ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«Альянс»: от базара — к рынку, от рынка — к торговому комплексу
24.07.2010 / Газета: Южная правда / № 79(22669) / Тираж: 24600

Несмотря на кризисные барьеры, у коллектива новоодесского рынка цель прежняя — развитие

«Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки!» — высокопарно воскликнул бывший светский лев. «Так протянете ноги!» — иронично осадил его сын турецкоподанного. Он знал, что говорил. Знаменитая фра за Остапа — «Придется переквалифицироваться в управдомы» — продиктована ни чем иным, как изменением обстоятельств.

Многим в 90-х, когда страна стала сплошным базаром, пришлось, дабы выжить, наступить на горло собственной профессиональной песне, в чем-то, возможно, изменить свою суть, природу: не каждому дано торговать в самом прямом смысле слова. Но это, действительно, оказалось спасением от еще более массовой безработицы, единственным способом выживания.

Сегодня мы заметно отошли от образа «диких базаров», рынки, остающиеся для большинства людей социально значимым сектором экономики, входят в цивилизованную форму. А главное — в их недрах тоже зарождалось массовое ныне сообщество мелких и средних предпринимателей.

Новоодесский рынок ООО «Альянс» тоже проходил непростой путь развития. Сказать, что с нуля? Почти. Когда учредители предприятия выкупали земельный участок, на котором находился бывший райснаб, здесь уже были проложены основные коммуникации.

- Первым делом для нас, безусловно, была организация рабочих мест, — рассказывает директор ООО «Альянс» Павел Николаевич Богза. — Начинали с

20 — 30 киосков, затем сюда перешло предприятие «Світанок». И в 2001 году возник настоящий рынок. Сначала здесь работало 25 — 30 человек, а сегодня — около 250.

- Если вспомнить, для Новой Одессы это было не рядовым явлением, — добавляет заместитель директора «Альянса» Анна Семеновна Витковская. — А для сельских жителей района — тем более. Прежде у нас был городской рынок, работавший только по выходным, находился он в районе автостанции, представлял собой грубо сколоченные столы... Понятно, что его оттуда убрали, а центр торговли района перенесли на территорию бывшего райснаба.

Вообще, наши рынки и рыночки — явление интересное и парадоксальное: здесь очень высокий образовательный уровень. «Судьба заставила людей заняться торговлей, — говорит Павел Николаевич, — у нас много с высшим образованием».

В первую очередь нужно было оборудовать крышу над головой, защитить предпринимателей от жары, дождей и снегопадов. Все поступающие средства шли именно на это. Сначала накрыли продовольственный ряд, позже — промышленный сектор, продолжается работа в овощном. Среди самых насущных задач было обеспечение освещения рабочих мест и территории рынка...

Не все сразу — кирпичик по кирпичику. Если проанализировать объем работ, проведенных на рынке, выглядит он вполне солидно. За последние годы здесь обновили фасад, провели монтаж отопительной системы помещений ветеринарной лаборатории и парикмахерской, здесь же установили электроводонагреватель, оборудовали в лаборатории вытяжную вентиляцию. Также оборудовали помещение для стирки спецодежды, хранения инвентаря. Разумеется, дабы обеспечить нормальный процесс торговли, закупаются оборудование, инструменты, инвентарь, электронные контрольные весы. Вкратце непросто перечислить объем работ, определенных и самой жизнью, и законодательством, в частности, требованиями Закона «О защите прав потребителей». Ежедневная дезинфекция мясного и молочного павильйонов, рыбных рядов, генеральная уборка территории, ежемесячная дезинфекция мест торговли, инвентаря и оборудования... Все это — содержание, смысл рабочих будней коллектива «Альянса».

Кто-то скажет: ну, это же не ноу-хау — парикмахерская, кафе, ремонтная мастерская на рынке. Да, но не везде они открываются, никто ведь не заставляет. В ООО «Альянс» не только деньги, прибыль считают или стараются уйти от убытков. Это уже исторически сложилось: редко в каком селе человек может, не выезжая за его пределы, постричься, побриться, что-то отремонтировать. Как известно, все удобства — в райцентре. А там иногда и некогда идти в городскую парикмахерскую или кафе — на автобус нужно успеть... Развивая бытовую инфраструктуру, новоодесситы стремятся к тому же, чего хотят и многие их коллеги: чтоб слово «рынок» по праву было заменено на «комплекс».

Легко сказать... Самым удачным, эффективным периодом деятельности ООО «Альянс» Павел Николаевич Богза считает 2007 — 2008 годы. Заметно росли доходы, поступали средства на развитие.

- Это выражается желанным словом — «стабильность», — говорит Анна Семеновна Витковская. — Тогда явно выросла активность предпринимателей, открывались новые торговые места. Многие брали кредиты. Кто знал, что так ударит кризис?.. Его называют мировым, но касается он каждого предпринимателя. Если прежде, как минимум, ежеквартально что-то на рынке добавлялось, то сейчас количество торговых мест сокращается. А значит, и средств. На начало нынешнего лета задолженность по арендной плате составила почти 40 тысяч гривень. Не обошлось и без сокращения обслуживающего персонала рынка.

Все эти годы, без исключения, мэрия, горсовет Новой Одессы шли навстречу, помогали ООО «Альянс». В городе крупных предприятий фактически нет, рынок дает немалую часть бюджетных поступлений, создает рабочие места. В активной фазе был процесс передачи еще одного участка земли, расширения территории, но опять же кризис помешал. Хотя с повестки дня перспектива не снимается.

Для администрации рынка предприниматели — не абстрактные люди, которые платят предприятию деньги. Павел Николаевич и Анна Семеновна с удовольствием называют имена тех, кто работает, можно сказать и так, творчески: мебельный магазин — Татьяна Панина, у нее точки не только в Новой Одессе; продовольственная группа — Любовь Ипатенко, Валентина Медынская (у нее три точки на рынке); хозяйственная группа — Виталий и Ольга Яровые (четыре точки); промышленная — Людмила и Владимир Новохатько, Ирина и Вячеслав Литвинчук...

Ныне здесь постоянно пульсирует жизнь. Особенно в воскресенье и вторник, в эти дни заняты абсолютно все места. В воскресный день приезжают фермеры с зерном, живностью, другой продукцией, а во вторник — торговля из Вознесенского, Еланецкого, Братского, Кривоозерского районов.

Наряду с ожиданием стабильности — тревога: как откликнутся предпринимателям изменения в законодательстве? Все обещают послабление, а на деле выходит иначе...

Но будущего никто не отменил. И планов на будущее — тоже. Директор «Альянса» П. Н. Богза рассчитывает оборудовать, в частности, торговые точки для фермеров из Кривого Рога, торгующих комбикормами, — чтобы не с машины продавали. А еще — чтобы абсолютно все было под крышей. И через пару недель перевести торговлю рыбой в павильон... Даже в трудные времена жизнь полна планов и замыслов. И работы.

Автор: А. РОМАНЮК.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014
Перейти на повну версію сайту