ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Наши авианосцы
29.07.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 86(2948) / Тираж: 7500

21 июля исполнилось ровно сорок лет с момента закладки в Николаеве первого советского авианесущего крейсера. В честь этого памятного события в муниципальном выставочном центре на ул. Советской открылась фотовыставка известного инженера-кораблестроителя, автора книг о николаевских авианосцах Валерия Бабича.

По словам самого автора выставки, он отобрал для экспозиции около 300 фоторабот из 5 тыс. имеющихся у него фото, связанных с историей николаевского кораблестроения. На выставке представлены снимки разных периодов, отражающие не только строительство авианесущего флота. Есть здесь линкоры «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», крейсеры «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», спущенные на воду в Николаеве, последний российский император Николай II и морской министр Григорович, бывавшие в нашем городе. Помимо авианосцев на фотовыставке представлены николаевские вертолетоносцы, эсминцы, противолодочные корабли, ракетные крейсеры.

На фото есть и те, кто строил и испытывал авианосцы: директора ЧСЗ Анатолий Ганькевич и Юрий Макаров, главные строители авианосцев Иван Винник и Игорь Овдиенко, председатель госкомиссии, испытывавшей «Киев», капитан I ранга Юрий Соколов. На фото запечатлены визиты в Николаев на Черноморский завод министра обороны СССР Андрея Гречко и главкома ВМФ Сергея Горшкова.

История авианесущего кораблестроения в Николаеве насчитывает немало славных эпизодов. Хотя и прежде у нас строили вертолетоносцы, но принято считать, что началась она 21 июля 1970 года, когда на стапеле «ноль» Черноморского судостроительного завода был заложен авианесущий крейсер «Киев» (сдан флоту в 1975 году). Далее были построены и сданы ВМФ тяжелые авианесущие крейсера «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982), «Баку» (1987, позднее переименован в «Адмирал Горшков»).

В 80-х гг. прошлого столетия в истории николаевского кораблестроения открылась новая страница — создание авианосцев с самолетами горизонтального взлета и посадки Су-27К и МиГ-29К. Первый такой авианосец «Адмирал Кузнецов» был сдан флоту в 1990 году. Следующий авианосец этого проекта — ТАКР «Варяг» после распада Советского Союза так и не был достроен. Позднее его продали китайцам, и в 2000 году он был отбуксирован покупателю.

К концу 80-х гг. Черноморский судостроительный завод вышел на новый технологический уровень, позволивший ему приступить к строительству первого в СССР атомного авианосца «Ульяновск» водоизмещением 75 тыс. тонн, не уступавшего по своим тактико-техническим характеристикам американским атомным авианосцам. Однако после развала Союза корпус «Ульяновска» был порезан на металлолом прямо на стапеле при готовности в 17%.

На открытии выставки собрались старые николаевские кораблестроители, гости из России и даже Великобритании. Иван Винник, к примеру, продемонстрировал собравшимся ту самую отвертку, с помощью которой он крепил памятную доску к закладной секции авианесущего крейсера «Киев» в июле 1970 года. По его словам, это был период строительства научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев» и основное внимание приезжавших в Николаев высокопоставленных гостей было направлено именно на него. Но и первый авианосец поражал воображение. На «Киеве» базировалось 36 самолетов и вертолетов, мощность его энергетической установки составляла 180 тыс. лошадиных сил, что обеспечивало скорость хода до 30 узлов. Кстати, мощность энергетической установки корабля позволила бы обеспечить электроэнергией население полумиллионного Николаева.

По мнению Игоря Овдиенко, авианесущий корабль — великий плод самоотверженного колоссального труда многих тысяч людей разных национальностей из многих уголков бывшего СССР. Авианосец — венец инженерно-технической мысли, построить и укомплектовать его, наверное, сложнее, чем космический корабль. На каждом авианосце размещены около полутора сотен различных систем дальнего и ближнего обнаружения противника, средства связи, управления оружием, ангары, хранилища топлива, десятки наименований боеприпасов, включая ядерные. Важнейшей составляющей было не только выполнение боевых задач, но и обеспечение безопасности корабля.

О многом вспоминали корабелы, собравшиеся на открытии фотовыставки: об ударном труде многотысячного коллектива ЧСЗ, о случавшихся происшествиях и гибели пилотов (бывало и такое), об удачных испытаниях систем оружия и учебных ракетных стрельбах на расстояние в сотни километров, о том, наконец, как, контролируя работу подчиненных, лично сев за руль, на завод среди ночи без всякого сопровождения приезжал директор Анатолий Ганькевич.

Судьба николаевских авианосцев сложилась по-разному. Одни порезаны на металлолом, другие переоборудованы китайцами в развлекательные центры. «Адмирал Кузнецов» продолжает нести службу в составе Северного флота ВМФ России, «Варяг» до сих пор изучается китайскими инженерами, намеревающимися развернуть собственное строительство авианесущего флота. А «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитья» и сейчас проходит реконструкцию на верфи в Северодвинске.

Автор: Станислав Козлов.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.035
Перейти на повну версію сайту