моложе Бондаря. Макарыч и не подозревал, какую роковую роль сыграет Зина в его судьбе. Женщина была замужем, но в ее семье давно уже царил разлад.
Зина не на шутку увлеклась Виктором. Встречалась с ним каждый день, они даже работать решили вместе. Но Макарыч не особенно волновался. Думал, что близкие отношения прекратятся в тот же день, когда он купит обратный билет.
- Виктор в село вернулся как ни в чем не бывало, разве что в галстуке и при шляпе, мы его даже не признали сразу, — смеется 70-летняя соседка Бондаря Галина Петровна. — Как-то улыбаться чаще стал, будто артист. Живут себе с женой Светланой дальше, тихо и мирно. Но тут нежданно-негаданно любовница в гости приехала! Да не просто приехала, а сняла угол и поселилась в нашем селе. Чтобы, значит, рядом быть.
- Не знаете, Галя, деталей, так молчите, — перебивает сельчанку другая соседка, Клава. — Потому что поселилась она здесь не сразу, поначалу просто в гости ездила. Наверное, не сомневалась: жена — не стена, подвинется. Да разве шило в мешке утаишь? Крутят свой роман под носом у законной жены. Конечно, их связь в каждой хате обсуждали. Правда, такой развязки никто не ждал...
Говорят, Макарыч был крайне недоволен таким экспромтом своей пассии. Приехать без приглашения? Тут так не принято. Село смеялось, возмущалось, недоумевало.
- Молодежь у нас разъехалась, — втолковывает мне тетя Клава, — мужики остались все пожилые. Времена трудные, за день так накрутишься по хозяйству, что не до романтики. Про любовь только кино по телевизору смотрим. А тут угораздило добропорядочного хозяина вляпаться на старости лет в такую историю! Амурные дела Виктора обсуждали все, кому не лень. А парочка чего только не придумывала, чтобы вместе побыть: Витька нанял свою зазнобу... помощницей по хозяйству, ввел в дом, чтобы помогала жене в хлевах и огороде. Бедная Света ни о чем не догадывалась...
Если бы не тут, не на этих улицах все происходило, ни за что бы не поверила, что такое вообще может быть...
Плата за интрижку
Устав быть посмешищем, мужчина попытался прекратить отношения на стороне, но Зина заявила, что не откажется от него никогда! «Мы уже немолодые, жизнь одна, и можно позволить себе немножко счастья, если не бояться! — горячо убеждала она Макарыча. — Не трусь! Твой предыдущий брак себя исчерпал». Он же, наоборот, мечтал только об одном — чтобы она уехала. Такие разногласия привели к еще большей проблеме: Зинаида решила бороться за свое чувство до конца — поговорила со Светланой и выложила той все начистоту. Каждый, кто хоть раз оказывался в подобной ситуации, знает, как больно ранит известие об измене близкого человека. А тут муж-прелюбодей мало того, что изменяет, так еще выставил семью на всеобщее посмешище! Что происходило в женской голове, нам доподлинно неизвестно. Но вскоре после разговора с любовницей мужа Света нашла веревку — и повесилась.
Макарыч очень тяжело переживал смерть жены: вот так плата за интрижку! Боль утраты затмила все. Он был подавлен, опустошен, заливал горе водкой, ходил опухший от пьянки. Из-за спиртного, наверное, даже не сразу заметил, что Зиночка перебралась жить в его со Светой дом. Зато новая хозяйка не сомневалась: все чувства, вся жизнь Виктора принадлежат теперь ей одной. Судьба сделала резкий поворот, и самое время было начать все сначала. Пьет? Не беда, она и сама подсаживалась теперь за стол, протягивая свой стакан. Как умела, ухаживала за любимым: нужно время, раны в душе Виктора обязательно заживут. Но ее мягкость и терпение не спасли их с Макарычем отношения, разлад с каждым днем усугублялся. Хозяин предлагал любовнице вернуться в дом законного супруга: «Твое гостевание здесь затянулось!» Но женщина пропускала эти слова мимо ушей. «Не губи меня, не выгоняй!» — просила.
- Тем не менее Зина задержалась в селе еще на целый год, — говорит Владислав Щербина. — Жила пара плохо, скандалила, пила.
- Раньше у Макарыча хоть хата побеленная стояла, цветы в палисаднике глаз радовали, а с появлением новой хозяйки все пришло в упадок, — рассказывают односельчане. — Двор сорняками позарастал, всех кур вывели, скотину под нож пустили, сено Зина продала — зачем городской в навозе пачкаться? В хате тоже порядка не было. Только и слышалось теперь из-за забора: «Не ори на меня!» Не хотел Виктор Зинку, не любил. На Свету, бывало, и руку поднимал, но только сейчас понял, кем она для него была. Только потеряв, начинаешь ценить, что имел.
...Накануне 60-летия Макарыча боль будто немного отпустила, мужчина решил встряхнуться, громко отпраздновать юбилей. Пригласил гостей, наготовили с Зиной закусок, хлопотали в кухне вдвоем до двух часов ночи. Ссора вспыхнула из-за пустяка, и пошло-поехало — упреки, обвинения. Соседи слышали, как Виктор в который раз укорял подругу: поломала жизнь, зарвалась, убила Свету... Зина тоже не молчала. Вскоре скандал приобрел опасное направление: Зина позволила себе оскорбительно высказаться в адрес покойной. Сожитель вскочил как ужаленный, бросился к обидчице: «Ты вообще уже не соображаешь, что говоришь?!» Потом, как позже узнали следователи, Зина схватила металлическую кочергу ударила ею Виктора по голове. Тот пришел в ярость, повалил обидчицу, стал душить. Позже, в судебном заседании, обвиняемый оправдывался: набросился на скандалистку в состоянии аффекта — от обиды и гнева не понимал, что делает. Однако проведенная по делу психолого-психиатрическая экспертиза опровергла этот довод.
- Сообразив, что убил Зинаиду, Виктор до утра приходил в себя, — рассказывает Владислав Щербина. — А на рассвете сделал себе подарок ко дню рождения: решил отсрочить явку с повинной. Гости-то ведь все равно приглашены, стол почти накрыт. Почему не отпраздновать? 60 лет раз в жизни бывает. Тем более в жизни, окончательно пошедшей под откос. Урвать напоследок хоть что-то, хоть последнюю кроху радости, забыться... Юбиляр спрятал тело сожительницы в гардероб, переоделся и, налив в стакан самогона, стал ждать родню и друзей. Гости приходили с подарками, интересовались, где хозяйка. «В город поехала», — спокойно отвечал именинник. Удивительно, но никто не заметил в нем никакой перемены. Разве что его рассеченный лоб вызывал вопросы, но Виктор отшучивался. Компания веселилась, один за другим звучали тосты, и всем казалось, что Макарыч, несмотря ни на что, доволен судьбой.
Одному только соседу, Федоровичу, на вопрос о свежих ссадинах на лбу Макарыч ответил более-менее откровенно: «Зинка кочергой побила. Так я выгнал ее — собрала вещи и уехала в Николаев, больше тут ноги ее не будет». «Давно бы так!» — поддержал односельчанина Федорович.
Страшная новость
- На день рождения отчим, Виктор Бондарь, пригласил и внука, моего сына, — рассказывает Марина, дочка покойной Светланы. — Сын был у деда два дня. Когда все разошлись, именинник вдруг и говорит: «Юра, я Зинку убил, она в шкафу лежит. Вызови милицию». 17-летний мальчишка подумал, что дед шутит, а когда открыл шкаф и под длинными полами пальто увидел знакомое лицо... Перепуганный, примчался ко мне с этой страшной новостью. Я бегом туда.
Марина об отчиме говорит без зла: «Все-таки он меня вырастил. С мамой они прожили 25 лет. Всякое было — и плохое, и хорошее. Что теперь судить?»
- Я приехал задерживать Бондаря, — вспоминает Вадим Дубяга, сотрудник Новоодесского райотдела милиции. — Подозреваемый, очевидно, заранее спланировал покончить с собой — схватил нож и пырнул в живот. Люди еле отняли клинок, а залитого кровью хозяина закрыли в спальне, чтобы ничего себе не сделал. Несмотря на это, он все равно где-то раздобыл яд, которым в огороде травят жуков, и выпил. Пришлось срочно вызывать сельского фельдшера. Одним словом, намучились мы с ним.
Собранные следственными органами доказательства (а против Бондаря выдвинуто обвинение по статье «Умышленное убийство») были признаны судом достаточными для вынесения приговора: 11 лет лишения свободы. Осужденный, правда, подал апелляцию, так как считает приговор чрезмерным, хотя вину свою полностью признает. Подчеркивал в своем последнем слове, что целый год после смерти жены жил в подавленном состоянии, вот накопленный негатив и выплеснулся помимо его воли.
В родном селе Макарыча винят только в одном — что укоротил век законной жене. Не хотел, мол, Виктор разводиться, семью рушить. Но городская прилипла намертво. Что бедному было делать? С любовницей расправился из-за Светы: мало того, что Зинка отправила ее в петлю, так еще над памятью покойной издевалась. Вот и не стерпел...
- Подследственный очень переживал, что не успел до ЧП оформить выход на пенсию, — рассказывает следователь Щербина. — По украинским законам из мест лишения свободы этого сделать нельзя. Насколько я знаю, падчерица пыталась ему помочь, собирала документы. Бондарь даже одно время отказывался знакомиться с обвинительным заключением: дескать, не хотите помочь мне с оформлением пенсии, вообще объявлю голодовку. Иметь на зоне какую-никакую копейку, чтобы купить себе что-то, — большое, конечно, дело. На поддержку отсюда, с воли, он вряд ли может рассчитывать. Хотя меня лично тронуло отношение к нему родни — с Макарычем общались, откликались на просьбы, шли навстречу. Одним словом, оставались людьми. То же самое следует сказать и о муже Зинаиды, который согласился забрать тело законной супруги и похоронить по-христиански.
* * *
P. S. Все имена и фамилии участников этой истории изменены по этическим соображениям.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |