ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Наше «ноу-хау» — для китайских десантных кораблей
22.07.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 83(2945) / Тираж: 7500

Разработка ученых НУК им. адмирала Макарова под названием «Бассейн для исследования подъемного комплекса судов на воздушной подушке» победила на Всеукраинском конкурсе «Изобретение-2009» в номинации «Лучшее изобретение в отрасли транспорта».

Руководитель проекта — заведующий кафедрой морских технологий, доктор технических наук, профессор Владимир Зайцев. Главным разработчиком новой установки является его сын — научный сотрудник НУК Дмитрий Зайцев, также над нею работает и старший сын профессора, Валерий — кандидат технических наук, доцент. Суда на воздушной подушке (СВП) наиболее распространены в ВМФ, но применяются и для перевозки пассажиров, грузов, а также активно используются спасателями. Основное их преимущество — большая скорость и возможность перемещаться как над водой, так и над твердой поверхностью. Одним из важнейших элементов такого судна является гибкое ограждение — мягкая оболочка, которая находится между корпусом и поверхностью, необходимая для преодоления препятствий и волн. Ученые НУК создали установку для испытаний моделей гибких ограждений СВП, с помощью которой процесс разработки новых ограждений значительно ускорился, кроме того, ее применение позволит сэкономить немалые средства.

Практическое значение установки растет в свете выполнения так называемого «китайского заказа». Дело том, что Китай заказал Украине серию десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». Сам проект разработан еще в советские времена, ныне запланирована его модернизация. Гибкое ограждение для него совместно разработали российские и украинские инженеры, однако выпускал ее завод в Ярославле, поэтому россияне считают ее своей интеллектуальной собственностью, рассказывает Владимир Зайцев. Создание новой «юбки», по словам профессора, позволит сделать проект чисто украинским и приведет к существенной экономической выгоде.

Сейчас в университете создается теоретическая и экспериментальная база, которая позволит спроектировать более совершенное гибкое ограждение для «Зубра». В этом процессе планируется задействовать и разработанную в НУК установку. Кроме того, в НУК работают над созданием малых СВП. «На внутреннем украинском рынке существует значительная потребность в небольших СВП различного назначения, в первую очередь для подразделений МЧС. Сегодня суда такого типа Украина импортирует из России по достаточно высоким ценам. Так, например, Николаевский горноспасательный отряд купил спасательное судно на воздушной подушке «Пегас-5У» за 100 тысяч долларов. Наш СВП, в случае если удастся наладить его производство, будет в 2 раза дешевле. Для опытного образца понадобится 50-70 тысяч долларов», указывает Валерий Зайцев. А Владимир Зайцев прибавляет, что создание нового гибкого ограждения для «Зубра» и новых малых судов на воздушной подушке является одним из приоритетных направлений для НУК. Сегодняшняя задача — спроектировать малое судно на воздушных подушках (например, для подразделений МЧС) и наладить его мелкосерийное производство.

Проектировать и строить СВП сегодня, кроме Украины, способны только 6 стран мира: Англия, США, Канада, Россия, Австралия и Новая Зеландия. Реализация «китайского заказа» и постройка серии малых судов на воздушной подушке позволит Украине подтвердить этот статус.

Автор: Алла Мирошниченко.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.144
Перейти на повну версію сайту