ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«СТАЛЬНОЙ ПРОФИЛЬ» И МОЩЬ «НИКМЕТ-ТЕРМИНАЛА», или Ключевое место экспортно- импортного потенциала Украины
24.06.2010 / Газета: Южная правда / № 67(22657) / Тираж: 24600

Станислав Владимирович Бибик родился в 1972 году в далеком Уссурийске. Окончил экономический факультет НКИ по специальности инженер-экономист. Трудовую деятельность начал судостроителем на заводе имени 61 коммунара. И вот уже 14 лет — в Николаевском морском торговом порту. Был стивидором, экономисто м, ведущим инженером по нормированию труда, начальником отдела труда и зарплаты. В первую созданную в порту стивидорную компанию «Никморсервис» его взяли главным экономистом. А в феврале 2009 года пригласили и назначили генеральным директором ООО «Стивидорная компания Никмет-Терминал» с миссией антикризисного менеджера, специалиста в сфере управления затратами. Он хорошо помнил золотое правило великого экономиста-управленца Форда: любые расходы всегда подвластны пятипроцентной экономии. С этого и начал новую свою работу. За полтора года удалось сэкономить значительные средства и направить их на развитие производства. Практически все, чего возможно было избежать, удалось. И учредители это оценили. Что касается личной жизни, программу мужчины выполнил достойно: сына родил, дом построил, деревья посадил.

«Станислав Владимирович, — заметила я, — удивляет ваша готовность брать на себя ответственность в любом возрасте и руководить таким крупным Делом». «А я считаю, — ответил он, — это абсолютно нормально. Сегодня во многих отраслях хозяйства на должности руководителей предприятий приходят молодые люди, получившие в вузах специальное образование и доказавшие своими делами, что они могут добиваться не меньших успехов, чем те руководители, которые стоят у руля предприятий еще с советских времен. Молодые специалисты не имеют опыта руководства предприятиями при старой административно-командной системе, но при этом быстрее улавливают тенденции, появившиеся в новых рыночных условиях экономики нашей страны. Считается, что топ-менеджер может руководить любым производством. В этом есть доля правды. Но он будет куда более эффективен на производстве, в котором разбирается. Потому что не будет спрашивать, «что это там стоит на причале» и «где бак, а где корма у судна»... Я заинтересован после себя оставить добрые плоды труда. Нацелен на высокие результаты».

В Украине на частные стивидорные компании приходится 26 процентов грузоперевалки. Всего около двух лет в Николаевском морском порту работает ООО «Стивидорная компания Никмет-Терминал». По итогам Национального морского рейтинга Украины-2009 среди 70 опытнейших негосударственных компаний «Никмет-Терминал» занимает тринадцатое место.

Это внушительная победа. А по данным Государственной налоговой инспекции, эти стивидоры входят в Реестр крупных плательщиков налогов Украины и занимают почетное четвертое место после Николаевского морского торгового порта, ГП СМП «Октябрьск» и ООО МСП «НИКА-ТЕРА». Недавно начальник НМТП Василий Капацына на встрече со студентами, говоря об инвестпроектах, отметил, что целый ряд компаний интегрированы в Николаевский порт и в бельгийский порт Гент. Прежде всего это «Арселор Миттал». Эта фирма очень серьезно присутствует в порту Гент, через стивидорную компанию «Никмет-Терминал» наши индийские партнеры переваливают около 100 тысяч тонн металлопроката в НМТП ежемесячно. То же самое — зерновики. «Мы хотим, — заявил он, — интегрироваться через портовую и стивидорную деятельность в европейские системы». Глядя на жизнь и реконструкцию перевалочного комплекса «Никмет-Терминал», понимаешь, что ему вскоре суждено стать и быть ключевым местом экспортно-импортного потенциала Украины. За короткую свою историю он заработал репутацию обязательного, прозрачного и честного партнера, что неотъемлемо при интеграции в мировое экономическое пространство. Возглавляет младенческое предприятие молодой генеральный директор С. В. Бибик.

Только частный интерес способен бороться за грузопотоки

В июне на совещании по государственно-частному партнерству и сотрудничеству в морских торговых портах министр Константин Ефименко обратился к представителям стивидорных компаний: «Все, что выгодно для вас, — хорошо для нас. Мы хотим опираться на вас — сильных, мощных и богатых». Министр подчеркнул и отметил, что он выступает за движение частного капитала в порты.

- Станислав Владимирович, с чего началась история «Никмет-Терминала» и что послужило поводом его рождения?

- Рождение Терминала было неминуемо. Бывший первый район порта, на котором мы сегодня работаем, несколько лет был мало загружен, простаивал. Во времена Союза это был район генеральных грузов, куда поступал импорт из Вьетнама и Индии. Союз развалился, и эти грузопотоки канули в Лету. С переходом на рыночные условия труда Николаевский порт стал примером не только европейской интеграции, но и национальных возможностей. Наряду с иностранным пришел и отечественный капитал. Благодаря усилиям наших инвесторов пошли грузы Криворожстали — завода «Миттал Стил» и Запорожского металлургического. Это их потоки, их наработки. Мало внести капитал. Жизнь любого терминала — это наличие грузопотоков. Можно построить причалы, приобрести передовую технику, но без грузовой массы они — мертвы, они — ничто. Политика начальника НМТП В. Капацыны по привлечению инвесторов с готовыми грузопотоками — очень правильная политика. Ведь судьба первого района порта — это судьба сотен людей и их семей. Согласно трехстороннему договору между администрацией порта, профсоюзом и «Никмет-Терминалом» весь коллектив перешел в стивидорную компанию по переводу с сохранением всех условий коллективного договора, который действовал в порту. Никто ничего не потерял. Зарплата на момент перехода превышала прежнюю и не вызывала обеспокоенности за будущность.

- Скажите, Станислав Владимирович, а кто является собственником стивидорной компании?

- Одним из главных учредителей является именитая крупная экспедиторская компания «ВАРА», на протяжении десятка лет работающая с металлургическими заводами Украины. Другим — «Актив-инвест», в составе которого есть кандидат технических наук. Это — люди науки, ученые, занимающиеся техническим совершенствованием и модернизацией погрузочной техники.

- Говорят, по сути стивидорная компания — это мини-порт со своей автономной хозяйственной деятельностью. Расскажите, пожалуйста, каковы его материально-технические возможности? Каким хозяйством по качественным и техническим характеристикам является «Никмет-Терминал»?

- В Николаевском регионе «Никмет-Терминал» — одна из мощных компаний. У нас 13 портальных кранов, причем два купили сами. Их приобретение является новой вехой в нашей работе. Максимально быстро обрабатывать флот можно только при помощи современной техники. «Запорожсталь» пообещал увеличить грузопотоки при условии нашего технического перевооружения. Завод экспортирует сталь в рулонах весом до 16 тонн. Ввод в эксплуатацию новых портальных кранов грузоподъемностью в 20 тонн позволяет увеличить объемы перевалки рулонов стали в 2 раза. Один кран уже успешно работает, второй — в процессе сборки, войдет в строй в конце июля. Краны отличаются надежностью и высокой производительностью. Помимо этого мы купили более 10 импортных современных автопогрузчиков грузоподъемностью от 7 до 16 тонн. Наличие такой техники — залог эффективности и качества услуг. Сегодня за сутки мы в состоянии выгружать и обрабатывать более 150 вагонов с металлопродукцией и зерном. Мощность перевалки «Никмет-Терминала» в месяц — более 150 тысяч тонн грузов. Все, что нужно для выполнения работ, имеем. Есть свои мастерские по изготовлению грузозахватных приспособлений и стропов. Имеется ремонтная база. Если говорить в общем, терминал не очень совершенен по положению и причалам. Недостаточно тыловых площадей, ограничены фронтальные. Грузы приходится перевозить, вывозить. Но размеры порта ограничены, расширяться некуда. Упование только на развитие железнодорожной сети.

- Станислав Владимирович, насколько высок уровень погрузочно-разгрузочных услуг? Является ли Терминал надежным партнером грузовладельцев? И как это проявляется на деле?

- Между портами и стивидорными компаниями Украины идет жесточайшая конкуренция. Грузовладелец выбирает, кому ему отдать предпочтение. Решение диктует качество перевалки и экономическая выгода. Груз гарантированно должен доставляться в целостности и сохранности, привлекательна и скорость перевалки. То, что мы сегодня имеем грузооборот чуть меньше 2 миллионов тонн в год, основную часть которого составляет металлопрокат, свидетельствует о высоком качестве и производительности услуг. Требования металлургических комбинатов — перегружать в сутки от двух до пяти тысяч тонн перевыполняем почти вдвое. Суда грузоподъемностью до семи тысяч тонн обрабатываем за сутки. Нас считают надежными и крепкими партнерами. Стремимся, чтобы любой грузовладелец был уверен в нас и ему даже в голову не приходило искать лучших стивидоров.

- Каковы главные цели и задачи «Никмет-Терминала»?

- Стать и быть лучшим перевалочным комплексом региона — такова цель. А главная задача любого предприятия — стабильная работа. Для нас это — привлечение дополнительных грузопотоков, поиск новых клиентов. За клиентов нужно бороться. Других вариантов нет. Приходится конкурировать. Есть различные предложения. Работаем по привлечению российского и казахского транзитного грузопотока. Транзитные возможности Украины — уникальные. Но активизация транзитных потоков была бы мощнее, если бы... Не хочется оценивать какие-либо решения украинских властей или чиновников, но иные из них наводят на мысль, что национальный интерес у них не всегда стоит на первом месте. Посмотрите на европейские реки в пору навигации. Дунай, Рейн, Висла, Сена и даже тихая Влтава напоминают автобаны. Днепр или Буг, конечно, чудны и без судоходства, но у нас ведь разговор об экономике. Рано или поздно государство поймет всю выгоду развития морехозяйственного комплекса. Без такого понимания, без государственного протекционизма возрождение морской отрасли вряд ли возможно. Пока в полной мере важность развития этого направления лучше понимает бизнес, чем власть. Крупные предприятия вкладывают средства в портовое строительство, в стивидорные перевалочные комплексы, в судоходный бизнес.

- Станислав Владимирович, расскажите об инвестиционной политике компании. Сколько инвестиций с начала деятельности вложено и на что потрачен капитал?

- За два года нашими инвесторами в компанию вложено свыше 16 миллионов гривень. Средства пошли на приобретение современных кранов и техники. Сегодня планируем модернизацию семи устаревших кранов. Реконструкция одного стоит порядка миллиона гривень. Но вложения оправдывают себя: снизятся энергозатраты, затраты на ремонт, продлится срок службы. Планируем также капитальный ремонт и преображение более 1,5 тысячи квадратных метров складских площадей.

- Какова важность, значимость «Никмет-Терминала» для николаевского региона? Что можете сказать о статусе компании как инвестора в экономику края?

- «Никмет-Терминал» признан Государственной налоговой инспекцией крупным налогоплательщиком. Мы являемся бюджетообразующей компанией Николаева. За два года в бюджеты и фонды всех уровней нами перечислено около 33 миллионов гривень. Мы открыли и имеем 270 рабочих мест, стабильно платим людям зарплату, ее средняя величина — более 6 тысяч гривень в месяц.

- У компании есть девиз деятельности? Что ставится во главу производства?

- Каждое утро развод докеров начинается с одних и тех же слов, с одной и той же установки: «Работать производительно, качественно, но безопасность прежде всего». Да, высокие результаты, прибыль — это хорошо. Но дороже жизни нет ничего. Обязанность каждого работника не только показать плодотворные плоды своего труда, а и вернуться домой здоровым, не с пустыми руками.

- Станислав Владимирович, как собственники компании ценят свои кадры?

- Вы знаете, к нам устроиться на работу — большая очередь. Есть списки желающих, но никто не увольняется. Костяк производства — бывшие работники первого района порта, настоящие профессионалы своего дела. За их плечами — колоссальный опыт, знания, мастерство. Работать с металлогрузами не простая задача. Перевалка одного миллиона тонн металла приравнивается по техническим затратам, трудоемкости к 3 — 4 миллионам тонн навалочных грузов. Мелочей в процессе не бывает. Важно все: и укладка в трюме, и распределение грузов, и производство самих работ. Производственные успехи компании — это заслуга коллектива. Его средний возраст — 40 лет. Среди докеров, причальных рабочих много молодежи. Что держит людей? В порту остался действенным и жизнеспособным профсоюз всех работающих предприятий. Каждый платит в него отчисления. Наши — превышают государственный минимум. Работники обеспечены социальными льготами: оплачиваются больничные листы, к отпуску прилагается материальная помощь в размере оклада, плюс профсоюзные доплаты в 2 тысячи гривень, есть премии, есть тринадцатая зарплата... Металлопрокат — привилегированный груз, и люди, обрабатывающие его, заслуживают также привилегий.

- Экономический кризис не обошел стороной никого. Как это сказалось на объемах перевалки грузов? Как вы оцениваете перспективы транзита в нынешних условиях?

- Да, экономический кризис коснулся всех. Мы — составляющая общего экспортно-импортного потенциала Украины. Со спадом мировой покупательской способности на металлопродукцию украинские металлургические комбинаты снизили свои грузопотоки, останавливали свои печи. Нам пришлось выкручиваться и брать в работу все, что попадалось. Переработка транзитных грузов упала. В том числе и по той причине, что правительство России было заинтересовано не пускать в наши порты свои грузы. Необходимо своевременно регулировать наши тарифы на транзит. Кризисный год пережили, без работы не остались, хотя и не в тех объемах, как планировали. Впереди новые свершения.

- Но есть, наверное, другие страны, которые могут быть заинтересованы в транзите через украинские морские порты.

- Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Мы в поисках сейчас работы с их грузовладельцами. Да и потепление взаимоотношений с Россией внушает надежды и ожидания оживления российских грузопотоков.

- А соседние страны Восточной Европы?

- Они скорее наши конкуренты. Та же Констанца — глубоководный порт Румынии оттягивает часть наших грузов. Почему? Там нет такой бюрократии при оформлении ввозимых грузов, как у нас.

Об особенностях государственно-частного партнерства

- Станислав Владимирович, сегодня в порту работает немало негосударственных компаний, в том числе и стивидорные, занимающиеся грузовыми работами. Зачем такое сотрудничество нужно вам и в чем интерес порта?

- Стивидорная компания «Никмет-Терминал» на территории государственного предприятия «Николаевский морской торговый порт» получила в аренду ряд объектов недвижимости для перевалки и хранения грузов. Договор аренды подписан на 10 лет. Ежемесячная арендная плата составляет 250 тысяч гривень. Работа в порту на правах аренды выгодна самим частным компаниям, поскольку есть какие-то гарантии, что на протяжении нескольких лет можно работать спокойно, поскольку договор подписан с Фондом государственного имущества. Арендные отношения выгодны и портам, так как в ситуации падения грузооборота арендные платежи остаются фиксированными вне зависимости от объема грузоперевалки частной компании. Кроме того, в ситуации, когда для любого руководителя порта, где найти грузы, — всегда кроется головная боль, стивидорные компании — это возможность получения дополнительных грузопотоков. Если сравнивать налоговые платежи порта до прихода частного капитала и после, то сегодня они возросли в 5 — 8 раз. А будь арендованные участки нашими на правах купли-продажи — порты получили бы большую выгоду от присутствия частного капитала. Что касается нас, частников, конечно, работать в портах, арендовать или брать в управление причал — выгодно, менее затратно, чем строить порт с нуля. Но! Хотелось бы гарантий своих инвестиций. Процедура защиты инвестиций для частников пока не совсем отработана.

- На ваш взгляд, в чем главная разница между государственными и частными стивидорами?

- Сегодня стивидорная отрасль Украины — это не только государственные порты, а и частные терминалы. Их рождение — следствие того, что государственные порты больше не в состоянии в себе совмещать коммерческие и регуляторные функции. Интерес зарабатывания прибыли только частника способен стимулировать на борьбу за грузопотоки, успешно их перерабатывать и отвечать за результаты. Каждый должен заниматься своим делом. Отделение контролирующих функций от хозяйственных существенно разогреет развитие портового сектора, сделает его привлекательным для инвестиций. Морские администрации успешно работают во всех успешных морских государствах, обеспечивают безопасность мореплавания, содержат акваторию и собирают портовые, канальные, якорные и причальные сборы и т. д. Стивидорная деятельность, строительство причалов, терминалов и береговой инфраструктуры — область частного предпринимательства. Реформирование отрасли сможет открыть новую страницу взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Сама жизнь доказала необходимость и важность привлечения частных портовых операторов в морпорты. Осталось до конца правильно определить правовые формы частно-государственного партнерства. Частный бизнес должен получить сигнал, что правила этого сотрудничества четко прописаны, безопасность инвестиций гарантирована.

Удивительная жизнь у этих стивидоров «Никмет-Терминал»: насыщенная, напряженная, динамичная. Складские площади загружены рулонами стали в ожидании их перевалки на суда для экспорта в различные заморские страны. Эффективно трудятся портальные краны, снуют тяжелые автопогрузчики... «Знаете, — признается Станислав Владимирович Бибик, — когда на причале одновременно под обработкой грузов стоят 3 — 4 парохода, когда читаешь утреннюю сводку и у тебя на подходе 300 вагонов, когда ты знаешь до конца месяца, года работы невпроворот, — разве это не достижение, не успех, не победа?» Действительно, вот оно, движение частного капитала в порту. Дай Бог еще более и более!

Автор: С. ЧЕПУРНЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту