ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Парижскую конвенцию нарушаем на каждом шагу
27.07.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 85(2947) / Тираж: 7500

Честный человек, который по жизни не врет, привык верить слову, в особенности печатному. Этой человеческой «слабостью» без зазрения совести пользуются некоторые предприниматели, позволяющие себе распространять недобросовестную рекламу. В архивах территориального отделения антимонопольного комитета в Николаевской области сегодня скопилось несколько дел, которые дают представление о том, как нас дурят рекламные материалы. А мы верим. И для того, чтобы в следующий раз среднестатистический гражданин не так быстро повелся на удочку, заброшенную в потребительское море рекламными щитами, предлагаем нашим читателям несколько ситуаций из раздела «О защите от недобросовестной конкуренции».

Начнем с самой безобидной, на первый взгляд, рекламы. Щит, который некоторое время стоял возле аптечного пункта на территории городской больницы №3, информировал покупателей о том, что аптека реализует — дословно: «Лекарства государственной сертификации, скидки 10%».

- Это информация, которая вводит в обман горожан, — прокомментировал заместитель председателя территориального отделения АМК в Николаевской области Виктор Волик. — У нас в стране любое поступающее в продажу лекарство обязано пройти государственную сертификацию, иначе его просто не допустят в аптеки. Благодаря этой рекламе, у потребителя может сложиться впечатление, что лекарства государственной сертификации реализуются только в данной аптеке, в то время как они продаются абсолютно во всех аптеках города. Подобные утверждения привлекают внимание потребителя и выступают дополнительным стимулом для покупки лекарственных препаратов именно у этого субъекта хозяйствования. А конкуренты, которые не распространяют таких утверждений, могут утратить своих покупателей.

***

«Мелитопольский трикотаж. Цены от производителя. Широкий ассортимент». Эта реклама целый год красовалась на фасаде торгово-развлекательного комплекса «Магеллан». Ее разместило ООО «Спарта-Трейд». Проверяя соответствие содержания рекламы действительности, сотрудники АМК установили весьма любопытные факты: цены практически на весь мелитопольский трикотаж, находившийся в продаже в Николаеве у ЧП О.В. Колинько, в реальности были намного выше, чем сулил рекламный щит. Наценки составляли от 20 до 70 и в одном случае даже... 200%!

Так, пижама у производителя стоила 50 грн., у николаевского реализатора — 75. За женский костюм николаевцы платили 200 грн., в то время как его цена «от производителя» составляла 124 грн. Сорочка женская вместо 75 грн. продавалась по 110. И так — почти 20 наименований ассортимента.

***

А вот и еще пример. На рекламных щитах ПО «Ломбард Розман и компании», расположенных на улицах Пушкинской и Красных Маевщиков, прохожие знакомились с рекламой следующего содержания: «Мы даем самую высокую цену за 1 грамм золота 585 пробы — 132 гривни». Николаевские сотрудники территориального отделения АМК, осуществляющие государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, проверили достоверность этой информации. Информация оказалась неправдивой. Ибо в других ломбардах города в этот же день за грамм золота давали 140, 150, а кое-где и 155 грн.

- Учитывая то, что реклама стимулирует заинтересованность потребителя в товарах и услугах, — сообщение неполных, неточных и неправдивых сведений не только ставит «неправдивого» субъекта хозяйствования в более выгодные условия, дает ему выгодные преимущества перед другими субъектами, но и приносит убытки потребителям, которые доверяют этой информации, — говорит Виктор Волик.

***

Еще одно дело, начатое по инициативе Николаевского территориального отделения АМК, касалось рекламных материалов гипермаркета «ФоксМарт». «ПОВЕРНЕМО ГРОШІ, ЯКЩО ЗНАЙДЕШ ДЕШЕВШЕ»... «ЗНАЙДИ ДЕШЕВШЕ — ОТРИМАЙ 150% РІЗНИЦІ — завлекали покупателей бигборды, рекламировавшие ноутбук Lenovo, телефонный аппарат Nokia, телевизор Shivaki.

Согласно объявленной акции, потребителю, который сделал покупку в гипермаркете и в течение 30 дней нашел товар такой же модели по более низкой цене в другом торговом предприятии, предоставлялась возможность получить в качестве компенсации 150% разницы между стоимостью «фоксмартовской» покупки и найденной более низкой ценой. Эта «завлекаловка», выполненная на бигбордах аршинными буквами, агрессивно бросалась в глаза проходящему мимо народу, однако далеко не все условия акции были прописаны на рекламных щитах.

Как установили сотрудники АМК, правила проведения акции содержали целый ряд ограничений. Конкурентный товар по более низкой цене, за который обещали 150%-ную разницу, мог быть куплен только в «капитальном» магазине, к числу которых не относятся ларьки, павильоны, оптовые склады, интернет-магазины.

Кроме того, компенсация подразумевала не прямое возвращение денежной разницы, как это было заявлено в рекламных сообщениях, а всего лишь право участника акции разорвать договор купли-продажи и приобрести тот же самый товар в «ФоксМарте» на более выгодных условиях — по новым ценам.

Откуда могли узнать об этих «нюансах» потребители? Только открыв сайт компании-реализатора, где была размещена полная информация. Меленькие буковки на бигбордах, правда, сообщали адрес сайта, но... кто же из горожан на бегу или пролетая мимо на машине, будет дотошно разбираться с мелкими буковками? Видимо, на то и рассчитано. Акция проводилась в целях увеличения объемов продажи и уменьшения товарных запасов, следовательно, недобросовестная реклама должна была реализаторам помочь.

- Во всех приведенных случаях, — заключил Виктор Волик, — предприятия нарушили Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», а также статью 10 bis «Парижской конвенции об охране промышленной собственности», принятую 20 марта 1883 года. В ней говорится: «Актом недобросовестной конкуренции считается любой акт, который противоречит честным поступкам в промышленных и торговых делах».

Автор: Наталья Христова.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту