Совсем недавно состоялась пресс-конференция губернатора по итогам 100 дней его работы. Но время вносит свои коррективы, а жизнь меняется так стремительно, что мы иногда не успеваем отследить оттенки и нюансы событий и решений, которые потом приобретают иногда неожиданные значимость и масштаб. И в режиме пресс-конференции не всегда и не все удается «поднять на поверхность», остается ощущение определенной недосказанности. Или «недоспрошенности». Хотя каждому из нас хотелось бы иметь полное, объемное представление о том, что происходит в нашем регионе, и что в нем может, или будет, происходить в ближайшее время. С учетом всех известных реалий и только готовящихся решений. Обо всем об этом — интервью с председателем Николаевской областной государственной администрации Николаем Круговым.
Губернаторские планы
- Вы уже рассказали о том, что удалось сделать за 100 дней губернаторства. А какие задачи вы сами ставили перед собой после назначения?
- Если говорить откровенно, когда было принято решение о моем назначении, я для себя набросал перечень вопросов, которые должны быть решены обязательно. Потому что есть повседневные проблемы, требующие оперативного решения, а есть стратегические, на которые замыкается комплекс проблем. Я видел и вижу необходимость принятия решения о начале строительства объездного моста. К сожалению, пока не удалось сдвинуть этот пласт. Да, есть какие-то решения, принятые предыдущим правительством, но они только на бумаге, никто никаких команд по их реализации не давал. Мы возобновили работу в этом направлении, направили соответствующее обращение Президенту, который неоднократно бывал в Николаеве и знает о существующей проблеме. Нам важен посыл, который в первую очередь должен быть направлен на Министерство иностранных дел, с которого все начинается в этом деле, потому что кроме японского кредита, я другого варианта не вижу. А японцы, исходя из той переписки, которая у меня есть, видят один путь: они выделяют кредит, подбирают исполнителей, делают проект и так далее. Мы на этом этапе — наблюдатели. Потом они отдают нам мост и говорят: ребята, вот мост, а проблемы его окупаемости, обслуживания и так далее — они ваши, нас это не интересует. Вполне понятная позиция, которая и нас устраивает. Но, по сути, теперь надо начинать все сначала, много времени упущено. В том числе, может, и потому, что проект изначально несовсем правильно назвали — объездной мост в г. Николаеве, и Министерство финансов, особенно министр Пинзеник, «уцепились» за это название, мотивируя свое пассивное отношение тем, что если это городской мост, коммунальная собственность, тогда сами, что хотите, то и делайте. А без этой транспортной развязки развитие морехозяйственного комплекса региона невозможно. Хорошо, что сейчас реализуется инвестиционный проект «НИБУЛОНа», который переориентирует доставку зерна водным транспортом, и примерно 100 тысяч машин с зерном для «НИБУЛОНа» в Николаев заезжать не будут. Но осенью вступит в строй инвестпроект Николаевского морского торгового порта по перевалке зерновых грузов мощностью более 1 млн. тонн. Поэтому пока мы урегулировали въезд грузового транспорта в Николаев — город принял соответствующее решение и согласовал его со всеми областными службами. Но это частичное решение проблемы, которую без мостовой развязки кардинально решить нельзя.
Мы успели разобраться и расплатиться с дорогами, и сделали это вовремя — Верховная Рада приняла решение о секвестре бюджета (секвестр — реструктуризация Государственного бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей, — прим. ред.), и в первую очередь под него попали дороги.
Второй блок вопросов, который был мне заранее известен и который предстоит решать, это комплекс проблем, связанный с нашей атомной станцией. Там нужно несколько изменить систему охлаждения, потому что изначально не совсем хорошо была продумана схема забора и возврата воды водохранилища, отсеченного от Южного Буга. Мы в этом убедились, а особенно теперь, когда меняется температурный режим и у нас, и на планете в целом, в результате чего из-за недостаточного охлаждения атомные станции теряют до 15% своей мощности. Мы обсуждали эту проблему с НАЭК «Энергоатом», и могу сказать о том, что планируются дополнительные капитальные вложения в ЮУ АЭС, что, с одной стороны, повысит эффективность самой станции, а с другой, как и положено по закону, 10% от объема капвложений будут направлены на решение социальных проблем людей, проживающих в регионе, в котором расположена АЭС. Мы рады, что вовремя подняли этот вопрос. И хотя руководитель АЭС не совсем логично себя повел — 3 месяца не появлялся в облгосадминистрации, разговор с ним состоялся. После отпуска мы встретимся еще раз, и тогда будем принимать окончательное решение.
Руководители атомных станций — всегда неординарные личности. Как я говорю, губернаторов у нас 27, а руководителей АЭС — 6. Атомная станция — особенный объект, и это накладывает на руководителя особую ответственность. Как, впрочем, и на губернатора, потому что мы сообща отвечаем за то, чтобы все в таком регионе работало нормально. А скоро уже 2014 год, и нужно через МАГАТЭ решать вопрос продления срока работы одного энергоблока ЮУ АЭС. Но сначала снова нужно вложить определенные средства, чтобы международные организации подтвердили возможность безопасной эксплуатации энергоблоков. Если этого не сделать, если придется остановить станцию, то мы на примере остановки Чернобыльской АЭС знаем, во что это может обойтись, сколько придется затратить, не получив взамен ничего, чтобы обеспечить безопасную неработу атомной станции. Поэтому связанный с АЭС блок вопросов надо понимать, контролировать, находить понимание с центральными исполнительными органами власти.
Не удалось пока окончательно решить (подтверждение получил, но хочу убедиться документально) вопрос о продолжении строительства газопровода-отвода на Снигиревку. Это самый больной вопрос для Снигиревки и прилегающих к ней населенных пунктов, потому что газ, газификация — это условия для нормальной жизни, бытовой обустроенности. Я получил заверения министра топлива и энергетики Юрия Бойко и руководителя НАК «Нефтегаза» Евгения Бакулина в том, что в этом году мы получим необходимые средства. Это последний район в области, требующий газификации так остро. В других районах остались отдельные болевые точки, мы о них знаем, методично работаем над их устранением, и в течение года многие закроем. А газопровод на Снигиревку — это действительно масштабный — и по затратам, и по ожиданиям проект. Хотя могу назвать случаи, которые не красят всех нас. В Первомайском районе начали прокладывать газопровод, когда там шел процесс по уничтожению ракетных шахт, и было принято решение о строительстве газопровода и водопровода. Потом все поутихло, и начатый газопровод по недомыслию, или по злому умыслу, стали выкапывать, а трубы резать. Это варварство удалось остановить, но теперь приходится все восстанавливать. Подобное было и в Еланце в 2005 году. Несмотря на существующую там проблему водоснабжения, выкопали водопроводные трубы, порезали и продали. Нам сейчас удалось получить поддержку правительства для того, чтобы снова прокладывать там водопровод, потому что людям нужна вода.
Кризис как фильтр от неудачных инвесторов
Не удается нам пока окончательно разобраться в нашем судостроении. Свое видение, свои предложения мы дали, но, к сожалению, произошла задержка на уровне некоторых министерств и ведомств. Мы находим общий язык с собственниками, а их на территории судостроительного Николаева, как минимум, три: государство как собственник судозавода им. 61 коммунара, российский капитал на «Океане», Новинский на ЧСЗ. Есть решение Президента и главнокомандующего развивать направление военного кораблестроения, и это главное. Но нам пока не удалось сдвинуть с места начало работы по корвету. Неожиданно возникли проблемы с собственностью (имеется в виду решение суда о возврате ЧСЗ в госсобственность, — прим. ред.), но не думаю, что это будет непреодолимой помехой и кардинально повлияет на реализацию проекта. Для нас и для страны главная задача в этом году заложить основы этого военного корабля. Здесь нельзя тормозить. Чем дольше мы оттягиваем, тем больше появится желающих, скажем, изменить тендер, сменить подрядную организацию, судостроительный завод. Я убежден, что другого такого города, где бы находились такие судостроительные заводы, в Украине не существует. В полумиллионном судостроительном городе набрать нужных специалистов значительно проще, чем в Керчи или Феодосии, или даже Херсоне.
Если начатая работа будет доведена до логического завершения, мы осенью можем получить подписанные договора, в том числе о создании определенных организационных структур, кластеров, как их называют («кластер», если совсем коротко, — это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности страны в целом, — прим. ред.).Это реально, потому что мы убедились: Россия и Украина очень связаны в судостроительном комплексе. Научные учреждения, испытательные лаборатории — это было там, а тут работали профессионалы-практики. У нас свои верфи, стапели, на которых можно было строить любую судостроительную и кораблестроительную продукцию. Сегодня друг без друга решить задачи, которые стоят и перед нами, и перед ними, мы не можем. И Украина, и Россия — морские державы, но флоты, и у нас, и у них, изношены, их надо менять. Суда для транспортировки сжиженного газа строили для России японцы. Но есть и другие потребности. Если мы отстанем, догнать потом тех, кто уйдет вперед, будет сложнее и дороже. Или вообще невозможно.
- Кто будет представлять интересы России в обсуждении возможной судостроительной кооперации — Объединенная судостроительная корпорация, о которой так много говорят?
- Думаю, что интересы России в этом вопросе будет представлять правительство России. Какие бы объединенные компании сюда ни ездили и как бы они ни назывались, цель любой компании — получение прибыли. А нас в первую очередь интересуют рабочие места, потому что мы знаем — в судостроении рентабельность небольшая. Это государственные проблемы — занятость население, развитие машиностроения, укрепление обороноспособности. Поэтому в совместных проектах будут участвовать и государственные организации, и частные компании. У России своя государственная программа развития флота, у нас тоже есть своя программа, но у них денег побольше. И желания. Судя по тем документам, которые подготовила наша сторона, окончательные решения будут приниматься на уровне глав государств и правительств. Главная задача — продвижение конечного продукта. Украинские металлургические заводы делают классную корабельную сталь, значит, они тоже могут участвовать в разных формах судостроительной кооперации. Есть предприятия, которые производят комплектующие, и тоже будут заинтересованы в рамках совместной судостроительной программы. «Второе дыхание» может появиться у первомайского завода «Фрегат», который может производить различное крановое оборудование, лебедки и так далее для морских судов. Надо ли покупать люки, иллюминаторы и так далее, если мы можем производить это сами? Поэтому в поручении Президента сказано, что в рамках совместной программы обе стороны должны просчитать по всем комплектующим возможности наших стран, чтобы максимально использовать наши возможности, наши заводы, наших специалистов. Так случилось, что многие заводы в России и Украине технологично связаны между собой, а аналогичных заводов за рубежом просто не существует, и тут речь идет не только о судостроении, об атомной энергетике и еще многих отраслях. Что касается начинки судов или вооружения кораблей, то тут уже нужно будет ориентироваться на конкретного потребителя.
Слишком много времени ушло на политическую борьбу, на популистские решения, на проедание бюджета. Многое упущено — мы это видим по состоянию армии, нашего вооружения и так далее. Если сейчас этим не заняться, можно опоздать навсегда.
- Какие еще николаевские предприятия могут выиграть от разных форм судостроительной кооперации? Например, «Экватору» это будет интересно?
- Да, они же ориентированы на продукцию для жизнеобеспечения разных классов судов и кораблей и поставляют ее, в частности, в Россию. Возможности широкого сотрудничества — и технологического, и географического — огромны. Если заранее грамотно прописать модели взаимодействия. Но в принципе формы кооперации могут быть и гораздо шире.
Но для успешной реализации любого долгосрочного проекта государство должно задекларировать и неуклонно придерживаться того, что есть государственные интересы, есть интересы бизнеса, которые не должны противоречить государственным интересам, есть интересы людей.
- Об интересах людей. Когда заговорили о создании совместного украино-российского предприятия в рамках совместной судостроительной программы, в СМИ появилась информация о желании российской ОСК (Объединенной судостроительной корпорации, — прим. ред.) включить в СП и НПКГ «Зоря»-«Машпроект», что вызвало определенные опасения у работников завода, в том числе и потому, что с нашей стороны информация отсутствовала вообще. Люди боятся поглощения завода, сужения его сферы интересов и невозможностисамостоятельно экспортировать продукцию.
- А смысл наглухо связывать «Зорю»-«Маш-проект» с Объединенной судостроительной корпорацией, если львиную долю своих турбин завод поставляет для газоперекачки? Один из основных заказчиков предприятия — «Газпром», есть хороший контракт с Ираном, завод работает в две смены, а на следующий год запланирована еще большая загрузка. У «Зори»-«Машпроекта» высокорентабельная, конкурентоспособная продукция, внешние заказчики, что дает возможность государству зарабатывать валюту, своя конструкторская база. Это уникальное предприятие, и я не думаю, что Украина, органы государственной власти не отдают себе в этом отчет. Другое дело, что завод нуждается в обновлении основных фондов, в инвестициях, в государственной позиции по отношению к себе. Там, на мой взгляд, сегодня неплохой руководитель, который думает о перспективе, о будущем, и видит эту перспективу. Так что я не думаю, что государство допустит, чтобы завод угробили.
- На днях вы встречались с коллективом судозавода им.61 коммунара, и на этой встрече обсуждались варианты дальнейшего существования этого государственного предприятия. Позже ГНАУ в Николаевской области сообщила, что за списание основных фондов заведено уголовное дело на руководителя некоего государственного предприятия. Речь идет о судостроительном заводе им. 61 коммунара? Если да, то что там осталось после списания? Насколько потенциальных российских партнеров это удовлетворяет?
- Могу сказать, что наиболее активно занимались реализацией основных фондов на заводе им. 61 коммунара. Но могу сказать и то, что очень часто проверки налоговиков и их последующие действия идут не в пользу, а во вред предприятиям. Очень часто из-за каких-либо налоговых долгов инициируется банкротство, в результате чего останавливаются все экономические процессы, мы получаем далеко не всегда ликвидные основные фонды и кучу проблем. Это не героизм — возбудить уголовное дело. Нужно без уголовных дел отслеживать, куда деваются активные основные фонды, оборотные средства, найти их и вернуть. Лишать свободы человека — это крайняя мера, нужно его заставить возместить тот ущерб, который повлекли его продуманные или непродуманные действия. Мы в свое время инициировали, чтобы КРУ и правоохранительные органы навели порядок в реализации неликвидов. Мы же помним 90-е годы, когда судостроительные заводы продавали детали и прочее, в том числе из цветных металлов. Да и недавно на «Николаевэлектротрансе» продавали кабель, содержащий цветные металлы. Тут ведь главное, по какой цене продавали. Если продавали по цене ниже металлолома, тогда мы должны ставить вопрос о том, что ущерб должен быть возмещен, а виновные — наказаны. А когда один руководитель не может объяснить, почему он продал это по заниженной цене, а покупатель не может найти основания, чтобы вернуть недоплаченное, тут может идти речь о возбуждении уголовного дела. Мы передали материалы в прокуратуру Центрального района г.Николаева.
- Это по «Николаевэлектротрансу»?
- Нет, это по заводу им.61 коммунара. Но то же самое может быть и по горэлектротрансу, потому что фактически разницы нет. А на заводе мы спросили рабочих: вам не нравится, что разворовывается ваше предприятие? Не нравится. Тогда создавайте совместную с администрацией комиссию, и выясняйте, что продается, по какой цене. Если устраивает — подписываете акт и выпускаете груз за пределы завода. Потому что, если уже возникло недоверие, другого варианта не существует.
К сожалению, сегодня у облгосадминистрации не на все есть полномочия, официально управляет государственным заводом министерство. Мы не всегда можем быстро что-то остановить или реактивно принять какое-то решение. Во многих случаях решения принимаются за пределами региона. Но тем не менее именно в облгосадминистрации люди видят ближайший орган государственного управления. Он здесь, рядом. Сюда можно прийти покричать, побастовать и т.д. И я это понимаю. Как и то, что выслушать людей и вести с учетом их интересов переговоры в Киеве с определенными ведомствами — моя прямая обязанность.
- Россияне выставляют какие-то условия сотрудничества с заводом им. 61 коммунара?
- Конечно. Россияне — покупатели. Покупатели продукции. Может, мы с большим удовольствием (это моя точка зрения) продали бы этот завод россиянам. Если россияне покупают судостроительный завод — для ремонта своих судов и кораблей, или для их строительства, их, в первую очередь, интересуют заводские кадры, состояние основных фондов, чтобы определить затратную часть, определить себестоимость. Мы ведь давно убедились, что главное, не национальность собственника, не то, откуда он. На «Сандоре» были разные собственники, но она была эффективной тогда, остается стабильно работающим предприятием и после смены собственника.
- На ЧСЗ тоже были разные собственники за всю его историю, но как раз последний российский инвестор оказался далеко не самым удачным.
- Чуркины просто не представляли себе, зачем они покупают этот завод. Образно говоря, подвернулось дешево — решили взять. Это оттого, что у многих наших инвесторов пальцы веером, а серьезный иностранный инвестор все просчитывает заранее. Да, например, кризис может подкорректировать его планы. Но у Чуркиных кризиса не было, разве что только в голове. Они и Львовский автобусный купили, но пока я не слышал победных реляций.
- Мы можем считать, что кризис — это фильтр, который не пускает к нам глупых инвесторов с лишними деньгами?
- Может быть. Сегодня РФ покупает военный крейсер и будет его достраивать.Частные российские компании тоже интересуются заводом для размещения на нем других заказов. На каждый продукт, на каждую услугу есть свой покупатель.Главное, чтобы это было сделано вовремя, пока предприятие не остановилось, пока на нем есть персонал, способный выполнить работу, в которой кто-то заинтересован. Если частник продаст не вовремя — это его убытки. Если государство продаст не вовремя — это ошибки управления и убытки государству.
- Но мы пока 61-й не продаем? Мы только изучаем спрос?
- Не продаем. Хотя рассматриваются несколько вариантов. Одни говорят — давайте продадим. Другие — давайте реструктуризируем, а проще говоря, растащим. Третий вариант — найти заводу заказы, сменить управление, отбросить ненужные, непрофильные основные фонды. У каждого варианта есть свои сторонники, субъекты, готовые участвовать. До конца месяца мы должны все взвесить и направить в Минпромполитики, в Кабинет Министров свои выводы и предложения и потом согласованную точку зрения доложить Президенту. Времени мало, в сентябре должны быть подписаны документы на уровне двух стран. Мы считаем, что завод нужно сохранить и хотя бы на какой-то период сохранить государственную форму собственности, потому что кто-то должен нести ответственность по подписанным договорам. Если потом Россия захочет купить завод — это будет уже другой вопрос. В любом случае Украина должна сохранить свое лицо, репутацию надежного партнера.
- Привлечение инвестиций и активизация инновационной работы — одна из задач правительства. Сформирован ли в Николаевской области «портфель» инвестпроектов на 1-5 лет? Какие проекты в него входят?
Есть проекты, которые находятся в стадии окончания реализации. Это, например, строительство маслоэкстракционного завода на севере области, в Первомайском районе, который будет работать по новым технологиям, обеспечит 240 рабочих мест, грузопотоки и активизацию всего этого региона. Есть проект «НИБУЛОНа», он уже начат, и уже в сентябре вдоль течения реки Южный Буг мы сможем увидеть такие же современные элеваторы, которые это предприятие построило в Запорожской и других областях. Параллельно он обеспечит дополнительными заказами на баржи и буксиры завод «Океан». Автоматически решаются вопросы экологии и сохранности автомобильных дорог.
Есть проекты, за реализацию которых хотят взяться сразу несколько субъектов. Это организация дозагрузки судов типа ПАНАМАКС в районе банки Трутаева в районе Очакова, поскольку глубины в наших портах не позволяют полностью загружать такие крупные суда. Есть два проекта, и кто кого опередит, зависит только от субъектов хозяйствования. Могу сказать, что проект интересен и «НИБУЛОНу», и портовикам, но есть там и интерес «Ника-Теры», и НГЗ.
Дунайская стивидорная кампания работает над проектом по перевалке металла. Нам это выгодно.
- Это через Николаевский морской торговый порт, которому некоторые СМИ предрекают скорый рейдерский захват?
- Я не думаю, что возможен какой-либо рейдерский захват на территории нашей области. Кроме того, есть указ Президента, по которому назначение и снятие с должности руководителя государственного предприятия происходит по согласованию с руководителем областной государственной администрации. 9 июля я разговаривал с министром Минтранссвязи, в Николаевском морском торговом порту идет проверка Контрольно-ревизионного управления. Если в результате проверки будут даны неоспоримые факты нарушения со стороны руководства порта финансовой дисциплины, нанесения ущерба, то право министра и правоохранительных органов — принимать определенные решения и отстранять руководителя. Тогда я это пойму. Но никакого захвата предприятия, тем более государственного, тем более с военизированной охраной, быть не может. Период 2005 года, когда на ступеньках кого-то представляли, кого-то не пускали, канул в Лету. Такого не должно быть, и не будет.
Кроме этого, инвестпроекта в том же морском порту реализуется проект по перевалке нефтепродуктов. Очень выгодный, интересный и перспективный, открывающий новые возможности и по накоплению ГСМ, и по транспортировке. Есть определенные требования безопасности, которые должны быть выполнены. Еще один проект порта с участием швейцарской фирмы, который должен быть реализован в этом году, по перевалке хлор-калия. Порт уже работал с белорусскими калийными удобрениями, но сейчас проведена реконструкция, вложены серьезные средства. Кроме того, в порту через 1-1,5 месяца заработают дополнительные мощности по перевалке зерна. Да, это конкуренция порта и «НИБУЛОНа», в этом их интересы пересекаются.
В стадии согласования проекты «Ника-Теры». Есть генеральный план развития порта «Октябрьск», который предусматривает строительство еще 4-5 причалов. Должен сказать, что все проекты по морехозяйственному комплексу требуют многих согласований, и это понятно.
К осени будет презентован проект Новинского по развитию порта Очаков. Материалы уже проработаны и заявлены. Мы договорились с министром транспорта и связи о том, чтобы презентовать все проекты по морехозяйственному комплексу и получить подтверждение решения правительства по их реализации. В первой декаде августа у нас должен быть Премьер-министр, и мы хотим с его помощью сдвинуть и вопрос мостового перехода по японскому кредиту, и решить имеющиеся вопросы по инвестпроектам.
Есть проекты в пищевой и перерабатывающей промышленности, один из них продвигает Сергей Сыпко, бывший собственник «Сандоры», организовавший и построивший современное предприятие по выращиванию и переработке томатов. Есть проекты у «Лакталиса», которые включают и расширение производства, и создание и оборудование предприятий по закупке и доставке молока.
- О собственном животноводстве речь пока не идет?
- Идет. Они работают уже с несколькими предприятиями по увеличению и улучшению поголовья молочного стада. Мы хотим их привлечь для этого в Новоодесский район. Есть планы у Засельского сахарного завода по возобновлению мощностей и параллельному выращиванию на территории области сахарной свеклы.
Есть и менее масштабные проекты.
- В правительстве состоялись первые кадровые отставки. После этого и после жесткого разговора Президента с министром обороны вы не проводили аналогий, не говорили своей команде, что наступит определенное время, и вы поговорите с ними так же?
- К руководителям некоторых подразделений я присматриваюсь, и определенные изменения неизбежны. Я смотрю, кто как работает, как работает подразделение, где работа проваливается и почему. На первый и второй уровень подтягиваю молодых. Сегодня разговаривал с министром ЖКХ. Нам сначала дали отбой по одному из заместителей, но я объяснил, что беру этого человека для решения экономических и финансовых вопросов ЖКХ. Мне не нужен тот, кто занимается ремонтом крыш и стояков, этим должны заниматься другие. Меня однозначно не устраивает работа управления по транспорту. Мы серьезно перестраиваем работу по выдаче лицензий и проведению тендеров. Я предупредил, что если узнаю, что кто-то кому-то дает преференции, будет плохо. И это действует. И не только в этом случае. Каждый в команде должен понимать: если мы в понедельник договорились и приняли решение, то это решение должно быть выполнено в те сроки, которые оговаривались. Иначе незачем собираться. Пока у нас, кроме меня и Рукоманова, работают люди, которые моложе меня лет на 20.
С 16 июля начинает работать новый руководитель областного центра занятости — Владимир Луста. Его устраивает этот вариант, а я уважаю его как человека, который может ответственно выполнять порученную работу. А работа центра занятости должна быть перестроена. К его приходу завершает проверку КРУ, потому что там бюджетные деньги, которые платит государство за создание рабочих мест, переобучение, получение квалификации. А там работы не было никакой, а финансовых нарушений — выше крыши.
- Но Вороны уже нет в городе.
- А дело не в Вороне. А с другой стороны, кто захочет, достанет Ворону и в Одессе. Меня беспокоит другое: если человек, сбежав с одного теплого места, тут же находит другое, значит что-то не так в этом царстве. Работа центра занятости — очень важный участок, потому что это трудоустройство выпускников и так далее. Для меня важно, чтобы на этой должности человек реализовывал программу «Украина для людей». Программу, за которую проголосовало больше половины тех, кто пришел на выборы.
«Мнение избирателей никто не отбрасывает»
- Тогда о грядущих местных выборах и о законе, который определил правила, по которым будут проходить выборы в местные советы.
- А чего так все всполошились? Чего так всполошилась «Наша Украина»?
- «Наша Украина» как раз молчит, ей уже ничего не надо.
- Почему так кричит БЮТ?
- И БЮТ молчит, на удивление. На местном уровне уж точно.
- Любая партия, если она считает себя партией, не должна кричать. Кричат те, кто не понимает, что такое партия, что такое организационно-партийная работа. Это недоросли, а не партии. Они даже сами в себе не смогли разобраться, так могут ли они брать ответственность за дальнейшее развитие государства или региона? Вы только тогда владеете ситуацией и можете взять на себя ответственность, если у вас есть структура в каждой области, городе и районе. А если вас, условно говоря, 6 человек, и вы громко назвали себя партией, не должна кричать. Кричат те, кто не понимает, что такое партия, что такое организационно-партийная работа. Это недоросли, а не партии. Они даже сами в себе не смогли разобраться, так могут ли они брать ответственность за дальнейшее развитие государства или региона? Вы только тогда владеете ситуацией и можете взять на себя ответственность, если у вас есть структура в каждой области, городе и районе. А если вас, условно говоря, 6 человек, и вы громко назвали себя «фронтовиками», «партизанами» или как-то еще, то к кому вы предъявляете претензии?
- Это мнение зрелых партий. Но есть еще мнение избирателей, которые не понимают, почему в выборах по мажоритарным округам отказали самовыдвиженцам, почему в мэры можно выдвигаться только от партийной организации?
- Мнение избирателей никто не отбрасывает. Но избиратели всегда говорили: дайте нам возможность на мажоритарном округе увидеть конкретного человека. Другие говорили: мы за то, чтобы партия несла ответственность. Пожалуйста — 50% списки партий, которые мы открываем, 50% — конкретные люди. Выбирайте! Не захотят люди проголосовать — их право.
- Последний вопрос: Партия регионов поддержит Владимира Чайку на мэрских выборах?
- Мы думаем. Мы изучаем все — историю, биографию, а самое главное — изучаем социологию. Вот читаю результаты исследований. «Какие политические силы имеют больше всего шансов для победы на выборах в городской совет»: Партия регионов — 60%, Сильная Украина — 14%, БЮТ — 9%, Блок Литвина — 8,2% и так далее. «За какую партию респонденты никогда не проголосуют на выборах»: БЮТ — 42,9%, «Наша Украина» — 8,7%, ПР — 8,4%. Теперь к вашему вопросу — «Что, по мнению респондентов, было бы лучше для города: чтобы мэром оставался нынешний мэр, или чтобы мэром стал другой человек?». Вы как думаете, что ответили люди?
- Чтобы нынешний — 30%, чтобы другой — 45%.
- 29% — чтобы остался нынешний, 57,1 — чтобы был другой и 13% затруднились ответить. Есть почва для размышлений? Есть. Мы разные проводили опросы и по-разному задавали вопросы. В том числе и о том, какие задачи должен решать мэр, какие основные качества должны быть у этого человека и т.д. И сейчас мы, как в мастерской, под эту мерку примеряем разных людей. Мы опрашивали, кто бы подошел из потенциальных кандидатов, и что получилось: вполне подходит Чайка — 26%, Шаповалова — 8%, Бондин — 8%, Качный — 8%, Воронов — 6%, Забзалюк — 3%, Исаков — 4%, Задырко — 3% и так далее. «Не подходит»: 29,8 — Чайка. Если в равной степени как подходит, так и не подходит, значит, все зависит от технологий, которые можно применить. И от нового лица, от новой фамилии. При таких раскладах, при том, что подавляющее большинство сориентировано на нового руководителя, на лидера в этом государстве, если он выдвинется от БЮТ, его поддержат? Если он выдвинется от Сильной Украины, слабой Украины, «фронтовиков», его поддержат? Мы должны понимать, что на нас бремя ответственности. Да, есть разные подходы, разное видение, но даже прошедшие пять лет многому научили. В чем я на 100% убежден: при всех разговорах и криках, наличие структурированной партийной организации и депутатского корпуса не дало возможности разгуляться мэру. Когда были отдельные депутаты, он делал с ними, что хотел. А теперь он вынужден был учитывать наличие политической силы, и 50% депутатского корпуса поставили его в рамки. Я делал анализ, какие решения принимались в предыдущем созыве, что продавалось, как продавалось, кому продавалось. Поэтому я точно знаю: да, лидер — это хорошо, но важно иметь мощный депутатский корпус, потому что кадровые решения проходят через сессию горсовета, ключевые решения по земле, собственности и бюджету проходят через сессию. И мэр сегодня по отношению к депутатскому корпусу ведет себя совершенно по-другому.
- Николай Петрович, а в перечне тех фамилий, которые вы называли, вы сами мэра видите?
- У меня завышенные требования...
- Тем более.
- С учетом завышенных, пока не вижу. Лидеры рождаются, но мы их не всегда замечаем. Некоторым я предлагал, но они боятся идти.
- Боятся, что не осилят?
- Боятся потерять то, что есть. Но я в одинаковой степени опасаюсь и тех, кто очень рвется во власть, но не понимает, что дальше делать.
- Спасибо за интервью.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |