ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Теория разбитых окон или снова о Грузии
23.06.2010 / Газета: Партнер-информ / № 23(578) / Тираж: 5100

В 1982 году в американском журнале «The Atlantic» была опубликована статья под названием «Разбитые окна», и начиналась она примерно так:

представьте здание с несколькими разбитыми окнами. Если окна не починить в кратчайшее время, то наличие разбитых окон подтолкнет вандалов (в нашем случае шалопаев-гопников, или просто скучающую молодежь, — авт.) разбить еще несколько. В конечном счете, они могут начать ломать здание изнутри, а если оно пустует, то в нем наверняка кто-то поселится или устроит поджог. То же самое мы можем наблюдать с мусором на улице. Если его сразу не убрать, люди начнут выбрасывать мусор на землю там, где они находятся, себе под ноги. И мусора будет все больше. И разорвать этот замкнутый круг будет все сложнее.

Другими словами, явные признаки отсутствия контроля над территорией и предполагаемая безнаказанность нарушения принятых норм поведения провоцируют людей нарушать правила. Возникающая цепная реакция приводит к тому, что с каждым днем ситуация ухудшается все сильнее. И если не погасить беспорядок в зародыше, убрав пустую бутылку с тротуара, починив стекло или закрасив отдельное граффити на стене, то можно пожать бурю в виде разрисованных стен, жвачки на кнопках лифта, разбитых окон и обворованных квартир. Не говоря уже о сотнях окурков, валяющихся под ногами только потому, что их просто некуда выбросить.

Кто бывал хоть раз в любой из европейских стран, наверняка помнит состояние, при котором наш человек испытывает буквально шок от того, что он не может бросить окурок или обертку-чек-жвачку себе под ноги. Слишком чисто и урны кругом. Да и оштрафовать могут на неприличную сумму. Это воспитывалось годами. Нет, наверное, все-таки, очень многими годами, десятилетиями. И, хотя мы стараемся иногда уподобляться цивилизованному обществу, зачастую это не очень хорошо получается. По разным причинам. Зато любим ныть и причитать по любому поводу.

Но, я не об этом. Я хочу продолжить экскурс к нашим соседям — в Грузию. Тем более, что на днях наш вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко собрался посетить эту страну, чтобы перенять опыт успешных реформ. А так как Сергей Леонидович хочет запомниться украинскому народу реальным реформатором, то всем нам будет полезно иметь какую-никакую информацию, которой многими любимая Россия, например, со своими гражданами делиться не спешит. Тамошние телеканалы с большим удовольствием могут показывать запись с жующим свой галстук президентом Саакашвили или что-нибудь в этом роде. Но, никогда не скажут о том, что в Грузии, в отличие от России и Украины многие проблемы удалось решить, в том числе серьезно потрепать коррупцию, построить дороги и... Впрочем, судить вам, читатели.

В Грузии объемы дорожного строительства поражают. У нас в Украине, например, на любой трассе подушка — до полутора метров, потом она засыпается щебенкой, а потом кладется асфальт (если половину не украдут на дачи и участки, — авт.). Это европейская технология. У грузин еще более высокая технология. Они полутораметровую подушку покрывают 25-сантиметровой бетонной отливкой, а потом кладут асфальт. Эти дороги могут использоваться в аварийных случаях для посадки самолетов. И это десятки километров. Каждые 40-50 километров новый участок дороги строится. Одновременно строится вся 400-километровая трасса Тбилиси-Батуми. Не только дороги внутри городов, но и трассы освещены, стоят десятки километров столбов, которые светятся всю ночь.

Немного о курортном Батуми... Батуми бурно развивается по всем стандартам современных курортных столиц. Там нет ни одного забора вдоль моря. Вход на пляжи свободный, и никто из местных или столичных нуворишей в пляжной зоне дома не строит. Вдоль моря идет широкая дорога, очень хорошо выстроенная. С одной стороны — дома и домовладения, а со стороны моря — зеленая 70-метровая зона. Бесконечные пальмы, тысячи, десятки тысяч пальм, все подсвеченные огнями. Потом идет широкая набережная метров 60, уложенная плиткой. На ней бесконечные ряды скамеек, причем, изумительных дизайнерских проектов. Испанские скамейки, итальянские светильники, швейцарские клумбы, испанская плитка. Лучшие мировые образцы. Затем идут велосипедные дорожки, уложенные специальным бетоном, который не скользит. У самого моря — специальный гидробетон шириной метров 15, который не боится морской воды. Потом идут щебеночные и галечные пляжи. Платные там только услуги (зонтики, шезлонги и пр.). Море — бесплатно.

Вдоль всей набережной каждый километр-полтора — гигантский свето-музыкальный фонтан, со специальной программой, когда окрашенные струи разной высоты, силы и направленности танцуют под музыку.

В Батуми уже выстроены и эксплуатируются такие гиганты сетевых отелей, как пятизвездочные «Хайят», «Хилтон», «Шератон», международная сеть «Интурист», «Рэдиссон САС», «Плаза». Это все уже работает и светится. В центре Батуми нет ни одного здания без подсветки фасада. Они все приведены в идеальное состояние.

Власти недавно закончили гигантскую работу. Впервые со времен царя Александра Второго заменили все(!) коммуникации в Батуми. Пошли на неудобства, ибо вскрывались улицы, рылись траншеи, но зато переложили все сети: водопроводные, канализационные, тепловые, электрические. Зато теперь они будут минимум 50 лет спокойно жить без всяких прорывов и аварий.

В одном из интервью батумский мэр рассказывал, как ему надоели бесконечные металлические гаражи, которые портили весь вид между домами. Мэр долго полемизировал с батумцами, они, как водится, с ним не соглашались. Тогда он пошел на силовую акцию и просто аннулировал железный хлам. С помощью полиции все гаражи погрузили и вывезли. Между домами были спроектированы небольшие бесплатные автостоянки. В результате, все довольны. Мало того, практически исчезли угоны автомобилей.

Или вот интересный случай. Какое-то время назад приезжал бизнесмен из арабских Эмиратов, ему очень понравился Батуми, и он спросил местные власти, чем городу можно помочь. Ему ответили, что не хватает пальм. И через три недели пришел корабль, на котором было сто тысяч пальмовых саженцев.

В Грузии власти создали климат, максимально благоприятный для любого бизнеса, как иностранного, так и местного. И он, бизнес, потянулся туда, где его ждут. Ведь ясно же, что большой международный капитал никогда не придет туда, где его прессуют. Инвесторы не уходят из Грузии, значит, им там комфортно. Кроме того, приходят новые инвесторы. В Поти, например, пришел арабский капитал. Саудовская Аравия практически выкупила порт и начинает строительство громадного аэропорта. И если это все состоится, то тогда гигантская перевалка грузов из Азии в Европу через два-три года пойдет через грузинские порты. Они займут то место, на которое претендуют порты украинские.

Честно говоря, при таком подходе к реформам, как наш, украинский, говорить о том, что мы сможем достичь мало-мальски пристойного уровня жизни даже через двадцать лет, не приходится. Послушав обсуждение проекта нового Налогового кодекса, который подало правительство на рассмотрение в Раду, мне стало просто страшно. По-моему, ничего худшего для страны «слуги народа» придумать уже не смогут. Что оставят они в памяти людской, кроме болтовни и разрухи в головах?

То ли дело — Грузия! Завидно, право слово...

Автор: Игорь Пох


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту