ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Два вернисажа
22.06.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 71(2933) / Тираж: 7500

Каждый раз, посещая вернисаж, открываешь для себя неповторимый внутренний мир художника, его манеру писать, излюбленные приемы и стиль. Весной в галерее искусств Черноморского государственного университета им. Петра Могилы была открыта выставка члена Национального союза художников Украины Юлии Гурьевой. И вот — начало лета, а работы Юлии вновь экспонируются, на этот раз — в частной галерее на Фалеевской. Не по вине автора статья о весенней выставке молодой художницы не вышла в свет в связи с задержкой выпуска одного журнала. Теперь, чтобы как-то исправить ситуацию, постараюсь их объединить.

Немного о Юлии Гурьевой. Родилась в России, в Омске, откуда ее творческая семья переехала в наш город. В 1987 году окончила Одесское художественное училище имени Грекова, а в 2004 году — Николаевский филиал Киевского национального университета культуры и искусств. Ее дипломная работа «Українські зелені свята» и сейчас украшает стены университета, философски отражая цикличность бытия: Троица, Ивана Купала, Яблочный Спас, как это и происходит в природе — от цветка до плода... Она автор 10-ти персональных, участник 5-ти международных, многих областных и республиканских выставок.

Тогда, весной, открытие выставки молодой художницы стало настоящим событием и для преподавателей, и для студентов этого вуза, и для многочисленных поклонников таланта Юлии и ее семьи. На улице еще царил мороз, а в зале цвели дивные цветы, теплом веяло от работ в итальянском стиле.

- Регулярно в нашей галерее, — сказал тогда первый проректор вуза, профессор А.Н. Трунов, — проходят вернисажи. Существует галерея более 10 лет. Лучшие николаевские мастера кисти выставлялись здесь. Выставка молодой художницы — настоящий праздник красоты, света и цвета, образности и своеобразной театральности. Ее полотна намекают нам: вся жизнь — театр, и люди в нем актеры, как сказал когда-то великий Шекспир.

Ничего удивительного, что виновница торжества заметно волновалась. Вернисаж — это еще одна возможность посмотреть со стороны на свои работы, услышать мнение других людей, то ли ты сделал.

Не менее сложно было выступать и маме — Татьяне Купцовой, ведь оценивать надо было не просто дочь, но и ее профессиональные качества. Работы она, кстати, все вместе видела впервые. Замечательный зал галереи очень своеобразно, стилистически и тематически правильно делил работы по секторам.

Глядя на картины дочери, признается Татьяна Михайловна, вижу, как выросла Юля как мастер. Она словно ведет разговор через свои персонажи. В России в средние века это были скоморохи, здесь присутствуют итальянские ярмарочные герои. Если возникнет вопрос, зачем нам это — на самом деле они помогают постичь всю глубину чувств. Современное телевидение так пресытило зрителей голыми телами, бесконечными драками и убийствами, а здесь речь идет о простых человеческих чувствах — любви и нежности, предательстве и всепрощении.

Заведующая галереей Любовь Омельченко продолжила эту тему:

- Яркий самобытный художник Юлия Гурьева учит любить, откровенно и целомудренно выражать свои чувства. Здесь нет показной оголенности, все очень деликатно. Настоящие, сильные и красивые работы.

- Жизнь состоит из мгновений, — поделилась своими впечатлениями доцент, кандидат наук Татьяна Каирова. Как руководитель французского общества «Альянс Франсез», она со студентами готовила на конкурс спектакль на французском языке «В театре, как в театре». Так вот декорации оформляли Т. Купцова и Ю. Гурьева. И в успехе спектакля — их немалая доля. Есть фильм, и каждый раз, демонстрируя его новым студентам, мы переживаем незабываемые прекрасные мгновения. Оформление созвучно замыслу автора и исполнителей. Это немаловажно.

...Все-таки — как становятся художниками, причем хорошими, настоящими? Этот вопрос возник у меня сразу после вернисажа. Казалось бы, в нашем случае все предельно просто: родители — известные мастера Татьяна и Валерий Купцовы. К слову, по итогам прошлого года Татьяна Купцова признана «Горожанином года» в номинации «Искусство». Поэтому — кем еще могли стать их дети? — призналась как-то в беседе Татьяна Михайловна. А ведь наш Николаев уже славится своими художественными семейными династиями. С самых малых лет сыновьям и дочерям в руки давали карандаши и краски — рисуйте. И делали это не только для того, чтобы малыши не мешали работать, писать картины. Просто потому, что даже досуг, все свободное время у людей искусства так или иначе связаны с живописью.

Несмотря на свой мягкий характер, внешнюю женственность, Юля взяла от родителей все лучшее — она зрелый боец, настоящий мастер. А как вы считаете? Имея на руках месячную младшую доченьку Аришку, она умудрилась за 10 месяцев создать целую серию новых работ, покоривших сердца зрителей своей, только ей присущей, манерой, этими фантастическими образами, от которых веет некой театральностью, новизной.

И вот прошло еще три месяца — а у Юлии работ заметно прибавилось, о чем свидетельствует выставка в галерее на Фалеевской. Покой, умиротворение, изысканная недосказанность и гармония исходят от картин Юлии Гурьевой. Это потому, что, в сущности, она сама именно такая. Ее лицо всегда напоминало образ рафаэлевской Мадонны. Мягкое сиянье прекрасных, добрых, все понимающих глаз. Смущенная улыбка. Несуетность, неспешность, немногословность. Наверняка окружающим очень уютно с ней.

Под кистью художницы, бесспорно, рождается тайна. Ее работы по тональности и цвету составляют как бы единое целое. А Коломбины, Пьеретты и Арлекины словно погружают нас в мир изумительных итальянских сказок. Даже позы их дышат любовью и негой. Никакой напыщенности, искусственности — везде царит любовь и нежность. Полотна Ю.Гурьевой поражают утонченной пластикой тел, специально продуманной недорисованностью лиц, в которых мы читаем страдание, тоску, отчаяние — и примирение. Юлия давно уже избрала в своем творчестве некий театр масок. Это не просто образы итальянской комедии. Скорей всего — это ее стиль, индивидуальность, неповторимая манера. Обладая в действительности утонченным вкусом, изумительно владея различными техниками живописи, батика, и гобелена (ткачество), она создает удивительные, какие-то звенящие города, которые так и просятся на сказочные витражи, а возможно — и как декорации в театре; поражают целые циклы монотипии.

Ее старшая дочь, одиннадцатилетняя Кира — это сгусток энергии, непосредственности и любопытства. Девочка занималась в мастер-классе замечательного художника и педагога Инны Мяло. Сейчас у нее новое увлечение — авиамоделирование. Чувствуется, что воспитывается в полной свободе и огромной любви близких, спонтанно. Несмотря на то, что младшая сестричка сделала лишь первые шаги на земле, у Киры к ней требования явно завышены: относится, как к своей сверстнице. Она от души желает маме новых картин, новых почитателей и покупателей. Как говорится, устами младенца глаголет истина.

Следует отметить, что в соавторстве с Владиславом Гурьевым Юлия делала витражи для Николаевского академического театра драмы и музкомедии, оформляла пассажирский паром «Каледония» Одесской судоходной компании. Создала серию живописных работ для ресторана «Ля Виста» при отеле «Ле Рояль» в Иордании. А сколько работ Юлии отправились за рубеж — в частные коллекции, сколько их в коллекции Николаевского художественного музея им. Верещагина. Хотя она не очень охотно расстается с ними. Но жизнь есть жизнь. Подрастают девчонки, надо думать об их судьбе и благополучии. Ведь она, как мне кажется, по призванию своему — Мать, Мадонна...

Запомнились, врезались в душу слова известного нашего земляка Алексея Панны, сказанные Татьяне Купцовой после просмотра выставки в «Могилянке»:

- Я потрясен. Это, поверь, высокий европейский уровень. Танечка, ты можешь гордиться своей дочерью, — и со слезами на глазах покинул зал.

Скажу откровенно, еще долго после посещений выставок находишься под впечатлением от полотен Юлии Гурьевой. Ирисы, посвященные Ван Гогу, темно-бордовые ирисы в картине «Полдень» выполнены в какой-то особой манере, они смотрятся как вышитые гладью, прекрасные серо-зеленые «Гортензии» — именно так они начинают цветение, другие пейзажи и натюрморты, восхитительные «Восточные танцы», «Похищение Европы», «С голубями» и, конечно же, «Настойчивый Арлекин», «Арлекин и Коломбина», «Арлекин и Пьеретта», «Дама и Арлекин»... Столько в них чувственности, нежности. А написаны последние буквально в считанные месяцы. Собранные в галерее на Фалеевской на одной стене, они и смотрятся как-то по-другому.

Много было сказано лестных слов о возросшем мастерстве молодой художницы председателем областной организации Союза художников Олегом Приходько, директором областного художественного музея им. Верещагина Сергеем Росляковым. И это вполне заслуженно. Радушно предоставляла слово всем желающим хозяйка галереи Алла Началова. Чувствовалось, что сама Юлия как-то стесняется похвалы. Она — человек очень скромный, великая труженица, художник-профессионал, заботливая мать, хорошая дочь, преданный друг. Да, перед нами — мастер, обладающий отменным изысканным вкусом, нашедший свою манеру, свои приемы, свой стиль, когда ее Величество Гармония царит во всем — в этих сказочных сюжетах, в этих мягких полутонах, в той недосказанности и вечной загадке любви.

Автор: Татьяна Даниленко, журналист.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту