На Кинбурнской косе, территории Национального парка, состоялся мини-фестиваль «Искусства земли» (лендарт). Шестеро молодых художников из Львова во главе с признанным мастером Мирославом Вайдой создавали на протяжении десяти дней свои инсталляции, на которые их вдохновила природа Кинбурна.
О собенность этого направления в искусстве — приближение к природе, интеграция в пейзаж, использование натуральных материалов для создания художественного объекта. Возникло оно в 70-х годах как вызов наскучившему выставочному официозу. Художников прельщала свобода в творческом самовыражении, возможность отойти от стереотипов. Творцы прекрасного шли в поля, степи, леса, возвращаясь к истокам. Лендарт считают «чистым» искусством.
Удивительная природная мозаика Кинбурнской косы вдохновила художников на неоднозначные, философские работы. «Я много путешествую по миру и по Украине, — рассказывает Мирослав, — но на косе впервые. Нигде подобного не видел. Такого пространства и чистоты, такого разноцветья мира растений и птиц. Здесь ко всему надо присматриваться, прислушиваться. Невольно вживаешься в эту среду и ощущаешь себя ее частью».
Для студентки Львовской национальной Академии искусств Василины «погружение» в Кинбурн воплотилось в работе с условным названием «Когда деревья были большими». Девушка на протяжении недели создавала фантастические деревья из колосков. Днем и ночью она плела и закрепляла колоски на ветвях, из которых получились три дерева. Под деревьями соорудила маленькую скамейку, чтобы каждый желающий мог присесть на нее, вспомнить детство, когда все в этом мире казалось большим, и подумать, насколько мы беспомощны перед величием природы. Композиция так органично вписалась в естественный ландшафт, что те, кто ее видел, не сразу понимали, что это рук человеческих творение.
Другой автор Юрий Билай представил композицию под названием «Зарождение». Развесил старые поленья как ширму-изгородь вокруг живого дерева. Автор считает, что это визуальное воплощение реквиема — есть живое дерево и есть мертвое, которое рядом с живым воскресает. Когда поднимается ветер, поленья цокают и будто что-то нам шепчут. Здесь можно услышать любые звуки — и плач, и грусть, и боль.
Художницу Эвелину вдохновил... обычный столб. Работу назвала «Метаболизм», т. е. процесс энергетического обмена. От столба протянула тонкую колею и обозначила «место выхода энергии». Для девушки этот столб — определенный организм, символ, такой, например, как скифская баба. Он — генератор энергии, которая передается нам. И еще одна очень интересная работа девушки — «След от авто». Она аккуратно выбрала землю, имитируя след от протектора гигантского автомобиля. Там, где он проехал, уничтожено все живое. А Павел Ковач продемонстрировал свое видение дороги в бесконечность, построив ступеньки к небу.
Произведения заезжих художников вызвали неоднозначную реакцию у местных жителей. Одни внимательно рассматривали работы, другие крутили пальцем у виска и называли молодых чудаками, упрекая в безделье. А неизвестный на джипе вечером раздавил две композиции художников. Просто так, под руку попались. Впрочем, то, что такая выставка состоялась, — безусловный прогресс. И свидетельство нашего отношения к природе и искусству.
По словам одного из организаторов акции, руководителя информационного центра «Зеленое досье» Тамары Мальковой, подобный пленэр — первый, который проводится в Национальном парке. В замыслах организаторов — фестивали лендарта в других Национальных парках Украины. Тамара уверена, что такие «тихие» фестивали, в отличие от громких этно-рок-акций, не вредят природе и привлекают внимание посетителей к красоте парков и к их проблемам.
Кстати, работы, на которые наехал джип, местные жители подобрали и установили у себя во дворах.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |