ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Николаевское ограждение для китайских «Зубров»
13.07.2010 / Газета: Южная правда / № 74(22664) / Тираж: 24600

Разработка ученых Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова под названием «Бассейн для исследования подъемного комплекса судов на воздушной подушке» победила во всеукраинском конкурсе «Изобретение — 2009» в номинации «Лучшее изобретение в отрасли транспорта».

С тех пор как в 1916 г. австрийский инженер Мюллер фон Томамхул спроектировал и построил для австрийского флота торпедный катер на воздушной подушке, подобные суда получили большее распространение. Помимо решения задач военного назначения суда на воздушной подушке (СВП) применяются для перевозки пассажиров и грузов, активно используются спасателями.

Основное преимущество таких судов — большая скорость и возможность перемещаться и водой, и над твердой поверхностью. Воздушная подушка обеспечивается путем постоянного нагнетания воздуха под днище судна. Одним из важнейших элементов такого судна является гибкое ограждение — мягкая оболочка, находящаяся между корпусом СВП и поверхностью. Создание такого ограждения, именуемого в простонаречии «юбкой», важнейшая задача при проектировании и постройке судов на воздушной подушке. От него зависят и мореходные качества, и безопасность судна.

С помощью разработанной николаевскими учеными установки процесс проектирования новых гибких ограждений для этих судов намного ускорится, кроме того, ее применение позволит сэкономить немалые средства. Над темой СВП в университете работает целая научная династия Зайцевых. Руководит проектом заведующий кафедрой морских технологий, доктор технических наук, профессор Владимир Зайцев, посвятивший этим вопросам почти четыре десятка лет. Главный разработчик новой установки его сын — научный сотрудник НУК Дмитрий Зайцев, который совсем недавно защитил кандидатскую диссертацию по этой тематике. Над этой темой также работает и старший сын Владимира Зайцева — кандидат технических наук, доцент Валерий Зайцев, который сегодня является докторантом Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа.

По словам Дмитрия Зайцева, на этой установке можно проводить испытания в разных условиях — она имитирует движение судна как над твердой поверхностью, так и над водой, в том числе в условиях волнения моря. Подобный набор «услуг» объясняет наличие семи патентов, полученных авторами проекта в процессе создания установки.

В настоящее время полный комплект конструкторской документации по этой установке передан ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект», поскольку именно там занимаются изготовлением двигателей для таких судов.

Значение новой установки возрастает в свете выполнения так называемого «китайского заказа». Как известно, Китай заказал Украине серию десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». Сам проект довольно старый, он разработан еще в советские времена, и, по словам Владимира Зайцева, его планируется несколько модернизировать: должен быть усовершенствован один из основных элементов таких кораблей — гибкое ограждение.

Цель этой модернизации как в улучшении чисто технических характеристик, так и в предотвращении возможных имущественных споров. Дело в том, что гибкое ограждение для старого проекта хоть и было совместной разработкой российских и украинских инженеров, однако выпускалось на заводе в Ярославле (Россия), и россияне считают его своей интеллектуальной собственностью, — утверждает профессор Зайцев. Сейчас в университете создается теоретическая и экспериментальная база, которая при необходимости позволит спроектировать более совершенное гибкое ограждение для кораблей типа «Зубр». И в этом процессе планируется задействовать и разработанную в НУКе установку.

Кроме того, в НУКе ведутся работы над созданием нескольких малых СВП. Сегодня суда такого типа Украина импортирует из России по довольно высоким ценам. Так, например, Николаевский горноспасательный отряд (это подразделение МЧС) недавно купил спасательное судно на воздушной подушке «Пегас-5У». Его стоимость 100 тысяч долларов. Чуть больший российский СВП — «Марс-700», который также закупают украинские МЧСники, «тянет» на 140 тысяч долларов. Эксплуатация этих СВП выявила, что на практике они не дотягивают до своих паспортных данных — в частности, по грузоподъемности. И, тем не менее, суда такого класса продолжают импортировать, поскольку на сегодня не удовлетворены даже потребности МЧС. Например, в Николаеве есть одно такое судно, при потребности, как минимум 5.

В то же время стоимость уже спроектированного в НУКе судна «СВПА-8» в два раза дешевле, а характеристики нашего судна выше: пассажировместимость — 8 человек, наличие реверса, лучшая управляемость, в том числе на льду. Сегодня работы над этим проектом подошли к фазе создания опытного образца, для чего, по словам Владимира Зайцева, необходимы 50 — 70 тысяч долларов. Подано несколько заявок на бюджетное финансирование и есть надежда, что они будут удовлетворены.

Создание нового гибкого ограждения для «Зубра» и окончание проекта малого СВП — среди приоритетов НУКа. Более того, в планах наладить в университете мелкосерийное производство малого СВП. Выполнение этих задач позволит Украине закрепиться в числе немногих стран, которые могут самостоятельно строить суда на воздушной подушке. Надеемся, что инициатива николаевских ученных будет поддержана государством.

Автор: А. МИРОШНИЧЕНКО.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту