Профессиональные оценки провозглашенного Президентом Януковичем плана реформирования государства отличаются — наряду с одобрением есть много критических замечаний и пессимизма по поводу способности нынешней власти осуществить эти преобразования. Но не стоит преуменьшать нашу готовность и способность к изменениям, прежде всего в экономической сфере. У нынешней власти хорошие стартовые позиции для реформ, обусловленные широким общественным ожиданием, запросом на позитивные трансформации.
В то же время, первые шаги не похожи на продуманный план действий. Программа реформ имеет как минимум один недостаток: к ее воплощению еще не приступали. Правительство ни на шаг не приблизилось к реализации требований МВФ (возврат долгов за невозмещенный НДС, уменьшение величины максимальных пенсий и повышение пенсионного возраста, увеличение тарифов на энергоносители, сокращение расходов на социальные программы и содержание государственного аппарата, отмена разнообразных льгот).
Здесь следует отметить, что перспективу получения нового кредита МВФ значительно отодвигают некоторые политические инициативы, направленные на сворачивание демократических прав и свобод. Принятие законов, которые будут разрешать мирные митинги разве что в таврийских степях, а референдумы из формы прямого народовластия превратят в инструмент укрепления авторитаризма, ослабит позиции Украины на переговорах с МВФ. А об обещанной скорой ассоциации с ЕС и отмене визового режима с Европой можно будет забыть. Причем надолго.
Правительство предлагает обществу такую логику действий: сначала нужно осуществить антикризисные меры, а уже потом начинать реформы. Это ошибочный подход. Именно реформы являются исчерпывающим средством, которое будет стимулировать экономический подъем.
Все антикризисные программы в европейских странах объединяет одна деталь. Это суровая экономия бюджетных расходов, уменьшение ассигнований на госаппарат и его сокращение. Между тем в нашем Кабмине есть, по крайней мере, десять лишних членов правительства, вводятся дополнительные должности заместителей министров и другого высокого начальства.
Необходимо, наконец, решительно сократить бюрократическое войско. Высвобождаемые бюджетные средства нужно вкладывать в модернизацию системы госуправления. Например, в создание компьютерных систем по внедрению государственных решений. Интернет в состоянии заменить сотни тысяч чиновников, сделать государственные услуги быстрыми и доступными, ограничить в них коррупционную составляющую.
Некоторые жизненно необходимые для развития экономики нововведения выпали из поля зрения авторов-реформаторов. Например, в разделе о реформе сельского хозяйства четко не говорится об отмене моратория на продажу земли. Однако переведение с/х земель в свободный рыночный оборот стало бы реформаторским шагом с экономическим эффектом в миллиарды гривен.
На сегодняшний день отечественные предприниматели готовы вкладывать деньги в утилизацию и переработку мусора. Вполне реально за два года развернуть по всей стране сеть мини-заводов с замкнутым циклом, где на входе будет содержимое городских свалок, а на выходе — газ для отопления или материалы для повторного использования. Но местные чиновники не допускают никого в эту сферу, потому что в силу своего реликтового мышления не способны осознать все преимущества.
К предложенным мерам следует добавить программу замены окон в жилых и офисных зданиях. Любая компания, изготавливающая пластиковые оконные профили со стеклопакетами, подаст заявку на участие в этом проекте. Отсутствуют в предложенных реформах ЖКХ меры по переведению больниц, школ и детсадов на автономное отопление и электрообеспечение. В той же Норвегии или Швеции с радостью продадут нам и технологии, и оборудование, и услуги специалистов.
В первоочередные шаги по реформированию отрасли не включены проекты разработки альтернативных видов топлива. Например, сланцевого газа. В газовом балансе США его доля уже достигает 20%. Иностранные эксперты предполагают, что залежи газоносных сланцев в Украине даже превышают американские. Правительству ничто не мешает выделить это направление как перспективное для исследований, с соответствующим государственным финансированием.
Приведенное выше — только малая часть предложений к программе реформ, которую обещают воплотить Президент и его менеджеры. Широкое обсуждение будущих преобразований свидетельствует о их востребованности в обществе. И с этим надо считаться.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |