Цифры и факы
Борьба с коррупцией остается в Украине очень болезненной общегосударственной проблемой. О том, как обстоят дела по преодолению этой «головной боли» в нашем регионе, рассказала старший помощник прокурора Николаевской области Алина Жиганурова.
- Алина Наримовна, давайте начнем с определения, что такое «коррупция»?
- Под коррупцией понимается деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных полномочий для личного обогащения.
На сегодняшний день понятие «коррупция» — это из области административного правонарушения. Взяточничество, злоупотребление служебным положением и прочие преступления такого плана — они как бы вписываются в общее понятие коррупции, но вот непосредственно Уголовным кодексом Украины понятия коррупционного преступления не предусмотрено.
- То есть, совершение коррупционного правонарушения должностному лицу «грозит» только штрафом?
- Да, сейчас мы руководствуемся «Законом о борьбе с коррупцией» от 1995 года, который определят коррупцию как административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа.
- Кто является субъектом коррупционных нарушений?
- Согласно Закону о борьбе с коррупцией, субъектами коррупционных правонарушений являются государственные служащие, депутаты всех уровней, должностные лица органов местного самоуправления и работники правоохранительных органов. Субъекты медицинской сферы, работники лечебных учреждений, работники учреждений сферы образования, не имея статуса государственных служащих, не подпадают под действие данного Закона. Следовательно, оплата каких-то услуг, или иные вещи, которые в понимании граждан являются не чем иным, как коррупцией, -для вышеназванных категорий в медицинской и образовательной сферах не наказуемы. Может идти речь об уголовной ответственности медиков — в случае неоказания помощи, либо за вымогательство — если оно имеет место, но эта ответственность, повторю, не имеет отношения к Закону о борьбе с коррупцией, она определяется статьями Уголовного кодекса. Причем, до того, как привлекать человека к уголовной ответственности, нужно еще доказать, что он совершил такое преступление. А это — довольно сложно.
- Сколько лиц было привлечено к админответственности согласно Закону о борьбе с коррупцией в минувшем году?
- В 2009 году в Николаевской области к ответственности за коррупционные действия по протоколам о совершении коррупционных правонарушений привлечено 138 должностных
лиц. Они были привлечены за коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией. Из этих 138 лиц по результатам проверок, осуществленных именно органами прокуратуры, к ответственности было привлечено 53 человека.
- Можно ли более подробно об этом?
- В числе лиц, привлеченных к админответственности прокуратурой, 29 представителей органов местного самоуправления, 3 госслужащих (начальник отдела райгосадминистрации, работник исполнительной службы, работник органов земельных ресурсов) и 16 сотрудников милиции, из которых 6 — представители ГАИ, а также несколько представителей других подразделений правоохранительных органов. '
Так, начальник отдела образования Веселиновской РГА предоставила недостоверную информацию о том, что несовершеннолетняя девочка из неблагополучной семьи проходила курс индивидуального обучения. На самом деле ребенок не посещал учебное заведение, и, как показала проверка, никаких индивидуальных занятий с ним никто не проводил.
Заместитель начальника отдела государственной исполнительной службы Южноукраинска, используя свое служебное положение, на запрос прокуратуры предоставила недостоверную информацию о состоянии выполнения решения хозяйственного суда по иску прокурора. Фактически она действовала в интересах предприятия-должника, что было просто недопустимо. А вот случай с привлечением к админответственности работника отдела земельных ресурсов был связан больше с морально-этическим моментом. Специалист, пытаясь получить кредит, предоставила банку поддельную справку о доходах, завысив их реальный размер.
- В статистических данных фигурируют и работники милиции...
- К сожалению, работники милиции тоже совершают раз-
личные коррупционные правонарушения в виде получения незаконных вознаграждений, предоставления недостоверных данных, касающихся их служебной деятельности. Но рано или поздно такие деяния выявляются и пресекаются.
В минувшем году, к примеру, прокуратурой области были привлечены к админответственности 1 оперуполномоченный уголовного розыска г. Южноукраинска, 1 — из г. Первомайска, 2 — из Заводского РО НГУ, 1 — из Ленинского РО НГУ, в Первомайске — 1 оперуполномоченный и 1 следователь, в Новой Одессе — 1 участковый инспектор и 1 оперуполномоченный, а также оперуполномоченный Вознесенского РОВД.
- Можно ли назвать общую сумму штрафов, уплаченных вышеупомянутыми 53 должностными лицами?
- Суммарно они заплатили в госбюджет 15 тысяч 975 гривен. В местные бюджеты поступают только штрафы, которые накладывает админкомиссия. Разумеется, суммы штрафов — незначительны и явно не способствуют профилактике коррупции среди чиновников. Возможно, со вступлением в силу нового коррупционного законодательства ситуация изменится, но пока имеем то, что имеем.
- Кроме штрафа предусмотрено ли какое-либо другое наказание?
- Нет. В соответствии с законом взыскивается только штраф, а вопрос дисциплинарного взыскания — это прерогатива руководителя учреждения, честь которого коррупционным правонарушением «запятнал» тот или иной сотрудник. От таких сотрудников руководство старается избавляться, но не всегда их увольняют именно за дискредитацию. Лица, совершившие коррупционное правонарушение, стараются быстренько уволиться по собственному желанию, а через какое-то время могут прийти на службу и работать, как ни в чем не бывало.
- Как прокуратура выявляет подобные правонарушения?
- Чаще всего такие факты «всплывают». Источником такой информации для нас являются и обращения граждан о нарушении их прав, информация правоохранительных органов, СМИ. Специфика выявления этих правонарушений в том, что их нельзя запланировать. Можно проверять какие-то вопросы, и уже во время проверки обнаружить в них признаки коррупции. К примеру, в минувшем году по обращению граждан нам удалось «вывести на чистую воду» начальника Арбузинской исправительной колонии, который использовал труд осужденных на ремонте дачи, принадлежащей его жене.
Причем осужденных он привозил на дачу супруги без должного сопровождения конвоя, и они там работали без какого-либо надзора.
В августе 2009 года руководитель колонии был привлечен к админответственности (с него взыскали штраф в сумме 680 гривен) и уволен с занимаемой должности.
- Какова статистика нынешнего года?
- За 5 месяцев этого года силами всех правоохранительных сил области к админответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 62 должностных лица. По требованию прокуратуры — 31.
Из них — 2 госслужащих (начальник отдела образования Снигиревской РГА — за подписание акта выполненных работ при полном отсутствии выполненного объема этих работ, и заместитель начальника Еланецкого районного управления вет-медицины, который подделал протокол об админнарушении). В число лиц, совершивших коррупционные правонарушения в данный период, попали также 19 работников органов местного самоуправления и 9 работников милиции: 1 участковый из Первомайска, 1 инспектор ГАИ г. Николаева, 1 участковый г. Южноукраинска, 1 участковый Корабельного РО НГУ, 1 участковый Ленинского РО НГУ, 1 участковый Заводского РО НГУ, 1 участковый Арбузинского райотдела милиции, 2 оперуполномоченных Центрального РОВД.
Квалификация правонарушений зависит от фактических обстоятельств его совершения, из которых усматривается, содержит ли данное деяние состав преступления или административного правонарушения.
Юридического разделения между коррупционными деянием и, к примеру, получением взятки нет, На практике разграничение между административным правонарушением, каковым является коррупционное деяние, и уголовно наказуемой взяткой состоит в сумме полученного незаконного вознаграждения и обстоятельствах его совершения, а также определяется по фактическим обстоятельствам совершения правонарушения. Надеюсь, с введением в действие нового антикоррупционного законодательства эффективность работы правоохранительных органов возрастет многократно, а борьба с коррупцией выйдет на новый, более результативный уровень.
- Спасибо за откровенный разговор.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |