Уже два месяца комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект» находится в центре внимания украинских и российских средств массовой информации, начиная с того момента, когда президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (РФ) Роман Троценко заявил, ни много ни мало, о намерении интегрировать николаевское предприятие в российскую корпорацию наряду с феодосийским судостроительным заводом «Море». Впоследствии, в июне, в список интересов российской стороны вошли и другие николаевские предприятия: ЧСЗ и завод им. 61 коммунара.
Майские заявления Р. Троценко эксперты оценили как «пока несерьезные»: «все это только разговоры». Специалистов смутило также и указание президента ОСК на то, что «предприятия испытывают затруднения с загрузкой». В последние годы «Зоря»-«Машпроект» только наращивал объемы выпуска и реализации продукции. Портфель заказов предприятия заполнился на несколько лет вперед. В 2009-м заговорили о ренессансе корабельной тематики — комплекс заключил ряд крупных контрактов. Итоги первого квартала 2010 года показали значительное увеличение продаж, в том числе и продукции морского назначения -33%. Несправедливой выглядела и оценка состояния ФСК «Море». Испытывавшая до недавнего времени большие затруднения компания получила крупный заказ на строительство десантных кораблей «Зубр» для КНР. Вывод был однозначным: у этих украинских предприятий таких сложностей нет.
С другой стороны, специалисты отмечали — нет ничего удивительного в том, что ОСК интересует «Зоря»-«Машпроект». На постсоветском пространстве николаевский комплекс практически не имеет конкурентов, а что касается судовых силовых установок, то на этом направлении предприятие конкурирует только с американской General Electric и английской Rolls-Royce. В России же производства газотурбинных двигателей для судостроения по-существу нет, несмотря на многолетние усилия создать такую альтернативу украинскому поставщику. Впрочем, и сам Троценко говорил о зависимости российского судостроения от украинских производителей: «Более 600 наименований разного оборудования мы получаем из Украины, и часть этого оборудования является важным для нас и уникальным. Можно сказать, что без Украины наше судостроение испытывало бы серьезные затруднения в производстве той техники, которую оно производит».
В предполагаемом российско-украинском судостроительном консорциуме украинские предприятия поучаствуют пакетами своих акций, а российская ОСК готова внести в него «живые» деньги. «Зоря»-«Машпроект» безусловно заинтересован в инвестициях. Представители предприятия неоднократно называли одну из самых насущных проблем комплекса — потребность в современном оборудовании. Об особой важности этого направления свидетельствуют масштабные программы технического переоснащения, растущие бюджеты модернизации и регулярный ввод в эксплуатацию новой техники. Готово ли ОСК направлять свои финансовые ресурсы на решение этой проблемы? Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец так комментирует ситуацию: «Понятно, что украинские предприятия требуют модернизации мощностей, однако вкладывать деньги в их переоборудование имеет смысл только в том случае, если будет понятно, как и для чего это делается. Какие заказы, на какие корабли и в каком количестве получит консорциум от третьих стран? Насколько выгодными будут эти контракты?».
С недавнего времени объединение украинских и российских производителей связывают с планами пополнения корабельного состава Черноморского флота РФ. Российские военачальники и политики озвучивают цифру в 15 фрегатов и неатомных подводных лодок. Причем говорится исключительно о новой корабельной технике, а не о перебазировании в Севастополь уже имеющихся единиц. Подразумевается, что вероятный военный заказ получит планируемое российско-украинское СП. Однако аналитики ВПК высказывают большие сомнения на счет осуществления этих планов по двум причинам. Во-первых, исходя из предыдущего опыта строительства корабельной техники в России, а, во-вторых, основываясь на финансовых перспективах гособоронзаказа России. Озвученные Минобороны РФ потребности для выполнения государственной программы вооружения на 2011-2020 годы в 36 трлн. рублей идут в разрез с выделенным на эти цели лимитом в 13 трлн. руб.
По недавней информации в перечне инвестиционных проектов, представленных российской стороной Минпромторгу Украины, для ГП «Зоря»-«Машпроект» целью инвестиций называется освоение новых технологий и создание новых двигателей для судостроения и кораблестроения. Новые разработки — актуальная тема для комплекса. Статус научного предприятие поддерживает, ведя разработки как на собственные средства, так и по заказу и с финансированием иностранных компаний. Отсутствует на этом направлении государственная составляющая, в то время как мировая практика показывает, что стратегически важные научные изыскания в значительной мере финансируются за счет государственных программ. По этому
принципу ведут свою деятельность и западные конкуренты николаевского предприятия. Понятно, что собственные ресурсы комплекса не дают широких возможностей.
Как уже было сказано, «Зоря»-«Машпроект» имеет успешный опыт проектирования и производства газотурбинного оборудования на средства заказчика. Но имеет ли смысл для выполнения таких работ входить в какие-либо СП? Вероятно, российские заказы на разработку и финансирование этих программ предприятие сможет получить только в составе судостроительного консорциума. При определенных условиях такая альтернатива государственному участию в инвестировании науки может быть интересной николаевскому производителю. Однако существует и угроза банального вывоза технологий, что, кстати, вполне укладывается в объявленную недавно российским руководством стратегию технологического перевооружения и ухода от положения сырьевого государства.
Так на форуме «Технологии в машиностроении-2010», прошедшем в конце июня в Жуковском, премьер России Владимир Путин, в числе прочего, говорил о том, что «Россия реализует долгосрочные программы в сфере... производства судов и сложной морской техники. Вмашиностроении, включая оборонно-промышленный комплекс, проводятся глубокие структурные изменения, формируются сильные конкурентоспособные кластеры». Вместе с тем, российский премьер заверил: «Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто-то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений — утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его».
Интерес российской ОСК к «Зоре»-«Машпроекту» понятен. Тем более, что стартовавшая еще в 1992 году российская «морская программа», несмотря на солидные денежные вливания государства и привлечение к работе бывших сотрудников «Машпроекта», пока не принесла ожидаемого результата. «Зоря»-«Машпроект» и сегодня поставляет свою продукцию на верфи России как для нужд российского флота, так и для установки на экспортных кораблях. Может ли быть предлагаемая кооперация полезной николаевскому предприятию, остается под вопросом. На сегодняшний день общественности пока не озвучены какие-либо конкретные предложения. Минпромполитики Украины заверяет, что любые решения будут приняты исключительно исходя из национальных интересов.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |