Успокаивая 23-летнего буяна, бойцы спецподразделения переусердствовали: парень, кроме сотрясения мозга, потерял зрение и слух
Недавно в Ленинском районном суде города Николаева начало слушаться необычное уголовное дело. Обвинение в совершении преступления прокуратура выдвинула сразу четверым бойцам подразделения милиции особого назначения «Беркут». Преступление, которое им вменяют в вину, было совершено почти два года назад, и сначала его активно пытались замять. Благодаря настойчивости матери пострадавшего и слишком кричащим фактам злоупотребления служебным положением, допущенным рьяными стражами закона, это дело таки дошло до суда.
23 ноября 2008 года в Жовтневую центральную районную больницу обратился за помощью 23-летний житель Мешково-Погорелово Александр Семенюк. Практически все тело молодого парня, начиная с головы и заканчивая ногами, покрывали огромные кровоподтеки, ссадины и синяки.
Во время проведения медосмотра Семенюк несколько раз пожаловался дежурному врачу нейротравматологии Александру Гончаруку на непрекращающиеся головные боли, головокружение, тошноту, боли в поясничной области и запястьях рук. Несмотря на предложения родителей полечить сына на дому, после завершения осмотра его положили в Жовтневую ЦРБ для прохождения стационарного лечения.
- Сотрясение головного мозга дома не лечится, — безапелляционно заявил родителям доктор. Кроме того, у вас там, похоже, еще целый букет нарушений есть, которые так сразу и не определишь, -добавил он.
Дело было на автовокзале
Все, что произошло накануне, Александр Семенюк помнил уже с некоторым трудом.
- Утром 22 ноября я сменился с работы, отдежурив смену на предприятии КП «Николаевводоканал», -рассказывает он. Чтобы снять деньги с банкомата, зашел на междугородний автовокзал, который был по пути. Взяв деньги, зашел в кафе «Минутка», где выпил чашку кофе с коньяком. Потом вышел и через несколько минут вернулся, заказав еще кофе и 50 граммов водки.
Свободных столиков не было, поэтому Саша подсел к уже занятому, за которым перекусывали двое мужчин и женщина. С одним из мужчин у него завязался спор, который вскоре перешел в крик.
Охранник автовокзала, вызванный сотрудницей бара, попросил парня покинуть кафе и территорию автовокзала. Семенюк из кафе вышел, но с автовокзала уходить не стал. Тогда охранник пригласил парня для беседы на второй этаж вокзала, где у них располагается* оперативная часть.
Как протекала беседа, доподлинно неизвестно, но сотрудникам частного охранного агентства почему-то показалось, что парень ведет себя как-то неадекватно, и они вызвали милицию.
Но те долго не приезжали: то не было свободной машины; потом та, которая, наконец, выехала на вызов, вдруг попала в аварию и была вынуждена вернуться. Потеряв терпение, директор охранной фирмы вышел на проспект Октябрьский, остановил первый попавшийся наряд милиции и пригласил его на автовокзал. Этим экипажем и стал наряд «Беркута» во главе со старшим
прапорщиком Сергеем Ткачиком. Вместе с ним также были сержанты Валерий Колеснюк, Виктор Прадкин и Александр Бровкин (все фамилии изменены).
Четверо против одного
Узнав о конфликтной ситуации, правоохранители быстро согласились ее разрешить. Подъехав к центральному входу автовокзала (со стороны проспекта), двое бойцов «Беркута» поднялись с директором охранной фирмы на второй этаж и потребовали у Семенюка документ, удостоверяющий личность. Тот ответил, что у него его нет, тогда милиционеры предложили спуститься к ним в машину. В этот момент Александру позвонила его мама — Людмила Семенюк. Встревоженная, почему того до сих пор нет с работы, она стала спрашивать, в чем причина опоздания. Узнав, что сын задержан сотрудниками милиции, женщина вместе с дочерью немедленно выехали к месту события.
И тут не совсем адекватно стали себя вести уже сотрудники милиции.
- Возле милицейской машины меня стали обыскивать, причем, найдя в карманах деньги, их тут же забирали, — утверждает Александр. На мое возмущение подобными действиями сотрудники «Беркута», в свою очередь, возмутились моей реакции, после чего повалили на землю и стали бить ногами. Ударысыпа-лись по всему телу. Сначала я пытайся от них, как мог, уклоняться, особенно стараясь защищать голову, но это было невозможно: ведь били все четверо, причем тяжелыми армейскими ботинками. Поэтому вскоре я потерял сознание.
Очнулся Александр ,через какое-то время уже в машине с наручниками на руках. Примерно в это же время к вокзалу подъехали его родные.
- Я увидела в милицейской машине сына и стала спрашивать у милиционера, почему его задержали, — вспоминает Людмила Семенюк. Вдруг ко мне подошла незнакомая женщина и стала говорить, чтобы я не сюсюкалась с
милиционерами, а забирала сына и срочно везла его в больницу, так как его сильно избили. В этот момент из машины раздался крик Саши — я увидела, как милиционер, сидевший рядом с ним, продев дубинку за наручниками, выкручивает ее. По Сашиным рукам бежала кровь.
Мать не выдержала и стала стучать по стеклу, требуя прекратить издевательство над сыном. Вместе с ней стала кричать и сестра Саши Лена, но в ответ женщины услышали только площадную ругань из уст правоохранителей.
- Милиционер оттолкнул маму и матюкнулся, — рассказывает Елена Семенюк. Саша стал вступаться за маму, кричать, чтобы они прекратили ее оскорблять. Но милиционеры стали избивать его еще больше. Саша не выдерживал и кричал от боли. Тогда милиционер, который находился с Сашей, вытащил его за наручники из машины, повалил на пол и, сев на него сверху, стал бить головой об асфальт.
Самое удивительное, что вытворять подобное правоохранители не побоялись на глазах многих людей, которые были в это время на автовокзале. Мало того, один из них, не стесняясь, снимал все на видеокамеру мобильного телефона. Из толпы людей послышались крики возмущения. Не выдержав подобной отвратительной сцены, кто-то вызвал на автовокзал милицию. Получался настоящий театр абсурда: люди просили спасти от тех, кто по идее должен был бы их защищать.
«Хотели лохов на бабки развести»
Вскоре приехал УАЗик с сотрудниками «Беркута». Подойдя ближе к месту события, старший наряда поинтересовался: что тут происходит? Тогда один из участвовавших в избиении сотрудников милиции, по словам Людмилы Семенюк, цинично изрек:
- Хотели лохов на бабки развести, а здесь такое заварилось!
Впрочем, после приезда нового наряда милиции избиение Александра Семенюка все-таки прекратилось. По-видимому, затуманенные собственной безнаказанностью оборотни в погонах поняли, что надо заметать следы. Бросив в «Жигули» находящегося в полубессознательном состоянии окровавленного Сашу, они умчались. Его родители (к тому времени подъехал на машине и отец семейства) попытались, было, направиться за жигуленком, увозящим Александра, но путь им преградил милицейский УАЗик.
- Нечего вам за ними ехать, — произнес старший наряда. — Его сейчас отвезут в Ленинский райотдел, там его и найдете.
Но, приехав через пятнадцать минут туда, сына не нашли. Где-то в это же время стражи закона в укромном месте, на этот раз спрятавшись подальше от людских глаз, поили Семенюка водкой. Впрочем, поили — это мягко сказано: зажав Саше нос, они успели влить ему полбутылки, прежде чем он снова потерял сознание. Теперь уже от алкогольного опьянения.
Потом парня отвезли в клинику на Володарского на медосвидетельствование, где медики добросовестно зафиксировали факт алкогольного опьянения Семенюка. Через четыре часа, оформив протокол по факту административного нарушения, избитого и униженного парня, наконец, отдали родителям.
Милицейская безнаказанность
В больнице Александр Семенкж пролежал месяц. По-хорошему, надо было бы еще немного полечиться, но ему слишком хотелось попасть на Новый год домой. Кроме сотрясения головного мозга, у него обнаружились и другие проблемы. Так, на один глаз у него почти вполовину упало зрение, на одно ухо он перестал слышать. Сильные головные боли у него также не прекращаются. На его лечение семья потратила почти
восемьтысяч гривен, и, кажется, этоеще не предел.
Все нанесенные его здоровью повреждения врачи оценили как средней тяжести.
Взяв соответствующие справки, мама Александра отправилась в прокуратуру Ленинского района, где, изучив материалы, ей ответили, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Возмущенная подобным отношением, женщина стала стучаться во все инстанции, но самым действенным оказалось обращение к народному депутату Инне Богословской. Получив документы и придя в ужас от подобных действий правоохранителей, нардеп направила запрос в Генпрокуратуру. Оттуда поступило указание в Николаев разобраться. Прокуратура Ленинского района, во второй раз язучив материалы дела, снова не нашла оснований для возбуждения уголовного дела. Только после вмешательства прокуратуры Николаевской области следователи Ленинской прокуратуры вдруг «прозрели» и обнаружили признаки состава преступления статьи 365 части 2 УК Украины («Превышение власти или служебных полномочий»), предусматривающей лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.
За время, что прошло после того случая, сотрудники «Беркута» не посчитали нужным прийти и извиниться перед Сашей за свое поведение.
- Даже на суде они ведут себя так как будто ничего не совершили, — возмущается Людмила Семенюк. — Они, наверное, считают такое свое поведение в порядке вещей. Но мы так не считаем и будем бороться до конца. За те издевательства и причиненный здоровью моего сына вред эти милиционеры должны ответить
***
Начальник Николаевского областного управления внутренних дел Михаил Слепанев:
-Сейчас дело по данному факту находится в суде, поэтому комментировать, какое решение будет принято, я не могу. Но лично мое отношение к этому такое: если виновны сотрудники, то должны нести ответственность. Здесь никакого компромисса быть не может. Это однозначно.
А чтобы не допускать впредь подобных чрезвычайных ситуаций, мы серьезно работаем. На каждом совещании, на каждой коллегии у нас всегда стоит вопрос о дисциплине и законности. Мы постоянно доводим негативные факты, — когда нарушается закон, когда милиционеры берут взятки, когда избивают граждан, — произошедшие не только в масштабах области, но и в других областяхУкраины. Говоримо том, что руководитель, чьи подчиненные совершили правонарушение, будет наказан.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |