Смекалка нашего народа давно вошла в поговорки, каких только путей не находят граждане, чтобы себе любимому сделать хорошо и обязательно при этом соседу насолить. В середине 90-х зародилось в больших и малых городах частнособственническое движение под девизом: «Мой дом — моя крепость». Под громким с ловом «дом», как вы понимаете, чаще всего подразумевается квартира в многоэтажном доме и хорошо еще, если в «сталинке», а то ведь все мы дети «хрущевок». Наши общежития-муравейники, строившиеся когда-то как временное жилье для растущих промышленных городов стали к началу 21 века единственным пристанищем миллионов и вот эти самые миллионы в одночасье решили, что приватизировав свои квадратные метры, можно на них строить самостоятельную систему жизнеобеспечения, не заботясь о тех, кто живет по соседству.
Первыми на очереди оказались блага цивилизации, благодаря которым, собственно, и строились большие города. Централизованное отопление, преимущество которого было доказано давно и не нуждалось в подтверждении, оказалось самым слабым звеном. А что, народ наш смекалистый, что ему стоит установить в квартире автономное отопление, разбалансировав при этом всю гидравлику дома? Сам отключившийся страдать ведь не будет, а соседи? Это, как говорится, их проблемы. Так начиналась индивидуализация, при попустительстве ЖЭКов, отсутствии нормативно-правовой базы и горячем желании индивидуумов стать независимыми от всех и вся.
Елена Степановна Корниенко, николаевская пенсионерка, рассказывает, что когда в их высотке отключились от централизованного теплоснабжения пара-тройка квартир, в общем-то это было незаметно. Но через несколько лет, когда индивидуалистами стали практически каждая вторая квартира, бедным пенсионерам пришлось хлебнуть горя. «Мы живем на последнем этаже, — рассказывает Елена Степановна, — под нами три квартиры перешли на автономное отопление. Вот уже три зимы подряд мы с мужем не просто мерзнем, а вымерзаем».
«Все многоэтажные дома Николаева и других городов изначально спроектированы для централизованного отопления, — рассказывает Михаил Ваколюк, главный инженер НТЭЦ, — при установке индивидуального отопления в отдельной квартире меняется гидравлика по стоякам, ухудшается теплоснабжение тех квартир, которые находятся ниже или выше отключившейся. Для его возобновления нужно менять диаметр трубопровода дома и заново перенастраивать гидравлику. Это дополнительные затраты, которые ложатся на плечи организаций, обслуживающих внутридомовые сети, т. е. ЖЭКов. Я уже и не припомню, когда это было, чтобы николаевские ЖЭКи что-то подобное делали, если делали вообще». Иными словами, поставив в своей квартире автономное отопление, жильцы оставляют своих соседей с носом, очень холодным носом!
Под автономным отоплением понимается устройство источника теплоснабжения отдельного помещения (квартиры) в домах многоэтажной застройки, оборудованных системами централизованного теплоснабжения, на основании самостоятельного отдельного источника тепла в виде газового или электрического котла или конвекторов. При любой конструкции автономка должна обеспечивать не худшие, чем при централизованном отоплении, условия проживания и эксплуатации в реконструируемой и смежных квартирах и здания в целом.
При этом собственники квартир, в которых установлено индивидуальное отопление в соответствии с Правилами подачи услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных Кабинетом министров Украины от 21.07.2006 г. № 630, должны принимать участие в расходах на централизованное отопление мест общего пользования. Размер этих платежей определяется в соответствии с Методикой расчета количества теплоты, использованной на отопление мест общего пользования многоквартирных домов и определения платы за отопление, утвержденной приказом Кабинета министров от 31.10.2006 г. № 359. По информации Департамента ЖКХ, в Николаеве на сегодняшний день нет ни одного дома, где бы собственники квартир, установившие автономку, платили за обогрев мест общего пользования. Правда, в последние год-два процесс оттока на индивидуалку несколько поутих и связано это с тем, что появилась нормативно-правовая база, которая регламентирует процесс отключений.
Так как мы имеем дело с централизованным теплоснабжением, то и рассмотрим устройство автономного отопления применительно к ситуации, когда владелец помещения (квартиры в многоквартирном жилом доме) решает установить систему в своем помещении, изначально имевшем централизованное теплоснабжение. Для начала необходимо четкое представление того, что устройство индивидуального отопления является изменением существующих проектно-технических решений действующего здания, к тому же — жилого, и должно выполняться в полном и строгом соответствии с нормами и требованиями на реконструкцию помещений. Причем, соблюдение требований норм и правил на реконструкцию помещений обусловлено не чьими-то фантазиями, а необходимостью сохранить работоспособность системы теплоснабжения здания и гарантировано обеспечить теплом, оставшуюся на централизованном теплоснабжении часть здания. С учетом того, что это жилье — выполнение этого требования является основой и не может быть вольно трактуемым.
Основанием для устройства автономки является разрешение межведомственной комиссии при соответствующих районных администрациях. За последние несколько лет (2005-2009 гг.) нормы и правила, устанавливающие объем требований и порядок устройства и организации перевода теплоснабжения на автономные источники теплоснабжения кардинально изменились.
Началось все с Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 4 от 22.11.2005 г. и соответствующего Решения НГИК № 551 от 24.03.2006 г., по которому разрешение на автономное отопление получал владелец помещения (квартиры) по факту появления у него соответствующего желания, оформленного в виде заявления в межведомственную комиссию при райадминистрации.
В дальнейшем приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 169 от 06.11.2007 г. «Об утверждении изменений в приказ № 4 от 22.11.2005 г.» была исключена возможность предоставления разрешения на устройство автономного отопления в отдельных квартирах многоквартирных домов — рассмотрению межведомственной комиссии подлежали вопросы отключения от сети ЦО и ГВС и устройство автономного отопления лишь домов в целом. На основании этого приказа был введен мораторий по г. Николаеву на работу межведомственных комиссий и приостановлено делопроизводство по АО (решение НГИК № 114п от 12.03.2008 г.).
В 2009 г. (24.07.2009 г.) Николаевским ГИК было принято решение № 1571, согласно которому изменены условия предоставления разрешения владельцу помещения на организацию автономного отопления и стало возможным отключение отдельных квартир в многоквартирных домах и устройство в них индивидуалки, но только как меры нормализации теплоснабжения отдельной квартиры и при наличии документов, подтверждающих объективно некачественное теплоснабжение и невозможность его нормализации (перечень соответствующих актов-справок и пр. прописан в данном решении и достаточно обширен). Но указанное решение идет в разрез с приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 169 от 06.11.2007 г., по которому таких действий не предусмотрено. В результате — прокуратурой Николаевской области на решение Николаевского городского совета № 1571 от 24.07.2009 г. «О предоставлении согласований при переведении отдельных квартир в многоквартирных домах и устройство автономных систем отопления и горячего водоснабжения» вынесен протест, который городские депутаты не смогли преодолеть, несмотря на два голосования. Но межведомственные комиссии при РА продолжают свою работу, невзирая на ее незаконность в рамках его положений. Таким образом в Николаеве искусственно создана ситуация: «Нельзя, но при наличии особых условий, вроде как бы — можно».
Также сохранилась возможность перевода на автономное отопление группы потребителей жилого многоквартирного дома, квартиры которых технически объединены одним конструктивом отопительной системы (для примера — полное отключение всех квартир одного подъезда и переход их на индивидуальное отопление в доме, где системы отопления каждого подъезда технически независимы) или полного переустройства здания на автономное отопление с отключением от сетей централизованного теплоснабжения. К примеру, дом по ул. Потемкинской, 16, оставшийся без теплоснабжения в результате выхода из строя большого участка теплотрассы и вынужденно попавший в ситуацию поголовного устройства автономки всех квартир или по ул. Севастопольской, 49, где квартир, оставшихся без автономного отопления, оказалось меньше, чем уже с автономкой, и они также установили его себе, в результате чего жилая часть здания полностью отключена от теплоснабжения.
Согласитесь, если на законных основаниях переходить на автономку, то процесс оказывается длительным, запутанным и долговременным, иное дело отключиться самовольно, а потом задним числом оформлять необходимые бумаги. Таких «умельцев» в Николаеве на сегодняшний день немного, но они есть. Улица Лягина, д. 26а, кв. 17, абонент Николаевской ТЭЦ установил в своей квартире электроотопление и в ус не дует! И совсем просто вообще отрезать батареи отопления, как говорится, сколько той зимы! Улица Молодогвардейская, д. 53, кв. 28, в квартире демонтированы приборы отопления, ЖКО составлен акт обследования-предписания на восстановление системы отопления. Разрешения на установку индивидуального отопления нет. Долг за отопление — 5224,5 грн. Есть решения трех судов о взыскании долга. Проспект Ленина, д. 184, кв. 66, поступило заявление на отключение, проверка показала — ничего не выполнено: ни собственно отключения, ни устройства чего-либо взамен. Улица Заводская, д. 27, корп. 4, кв. 4, абонент написал заявление на отключение, приложил акты об отключении в произвольной форме, составленные с соседями. Долг за отопление 3480,19 грн. Чигрина, д. 78-б, кв. 54, документов на автономку нет, владелец квартиры самовольно отрезал батареи, ничего не поставлено взамен. Совместным с ЖЭКом актом этот факт зафиксирован. Долг 1369,97 грн.
Правда, во всех вышеперечисленных случаях, сколько веревочке не виться, все равно конец у нее будет, поскольку самовольное решение отключиться от централизованного отопления не освобождает абонентов от оплаты, согласно Договору и действующему законодательству Украины. Мы все живем в социуме, а не на необитаемом острове.
Еще одним легитимным случаем устройства автономки остается ситуация перевода помещений первых этажей в многоэтажных домах в нежилые при изменении его назначения, при котором производится реконструкция с организацией отдельного выхода на улицу и изменением режима теплопотребления (офис, торговое заведение и т. п.). Оформляются выполненные работы по устройству автономного отопления на основании пакета согласованной и утвержденной документации по факту готовности и запуска в работу. Исключается помещение (квартира) из числа потребителей централизованной тепловой энергии на основании акта установленной формы, оформленного при участии представителя теплоснабжающего предприятия. В любом режиме эксплуатации автономного отопления соблюдение температурного режима в помещении на уровне санитарных норм — обязательно. Нарушение этого требования административно наказуемо (для владельца помещения — физлица — в том числе). Это значит, что установив автономное отопление и не пользуясь им в целях экономии, владелец помещения нарушает нормы содержания здания и ухудшает условия смежных квартир, что чревато вполне определенными последствиями. Это требование четко изложено в «Правилах содержания жилых домов и придомовых территорий», утвержденных 17.05.2005 г. Приказом Министерства ЖКХ № 76. Так что все попытки владельцев квартир первых этажей многоэтажек, отданных на откуп магазинам, парикмахерским, всяческим конторам и иже с ними, при желании, отказавшись от статуса жилого помещения, сэкономить на соседях чреваты последствиями. В первую очередь исками в суд самих же страдающих от холода жильцов дома. Скорее всего в ближайшее время суды ожидают владельцев уже нежилых квартир по проспекту Октябрьский, 40, кв. 12, и по улице Космонавтов, 62, кв. 12, в этих квартирах трудятся строители, которые по их словам ничего не знают о разрешительных документах, но безостановочно переделывают квартиры под офисы.
И что самое важное в наше время, планируя переход на автономное отопление, нужно в первую очередь задуматься о финансовой стороне вопроса. Основное требование устройства автономки — неухудшение условий проживания и эксплуатации в отдельной квартире или здания в целом и обеспечение безопасной надежной эксплуатации оборудования — диктует стоимость в выборе оборудования. На обустройство индивидуального отопления в стандартной 2-х комнатной квартире приходится выложить из кошелька сумму, эквивалентную 3 тыс. у. е., что в реалиях тарифов на отопление сегодняшнего дня сопоставимо с затратами на отопление квартиры за 10 лет вперед. Исходя из этой же цифры, рассмотрим срок окупаемости мероприятия по установке автономки. При этом также следует учесть затраты на ежегодное регламентное обслуживание газового оборудования (в ценах сегодняшнего дня — около 300 грн.). Срок службы котла доходит до 10 лет (фирмы по монтажу и сервису рекомендуют производить замену котла через 7-8 лет эксплуатации). Как самая дорогая составная часть системы автономного отопления (около 1 тыс. у. е. для турбированных моделей и около 750 — для дымоходных) это также существенное удорожание стоимости отопления помещения. Сопоставив все расходы со среднемесячной стоимостью отопления 1 кв. м. даже в реалиях сегодняшних цен, получаем примерно 1,5-кратное превышение над ценой отопления при централизованном теплоснабжении.
Поэтому, сравнивая широко рекламируемые преимущества автономного отопления (независимый тепловой режим помещений, график теплопотребления в соответствии с потребностями, гарантированное горячее водоснабжение), следует относится к этому трезво, взвешенно, с определенной долей скептицизма. Как видим, единственное преимущество — это нормализация теплоснабжения при явно неблагополучном его состоянии. При этом надо четко понимать, что нормально организованная работа системы отопления здания может и должна обеспечивать полноценное теплоснабжение всех помещений здания в пределах санитарных норм. Эту задачу обязаны решать коммунальные предприятия в порядке своих обязанностей по обслуживанию зданий и обеспечению комплекса коммунальных услуг.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |