Мировой опыт регулирования предпринимательской деятельности доказал бесспорную эффективность саморегулирующих профессиональных организаций малого и среднего бизнеса.
Заменяя большое количество разрешающих и контролирующих органов, отраслевые объединения путём формирования норм и правил поведения на рынке достигли ожидаемого результата в вопросах построения цивилизованных отношений в бизнесе. Коллегиальное управление отраслями, репутационная и материальная ответственность, соблюдение квалификационных требований и конкуренция позволили вытеснить дополнительные функции государственного регулирования, неизбежно сопровождающиеся коррупцией, непрофессионализмом и принятием неэффективных регуляторных актов.
Анализируя ситуацию с регулированием отечественного бизнеса начиная с далёких 90-х, можно с уверенностью сказать, что наши предприниматели прошли путь, характерный только для нашей страны, испытывая на себе все законодательные эксперименты, щедро внедряемые украинскими политиками и местными чиновниками. Принятие законов, постановлений для предпринимателей, всевозможные форумы и совещания радикально не изменили регуляторный климат для отечественного бизнеса. И основные причины сложившегося положения дел являлись не только в умении местных чиновников и депутатов искусно превращать разрешающую и контролирующую функцию в самый прибыльный для себя бизнес, а и в неумении противостоять таким принципам регулирования самих предпринимателей.
Многочисленные общественные институты, работающие над проблемами регулирования отечественного бизнеса в Украине пришли к единодушному выводу, что изменения существующей ситуации возможно только после реализации двух составляющих: создания чётких правовых рамок для субъектов, наделённых властными полномочиями, и формирования действенной системы общественного контроля за их деятельностью. Первой неудачной попыткой привлечения предпринимателей к процессу регулирования их деятельности в регионах было создание координационных советов при администрациях и исполкомах. Этот механизм построения партнёрских отношений между бизнесом и властью не получил широкой поддержки у предпринимателей. К основным причинам формальной работы координационных советов можно отнести: первое — это то, что представители разных сфер бизнеса не находили большого интереса в обсуждении проблем других отраслей, и второе — предоставление прав формирования координационных советов представителям власти приводило к тому, что эти органы создавались из числа людей, к ним приближенным, и, естественно, неспособных отстаивать интересы предпринимателей.
Основными же преимуществами объединений и советов, формируемых по отраслевому принципу, являлась большая заинтересованность и сплочённость предпринимателей, возможность выдвижения лидеров, способных профессионально отстаивать интересы отрасли и формировать общее видение их стратегического развития в государстве.
Принятие постановления КМУ «О создании местных и региональных отраслевых советов предпринимателей» по-разному было воспринято представителями местных органов власти. Одни губернаторы и мэры видели в них механизм объединения и возрождения отраслей, так необходимых для развития городов и районов, другие, понимая, что отраслевые советы формируют атмосферу прозрачности при принятии ими решений, старались противостоять их созданию из независимых предпринимателей, саботируя выполнение постановления. С настороженностью к формированию отраслевых советов в регионах отнеслись некоторые общественные организации — «старожилы», созданные по конъюнктурному принципу, представители которых видели в них конкурентов. Стараясь всегда находиться поближе к политическим лидерам, они научились извлекать свой коммерческий интерес, получая дивиденды за лояльность к той или иной политической силе. Создание же вертикали отраслевых советов в городах и районах, предполагающих выдвижение предпринимателями своих лидеров для защиты интересов их отрасли, предоставило возможность совету предпринимателей при КМУ обеспечить чёткую связь и взаимодействие с предпринимателями каждого города и региона Украины.
Внедрение практики проведения встреч Госкомпредпринимательства с представителями отраслевых советов из регионов подтвердило эффективность построения отношений именно с отраслями. Основной орган, отвечающий за методологию регулирования предпринимательства в Украине получил возможность конструктивного общения с представителями конкретных отраслей, чётко предлагающих пути решения проблем и перспективы регулирования их отрасли. Стала формироваться среда из наиболее активных и конструктивных лидеров, представляющих каждую отрасль, способную вместе с Госкомпредпринимательством и органами исполнительной власти работать над созданием оптимальных «регуляторных карт» для эффективного регулирования предпринимательской деятельности.
Но одним из самых важных достижений, которые были достигнуты при внедрении отраслевого принципа было то, что предприниматели, объединившись в отраслевые советы и обсуждая насущные проблемы отраслей, стали понимать необходимость саморегулирования и формирования цивилизованных отношений, так необходимых для становления отечественного бизнеса в Украине.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |