Николаевнам предстоит пережить еще одну, третью с 1997 года, реформу ЖКХ. Нас готовят к тому, что в ходе реформ повышение тарифов неизбежно. С 1 августа — на газ. Затем — на поставку тепла и воды. А потом — и на все остальные услуги ЖКХ. Попытаемся проанализировать, есть ли смысл в повышении тарифов, и правильно ли понимают политику, проводимую государством, руководители на местах. Что должно последовать за повышением тарифов, и без чего это повышение превратится в покрытие бесхозяйственности и получение сиюминутной выгоды для коммерческих структур.
Со времени принятия Закона «О местном самоуправлении», который назначает органы местного самоуправления ответственными за качество услуг ЖКХ, защиту прав потребителей и за контроль за содержанием зданий и коммуникаций принималось бесконечное множество решений о реформе, обещающей улучшение на всех этих направлениях и связанное с этим увеличение тарифов. И что изменилось за 13 лет в результате так называемых «реформ»? Чище ли стали дворы и лестничные клетки, проще ли стало добиться отремонтировать крышу или откачать воду из подвала? Все исследования показывают, что проводимые реформы не привели к улучшению качества услуг, а удовлетворенность населения услугами ЖКХ по-прежнему низкая. Люди слабо верят в перспективы улучшения обслуживания после повышения тарифов, считают, что все пущено на самотек, и хаотичная деятельность городских властей далека от понятия последовательного управления ситуацией.
Так управляемая или нет ситуация с реформой ЖКХ?
Горсовет ограничился принятием в 2004 году второй «Программы реформирования ЖКХ до 2010 года», и гордо самоустранился. Об убогости ее содержания разговор отдельный. Нас же интересует, стала ли эта, пусть и несовершенная, Программа руководством к действию.
Как известно, процесса управления просто нет, если не выдерживается последовательность элементов управления: планирование цели, организация выполнения, мотивация и контроль исполнения. Принятие Программы ЖКХ — это всего лишь декларация о намерениях или планы на будущее, т.е. первый этап процесса управления. Затем должны следовать конкретные задачи и способы их решения, взаимодействие элементов, обеспечение ресурсами, — т.е. организация процесса. Не забудем о мотивации для исполнителей всех элементов процесса, иначе эффективность управления снизится. И, наконец, важнейшая часть процесса — контроль исполнения и корректировка планов в случае необходимости.
К сожалению, с 1997 года, года начала первой волны реформ ЖКХ, нет ни одного решения горсовета или горисполкома, посвященного тому, а как же она, реформа, организована и выполняется, дала ли она запланированный эффект. Хотя понять отсутствие контроля за ходом выполнения Программы несложно. Ведь лозунги типа «выше, больше, лучше», как и демагогические заявления — проконтролировать невозможно.
Разве не демагогичным выглядит программное заявление городских властей: к 2010 году довести количество ОСМД до 25% от общего количества многоквартирных домов. При этом понятно было всем, что создать ОСМД в неотремонтированном капитально доме — означает переложить груз оплаты за капремонт на плечи жильцов. И кто на таких условиях при любой агитации за преимущества ОСМД согласиться взять на баланс полуразрушенный дом с закончившими срок эксплуатации системами? Только коммерческая структура, которую дальнейшая судьба дома не беспокоит. Зато можно на пустом месте регулярно получать прибыль чистоганом, имея на балансе многомиллионную недвижимость и не вкладывая туда ни копейки своих денег. И это называется «реформы»?
На что рассчитывают создатели таких программ реформирования, сколько можно уговаривать народ потерпеть повышение тарифов, по принципу героя, уговаривающего беременную жену: «Потерпи — может, рассосется». Не рассосется! Сколько можно покрывать издержки нерационального хозяйствования и энергопотерь за счет повышения тарифов? Нас убеждают, что переход на рыночные рельсы в ЖКХ и повышение тарифов автоматически решит все проблемы. Проблемы некоторых коммерческих структур решит — это точно. На сегодня управление реформами Департаментом ЖКХ сводится к распределению участков обслуживания между коммерческими структурами, а реального разделения функций заказчика и исполнителя так и не произошло. И это называется создание конкурентной среды,
когда основной потребитель — жилец, устранен от принятия решения? Такая политика приведет не к появлению конкуренции, а к покрытию бесхозяйственности за счет населения. Сегодня, формально соблюдая решение правительства о создании рыночных отношений в ЖКХ, городские власти фактически «пригласили волка охранять овец».
Всё более становиться очевидным — у власти нет понимания принципов управления изменениями, у органов местного самоуправления нет политической воли для создания принципиально новой системы обслуживания жилья, при которой главным действующим лицом становиться тот, кто выкладывает реальные деньги — владелец квартиры. Нет механизмов стимулирования энерго- и ресурсосбережения, привлечения инвестиций и новых методов управления в ЖКХ. А значит, и повышение тарифов сработает с точностью до наоборот.
Принятые национальные программы слабо согласовываются с программами региональными, а городские власти как будто бы вообще их не читают, или читают, но выборочно. Видят только то, что им выгодно — поднятие тарифов, приватизация ЖЭКов и коммерциализация услуг ЖКХ. А где контроль за состоянием конструкций и систем дома (паспортизация и регламент эксплуатации домов), развитие института управляющих структур (заказывать услуги и нанимать обслуживающие организации по поручению владельцев должны зависимые от плательщика сертифицированные управленцы)? Как, по мнению городских властей, должно происходить техническое и энергоперевооружение ЖКХ, а также привлечение туда инвестиций? Где конкретные методы экономии ресурсов и повышения уровня качества предоставляемых услуг? Риторические вопросы для сегодняшней власти.
Там, где нет контроля и политической воли, а есть только демагогия, заканчивается реформа и начинается самодеятельность коммерческих структур. Без активного вмешательства сил, способных реализовать политическую волю и проявить умение управлять изменениями в ЖКХ, реформа будет тормозиться, а жильцы — реальные владельцы домов и территории — так и не будут допущены к влиянию на качество услуг и тарифов. И если мы позволим принять еще одну такую «программу реформирования», то к следующему этапу реформировать будет уже нечего.
Сейчас идет подготовка к местным выборам, и хочется, чтобы эта статья стала предложением для партий, которые наверняка будут обещать счастливую жизнь, рассказать не лозунгами, а конкретно, что они думают о реформе ЖКХ. А мы, читатели, обсудим эти их предложения.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.021Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |