19 июля в Южноукраинске появился передвижной зверинец, который «осел» на территории торгово-оптовой базы по улице Дружбы народов. Жители города атомщиков, воодушевленные перспективой порадовать детей зрелищем экзотических животных, дружно кинулись покупать билеты. Верблюд, обезьяны, волки, носухи, различные виды птиц — это ли не радость для детишек? Однако картина, которая открывалась перед взором посетителей, была столь удручающей, что многие покидали «зрелище» с болью в сердце...
С руководителем Николаевского общества защиты прав животных Музой Маховой связались по телефону жители Южноукраинска, и сообщили, что такой жестокости в обращении с животными они еще не видели: «Это — не «зоопарк на гастролях», это — настоящий «Бухенвальд» для животных! Они там просто погибают!».
22 июля представители общества защиты животных, Николаевского зоопарка, экологической инспекции и журналисты отправились в Южноукраинск. По дороге стало известно, что в передвижном зверинце уже работают сотрудники местной милиции и прокуратуры. А женщине, которая проинформировала о жутких условиях содержания животных в зверинце, уже угрожали физической расправой.
Зверинец представляет из себя десяток грузовиков, которые выстраиваются в форме прямоугольника, боковые стены машин опускаются — и за решетками томятся животные, которых выставляют таким образом напоказ.
Невооруженным глазом было видно: животные жутко страдают от жары. Они тяжело дышали, широко открывали рты, метались из угла в угол. На солнцепеке их железные клетки с металлическими крышами, размером в среднем 2х2 м, раскалялись настолько, что к ним невозможно было прикоснуться рукой. В периметре не было даже ветерка, который мог бы хоть как-то уменьшить их страдания. Многие звери, не отходя от миски, жадно хлебали воду, а в некоторых клетках даже воды не было.
Когда «делегация» прибыла на место, животных покормили черным хлебом и побрызгали водой из шланга. Создавалось впечатление, что это все делалось для показухи.
Рядом со зверинцем стояла местная жительница — Таисия Пивоварова, — которая и обратилась в общество защиты прав животных, а уже по настоянию ее активистов — в местные инстанции. Она рассказала, что зверинец приехал 19 июля, потому что в афишах, расклеенных по городу, обещали «рандеву» с экзотическими животными с 20 июля по 2 августа. Южноукраинск — далеко не единственный город, где уже побывал передвижной «зоопарк». Как удалось позже выяснить, передвижной «зоопарк» уже объездил пол-области — побывал в Казанковском районе, в Новом Буге, в Вознесенске, а после Южноукраинска планировал «порадовать» живой экзотикой жителей Первомайска.
- Когда я услышала, как плачут звери, я не выдержала, подошла сюда, к этой закрытой двери, и заглянула в щелочку. Я обратила внимание на медведей: медведь метался по клетке, а медведица сидела на задних лапах, опустив голову вниз, широко открыв пасть — она задыхалась от жары, и взгляд у нее был устремлен в одну точку. Я не могла потом спать. Я решила позвонить в горисполком — искала телефон, куда бы я могла обратиться. У нас в городе общество защиты животных отсутствует. Я позвонила в Николаев, в редакцию нашей местной газеты, написала заявление нашему прокурору... И вдруг мне позвонили, что приехала группа журналистов из «1 1», наша экологическая милиция, и попросили прийти сюда... Я подошла к сотрудникам оптовой базы, которые меня хорошо знают, они мне передали, что управляющий этого «зоопарка» разыскивает женщину, которая сообщила о жестоком обращении с животными. Он пригрозил расправой — сказал, что обязательно найдет и посмотрите, что с ней будет.
Заместитель директора Николаевского зоопарка Юрий Кириченко, посмотрев на животных, сказал, что он просто В ШОКЕ!
- Это ужас... У меня нет слов... Я не избалован, видел всякие зоопарки. Но не знаю, с чем даже сравнить... Животные не должны жить в таких условиях. Люди, которые взяли на себя уход за животными, используют их для добывания средств, практически НИЧЕГО не сделали для их содержания... Это — не иначе как транспортировочные клетки для перевоза с одного места в другое.
Глядя на животных, специалисты обнаружили у них массу болезней. Верблюд истощен, это видно по горбам — они висят, как две мочалки. У медведей обезвоживание, они в предынфарктном состоянии. В одной из клеток сидит птица, которая не может подняться на лапы — она практически при смерти. У самца африканской носухи воспалены гениталии. У одной из макак отсутствует передняя лапа. А в зверинце даже нет своего ветеринара, который мог бы хотя бы изредка их обследовать и оказать им помощь.
- Я вижу очень много пустых клеток, на которых нарисованы животные — кто нарисован на клетке, тот в ней и сидит. Очень много пустующих клеток — значит, эти животные уже погибли — медленной мучительной смертью, — говорила Муза Александровна.
Но работники зверинца объясняли это тем, то рядом с хищниками всегда должна быть пустая клетка — чтобы, в случае чего, можно было их туда перегнать.
- Ответственность я вижу только одну — уголовную, — категорично заявила Муза Махова. — По 299-й статье Уголовного Кодекса Украины, где четко написано, что жестокое обращение с животными карается сроком до двух лет лишения свободы. Кроме того, они сюда призывают детей. То есть, свидетелями этого насилия являются наши дети. Идет открытая пропаганда жестокости, насилия, изуверства и варварства по отношению к живому.
Защитница животных «била» на то, что обитателей зверинца кормят неприемлемыми для них продуктами. Хлеб, свекла и морковка — это не тот рацион, который должны получать тропические животные.
От всех обвинений работники зверинца банально отмахивались. Дескать, нам не впервой — медведь прожил 15 лет — и еще проживет ровно столько же. В том, что на таком пекле они находятся в крохотных металлических клетках, работники также ничего плохого не видят. «Мы же их поливаем», — удивленно и непонимающе пролепетал один из руководителей передвижного зверинца, кавказец по имени Мамука.
Но дело еще и в другом. В 2006 году вышел закон «О защите животных от жестокого обращения», 25-я статья которого четко гласит, что в Украине не допускается существование передвижных зверинцев. То есть, с 2006 года их деятельность просто-напросто ЗАПРЕЩЕНА!!! В каких бы условиях животные ни находились...
Чуть позже приехал и ветеринарный врач города Южноукраинска Андрей Кревицкий. Как оказалось, разрешение на его размещение он давал, руководствуясь только документами, самих животных даже не осматривал. Тем не менее, он утверждал, что три дня в зверинце все было хорошо. Когда Муза Махова доказывала ему, что по закону такого явления, как передвижные зверинцы, вообще не должно существовать, он отвечал: «А я, ветеринарный врач, здесь при чем? Это же не я с ними жестоко обращаюсь». На упреки о том, что животные элементарно погибают, ветврач нервно махнул рукой, что-то буркнул в ответ и поспешил удалиться. Закона, которым перед его носом размахивала Муза Махова, он и в глаза не видел.
Начальник сектора Государственной службы борьбы с экономической преступностью Южноукраинского городского отдела милиции Юрий Грибан сказал, что материалы по факту жестокого обращения с животными в горотделе зарегистрированы, и в течение десяти дней, по закону, будет проведена проверка, после которой примут соответствующее решение. Но если и закрывать данный объект, то только на основании акта.
Через определенное время на машине приехал и хозяин этого «зоопарка» — Давид Исмаевич Кадария. Он отвечал, что животными занимается давно. В ответ на обвинения в жестоком обращении говорил, что животные его очень любят, что он их «воспитывал» едва ли не с рождения, еще когда работал в Одесском зоопарке. И демонстративно подходил то к медведям, то к волкам — мол, смотрите, как они мне рады. Относительно того, что передвижные зверинцы в Украине уже давно под запретом, Кадария говорил, что слышал это много раз, «но мы уже давно существуем».
Животных, по его словам, кормят не только хлебом, но и говядиной, зерносмесями. Животным капают витамины А, В, С, дают фрукты и овощи. Между тем, когда его попросили показать помещение, где хранятся продукты для животных, сделать этого он не смог, мотивируя тем, что много припасов никогда не берут — покупают каждое утро в магазине и на базаре.
С большой неохотой Давид Исмаевич показал подсобное помещение, в котором, судя по всему, живет Мамука, и условия в нем ярко контрастировали с теми, в которых живут звери. В помещении было очень прохладно — работал кондиционер. На умывальнике — дорогие моющие средства. Холодильник забит продуктами (для людей — не для животных). Все, что приберегалось в каморке для питомцев — это небольшая коробка с какими-то препаратами в полиэтилене.
Оказалось, что и Давид здесь не самый главный. Предприятие зарегистрировано в Кировограде. Хозяин — Тигран Александрович Цатурян. Давид здесь просто как администратор, а Мамука — кто-то вроде смотрящего.
При тщательной проверке документов, привезенных Давидом Кадарией, работники милиции и других инстанций видели документы на животных, но не оказалось документов, которые подтверждали бы их происхождение (покупка, дарение и т.д.). Кроме того, они зафиксировали нарушение паспортного режима — у смотрящего Мамуки не оказалось личных документов. С работниками, кроме самого Давида, не оформлены трудовые отношения. Один из работников — парень, не достигший совершеннолетия. Но сам он с ухмылкой ответил, что работает в таких зверинцах с десяти лет.
После составления акта представители общества защиты прав животных, экологической инспекции и Николаевского зоопарка отправились в Южноукраинское отделение МВД, а Мамука и Давид были задержаны для выяснения обстоятельств.
Общество защиты животных поставило перед собой задачу кинуть клич всем жителям Южноукраинска и близлежащих районов, чтобы мобилизовать группу волонтеров и обеспечить несчастных животных питанием и уходом.
- Животным нужна наша помощь. Теперь их нужно распределять по всей Украине — кого в зоопарки, кого в заповедники. Их надо просто спасать — они погибают... — убеждена николаевский защитник прав животных.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |