Все так же сверкает сцена, все так же легко и непринужденно артисты ведут свои роли и искренне дарят улыбки своим любимым зрителям. Ни намека на усталость, ни тени недовольства. А ведь это — прощальные улыбки, расставание со зрителями до следующего сезона. Позади напряженный 83-й театральный сезон, который забрал много душевных и физических сил, зато добавил опыта, поклонников, аплодисментов. «Фанфари під завісу» — это традиционный заключительный спектакль Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии. И все так же традиционно в завершение театрального сезона мы приглашаем для беседы директора театра заслуженного работника культуры, заслуженного деятеля искусств, народного артиста Украины Николая Берсона.
- Николай Семенович, «на десерт» вы снова подаете «Фанфары». Завершающий спектакль с одним и тем же названием в постановке заслуженного деятеля искусств Украины, главного режиссера театра Олега Игнатьева каждый раз отличается по содержанию. Что на этот раз?
- «Фанфари під завісу» — это одна из традиций. Театр вообще построен на традициях. Не на штампах, прошу заметить, которые ложатся грузом и мешают развитию. А именно на традициях, стимулирующих творчество. Зрители приняли эту традицию и одобрили. Представьте себе, билеты на премьеру, завершающую театральный сезон, были раскуплены за два месяца наперед. Мы даем несколько спектаклей, и каждый раз — аншлаг. Зал полон, зритель счастлив. А значит, счастливы и мы. На этот раз прощальный спектакль построен в виде экскурсии в картинную галерею: мы как бы представляем зрителю полотна. Это художественный прием. Под произведениями искусства подразумеваются премьеры ушедшего сезона. А их было достаточно, всего — 12. По сравнению с другими театрами, мы идем с большим опережением (если это словосочетание вообще применимо к театральному искусству). В среднем театры Украины за сезон представляют по 3-4 новых спектакля (у кого-то 1-2, у кого-то — 6), в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии их в 3-4 раза больше среднего. Улавливаете разницу? Но дело не в количестве, а в качестве. Коллектив нашего театра работал целый год очень напряженно. И нам приятно подытожить, что ни одного скучного, «серого» спектакля за весь сезон мы зрителю не показали. Подтверждение этому — одобрение и аплодисменты.
- Почему возникла именно эта идея — провести «экскурсию в картинную галерею»?
- В мае этого года мы с главным режиссером Олегом Игнатьевым побывали в Париже, где участвовали в Днях украинской культуры. Естественно, посетили Лувр. А еще были в Дрезденской галерее. Приехали под большим впечатлением. Потому идея поставить заключительный спектакль в форме вернисажа из 12 полотен-премьер возникла сама собой. Так нам удалось объединить абсолютно противоположные по настроению и жанрам театральные произведения. Тут мы показываем отрывок из комедии, а рядом — из «Победной рапсодии мая». Тут идет «Чайка» по Чехову, а за ней — танцевальные номера. Думаю, что главный режиссер театра Олег Игнатьев и актеры справились с задачей блестяще.
- Кроме названных, какие наиболее удачные премьеры, на ваш взгляд, получились в этом театральном сезоне?
- Если помните, в начале 83-го сезона мы определили для себя главный лозунг, взятый из дневника знаменитой актрисы Фаины Раневской: «Перестала думать о публике и сразу потеряла стыд». Готовя премьерные спектакли, мы всегда думали о публике. И теперь нам не стыдно, публика приняла и одобрила все новые работы. Надеюсь, что оценила по достоинству. На основной сцене прошли премьеры: «Чайка» А.П. Чехова в постановке молодого режиссера из Херсона Сергея Павлюка, зонг-опера «МоцАрт» Николая Лапунова из Симферополя в его же постановке, оперетта «Баядера» (И. Кальман, Ю. Димитрин) в постановке Олега Игнатьева — это три заметных крупных спектакля, которые потребовали много сил. Мы подготовили и показали два шоу: новогоднее — «Часы рычат двенадцать раз» и к празднику 8 Марта — «Восьмое чудо света» в постановке О. Игнатьева. К ним можно добавить экспериментальные молодежные спектакли «Шикарне весілля» (Р. Хоудон) в постановке херсонского режиссера Владиславы Белозоренко и «Эти свободные бабочки» в постановке Николая Григоренко. Комедии «Вечеря дурнів» (Ф. Вебер, постановка — Александра Андриенко), на Малой сцене — «Увага — полтергейст» (В. Афонин, постановка — заслуженного артиста Украины Игоря Славинского) и др. Для нас это был очень трудный год. Но коллектив театра старался показать спектакли для разной публики, на все вкусы. В 83-м театральном сезоне мы сыграли более 300 спектаклей, их посмотрели около 100 тысяч зрителей. В этом году коллектив театра участвовал в двух фестивалях: «Данаприс» и «Мельпомена Таврии». С последнего привезли три диплома, два из которых престижные — за художественное воплощение спектакля и лучшую мужскую роль. Наш театр представлял Николаевскую область в Киеве на отчетном концерте, участвовал в городских и областных мероприятиях. Нас радует, что наконец появилась возможность гастролировать по области — мы побывали со спектаклями в шести районах.
- В Украинском театре много молодых актеров. Вы открыли для себя новые имена в этом сезоне?
- Мы не боимся экспериментов, даем возможность каждому творческому человеку проявить свои способности. Два молодых режиссера поставили экспериментальные спектакли. Н. Григоренко — свою дипломную работу «Эти свободные бабочки», В. Белозоренко показала «Шикарне весілля», где играют только молодые актеры. Все молодые имеют право на ошибку. Было очень приятно осознавать, что ребята почти безошибочно и тонко чувствуют материал, способны сделать, хоть и студийные по духу, но не студийные по качеству и уровню спектакли. Все, что они создали, очень интересно и разнообразно, а самое главное, их работы привнесли в репертуар театра свежую струю, смелый взгляд на актуальные проблемы, что свойственно молодым. Эдуард Кихтенко, например, сыграл в этих спектаклях две очень разноплановые роли и сделал это хорошо. Проявила себя и молодая актриса Елена Свистунова. Растет прямо на глазах мастерство Александра Лебедя. Две очень яркие роли сыграли Евгений Студзинский и Кирилл Полторак в спектакле «МоцАрт». Я мог бы назвать еще многих молодых актеров, но, думаю, у них все еще впереди. Недавно состоялся выпуск театральной студии «Пани Кулиса», которая выпустила 6 совсем юных актеров. Нас порадовала их искренность, эмоциональность, органика. Уверен, многие из них смогут стать настоящими актерами, но наверняка сказать трудно. Главное, чтобы им не помешали известные в актерской среде соблазны: «звездочка», «жабочка», «белочка». А именно: слава, зависть и вредные привычки на почве «звездности».
- Молодым актерам есть у кого поучиться в театре?...
- Да, студийцы имели возможность учиться актерскому мастерству у Валентина Игнатьева, заслуженного артиста Украины Андрея Дерика, замечательного актера Павла Чирвы. Многому хорошему можно научиться у актеров, составляющих костяк творческого коллектива — заслуженных артисток Украины Ирины Бубенко, Людмилы Барановой, актеров Александра Щесняка, Яны Артеменко, Евгения Ушакова, Николая Логвинова и др. Но театр — это движение. Сегодня мы называем одни имена, а завтра выходят на авансцену другие. Здесь постоянно что-то меняется и обновляется. Одни приходят, другие уходят. Вот и сейчас сезон уже окончен, но расслабляться некогда, летом у нас очень много дел. Будем заниматься кадровой политикой, наращивать репертуарный «портфель», готовиться к следующему театральному сезону. Пройдет лето, и зритель спросит: «Чем вы нас удивите? Что новенького?». Надо соответствовать имиджу театра — снова искать, удивлять и радовать.
- Кстати, о кадровой политике. Можно задать один нескромный вопрос? Николай Семенович, это правда, что вам предложили возглавить Одесский национальный оперный театр?... Подтвердите или опровергните слухи.
- Откуда вы все знаете? Да, это правда. Недавно меня пригласил министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк для официальной беседы. У нас состоялся откровенный разговор. «Мы ценим вашу работу», — сказал министр. Конечно, приятно услышать высокую оценку твоей работы от министра. И мне предложили занять должность генерального директора и художественного руководителя Одесского национального оперного театра.
- Наверное, это очень престижное и заманчивое предложение. Но как же родной город Николаев, любимый зритель, театр, который вы создавали по кирпичику?
- Я очень люблю свой родной город, театр, коллектив, с которым мне очень интересно работать и без которого даже трудно представить свою жизнь. И еще мне будет очень жаль, если придет кто-то другой на это место и разрушит все, что мы создавали вместе с творческим коллективом украинского театра.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |